Хачатурян Анна Георгиевна
Психологические особенности ребенка в первый год жизни
Как справедливо отмечает Д. Б. Эльконин (1960, непосредственный, практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых
и новых свойств предметов и отношений между ними.
После полугодия ребенок учится ползать, вставать, садиться, переступать, держась за барьер манежа или кроватки. Наиболее полезно для развития костно-мышечной системы ползание. Оно способствует укреплению всей костно-мышечной системы малыша и установлению (к 7-8 месяцам) зрительно-двигательной
Публикация «Психологические особенности ребенка в первый год жизни» размещена в разделах
координации. У ребенка проявляется также активность, расширяются представления об окружающем, так как возможность перемещаться позволяет знакомиться
с большим количеством новых предметов.
Научившись ползать, малыш к 8 месяцам устойчиво сидит и стоит, сначала с
опорой на предмет, а затем без опоры. Наконец к концу первого года жизни появляется ходьба, что имеет исключительно важное значение для всего последующего развития ребенка. Приобретение вертикального положения тела значительно
расширяет диапазон восприятия окружающей действительности и активного соприкосновения с предметами, открытие их свойств. Такое изучение предметов,
открытие их свойств и овладение соответствующими действиями происходит
лишь при условии специального обучения. В группе воспитателю следует продумать наличие двигающихся игрушек, разных коробочек с мелкими предметами,
вкладышей и т. д. Взрослый учит, показывая и сопровождая словесным объяснением, ребенок сосредоточивает свое внимание на мимике взрослого и на показываемых действиях. Легче усваивается ребенком действие, подкрепленное другим
интересным раздражителем. Например, показывая малышу, как вкладывать шарик в коробочку, взрослый кладет шарик так, чтобы раздался звук.
Как видим, все обучение ребенка происходит посредством взрослого, в тесном
эмоциональном контакте и практическом взаимодействии с ребенком.
Итак, на протяжении младенческого периода идет интенсивное развитие ребенка. У него формируется восприятие, представление о предметах окружающего
мира, расширяется и дифференцируется отношение к ним. Развивается возникшая в конце периода новорожденности потребность в общении. Появляются способность к пониманию человеческой речи и первые самостоятельные слова. Младенец овладевает простейшими предметными действиями. Ведущее значение в
психическом развитии ребенка приобретает удовлетворение новых его потребностей — в общении с людьми, в новых впечатлениях. Важнейшие психологические
новообразования в психике младенца формируются в процессе эмоциональноличностного и практического взаимодействия со взрослыми. Основные показатели психического и физического развития детей раннего возраста пре