Екатерина Козлова
Психологические особенности обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП)
▼ Скачать + Заказать документы
Дети ОВЗ и/или дети-инвалиды.
В зависимости от нозологической группы обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью можно выделить следующие общие психологические особенности :
• имеются определенные коммуникационные трудности в установлении межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками;
• темп познавательной деятельности крайне низкий по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками;
• имеются проблемы в произвольной регуляции собственной деятельности;
Публикация «Психологические особенности обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП)» размещена в разделах
• могут проявляться различные по степени выраженности трудности в адаптации к ДОУ, режиму дня, правилам поведения;
• повышенная тревожность, многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью) : болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
• у некоторых обучающихся наблюдаются неадекватная самооценка, капризность, инфантилизм, склонность к избеганию трудностей, чрезмерная зависимость от близких;
• для большинства детей с ОВЗ характерна повышенная утомляемость; быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.
Дети, находящиеся под диспансерным наблюдением, часто болеющие дети, обучающиеся по индивидуальному учебному плану/ расписанию на основании медицинского заключения.
Для часто болеющих детей (ЧБД) свойственна выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, быстрая утомляемость. Также имеются специфические особенности межличностного взаимодействия и деятельности: ограниченность круга общения, объективная зависимость от взрослых (родителей, педагогов, стремление постоянно получать от них помощь. Для ЧБД старшего дошкольного возраста характерны изменения в отношении ведущего вида деятельности – сюжетно-ролевой игры, что оказывает негативное влияние на развитие его личности и эмоциональное благополучие. У ЧБД могут наблюдаться сложности в освоение программы и социальной адаптации.
Обучающиеся, испытывающие трудности в освоении ООП, развитии, социальной адаптации, в том числе билингвальные обучающиеся, дети мигрантов, испытывающие трудности в понимании государственного языка РФ на дошкольном уровне образования.
Обучающиеся, испытывающие трудности в освоении ООП ДО и развитии характеризуются:
• низкими показателями в развитии интеллектуальных процессов;
• недостаточным уровнем развития познавательных процессов;
• низкой познавательной активностью;
• быстрой утомляемостью и истощаемостью;
• низкой работоспособностью.
Обучающиеся испытывающие трудности в социальной адаптации характеризуются:
• трудностями коммуникации со сверстниками и взрослыми;
• наличием деструктивных эмоциональных состояний (тревога, неуверенность, агрессия);
• несформированностью или недостаточной сформированностью навыков самообслуживания (у детей младшего дошкольного возраста);
• несформированностью (отсутствием) правил поведения в социуме.
Билингвальные обучающиеся, дети мигрантов, испытывающие трудности в понимание государственного языка РФ на дошкольном уровне образования характеризуются :
• трудностями адаптации к ДОУ;
• трудностями в коммуникации со сверстниками и взрослыми в виде языкового барьера;
• недостаточным развитием коммуникативных навыков;
• наличием деструктивных эмоциональных состояний (тревога, неуверенность, агрессия);
Одарённые обучающиеся
Психологические особенности по отношению к самому себе: повышенная тревожность; неадекватная самооценке; неуверенность; внутренняя самоизоляция от реальной действительности; перфекционизм и повышенная требовательность к себе, которая может не соответствовать реальным возрастным возможностям; сверхчувствительность к стимулам среды, в том числе социальным, что определяет высокую уязвимость; недостаточно выраженная толерантность; повышенная потребность в самостоятельности; в ряде случаев неприязнь к систематическому обучению.
Психологические особенности во взаимоотношении со взрослыми: повышенный уровень притязаний в общении со взрослыми, требовательность; критичность по отношению ко взрослым; стремление во что бы то ни стало настоять на своём; повышенная потребность в усиленном внимании взрослого; отсутствие чувства дистанции в общении со взрослыми.
Психологические особенности во взаимоотношении со сверстниками: сниженная потребность в общении со сверстниками; усиленное стремление к лидерству; недостаточная сформированность эффективных навыков социального поведения; не конформность, «необычное» поведение, что может вызвать недоумение или насмешку сверстников; несоблюдение некоторых норм сообщества ровесников, потребность в общении с более старшими детьми, и, как следствие, излишняя конфликтность или отчуждённость от ровесников.