Светлана Маштак
Психологические особенности обучения и развития детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе вопрос образования и развития занимает одно из ведущих мест и является остро обсуждаемым. Образовательный процесс не стоит на месте: развивается, меняется, а вместе с этим встают новые вопросы и появляются новые задачи. Обучение детей в школе позволяет развить у них познавательную деятельность и произвольную регуляцию этой самой деятельности. Развитие познавательной деятельности является одной из самых важных и необходимых, так как формирует у ребенка его психическое и социальное развитие. Формирование познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития следует выделить из общего процесса обучения и рассматривать как приоритетную. По мнению Н. В. Бабкиной, важность выделения таких детей из общего учебного процесса обуславливается особенностью развития детей с задержкой психического развития, их особенностью познавательной деятельности и не способностью обучаться по общим нормам и правилам, установленными Министерством Образования.
Публикация «Психологические особенности обучения и развития детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Причины задержки психического развития у детей могут появиться в следствии родовой травмы, тяжелых соматических заболеваний (астма, неблагоприятных условий воспитания в семье, педагогической запущенности. Обычно у таких детей наблюдается эмоциональная нестабильность, неадекватная самооценка, ослабление направленного внимания, постоянная отвлекаемость и слабая сосредоточенность на конкретном действии или предмете, так же наблюдается сложность в формировании и реализации плана своих действий. У таких детей игровые интересы преобладают над учебными. С этим связаны такие проблемы, как трудности в усвоении учебных дисциплин, умений и навыков. Всё вышеперечисленное препятствует нормальной познавательной деятельности, затрудняет процесс познания и самореализации. Сравнение особенностей познавательной деятельности детей с задержкой психического развития и их сверстников без данного отклонения позволяет настаивать на необходимости специальных образовательных условий для детей с ЗПР.
Образовательные учреждения повышенного статуса, такие как гимназии и лицеи, не предусматривают индивидуальный подход в обучении для детей с задержкой психического развития. Коррекционных классов, способных оказать специализированную помощь, по состоянию на 19.06.2018 года, по данным Минпросвещения России, насчитывается семнадцать тысяч пятьсот семь классов, в них обучается сто шестнадцать тысяч девятьсот десять детей, без учета детей имеющих статус инвалида или ребенка-инвалида. Так же в пунктах 2-4 статьи 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" говорится следующее: общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования. Под специальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Инклюзивный подход позволяет включить в процесс обучения всех детей, не зависимо от степени их психического или физического отклонений. Такое обучение даёт возможность детям с задержкой психического развития обучаться в одном классе со своими сверстниками, а не в специально выделенных группах. В таких условиях детям прививается чувство причастности и востребованности их деятельности. Индивидуальный подход к обучению, даёт возможность раскрыть ребёнку свои возможности, полноценно участвовать в жизни не только класса, но и школы, социализироваться и стать полноценным членом общества.
В настоящее время, по установленным законодательством правилам, родители сами в праве решать, где и как будет обучаться их ребенок, в обычном классе, по адаптированной программе или находиться на домашнем обучении. Конечно, для детей с задержкой психического развития имеет большее положительное влияние обучение в общеобразовательной школе, в одном классе со сверстниками. Помимо того, что для таких детей разрабатывается специальная программа обучения и развития, они так же находятся в более комфортной для себя среде. Педагоги и специалисты в таких классах более опытные в вопросах коррекции, обучения, развития и имеют для этого специальные возможности и инструменты. Следует сказать, что вопрос инклюзивного образования является в настоящее время достаточно важным и остро обсуждаемым. Нельзя недооценивать роль инклюзии в современном образовательном процессе. Ведь именно в этих классах работают специалисты, которые могут своевременно и качественно оказать детям необходимую поддержку, дать знания и помочь социализироваться, так как главной и основной целью педагога является не только обучение школьной программе, а удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребёнка.