Наталья Величко
Программа Сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
Сенсорного воспитания детей
дошкольного возраста
с проблемами в развитии.
(из опыта работы)
Составила воспитатель
Нач. шк. -дет. сад №32
Величко Н. В.
г. Коломна, 2010 г.
Пояснительная записка.
Публикация «Программа Сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В данном направлении сосредоточено основное содержание работы по коррекции когнитивной сферы ребенка. Сенсорное воспитание и развитие внимания служат основной для развития у детей поисковых способов ориентировки: методов проб и примеривания. Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов -внимания,памяти,сферы образов -представлений, мышления,речи и воображения ; с другой- оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности -предметной, игровой, продуктивной, трудовой.
На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования связей внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.
Сенсорное воспитание в своей основе направлено на формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий - действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также способствует обеспечению освоения систем сенсорных эталонов
Другой важной стороной сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает, со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойств и отношений. Делает эти образы более четкими. Систематизированными и обобщенными. Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их свойств, отношений к их восприятию на основе образа. А затем и к фиксации образа в слове, т. е. к появлению образа- представления.
Занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирования целостного образа предметов; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие тактильно- двигательного восприятия; на развитие вкусового восприятия. Работа по этим направлениям значима для развития ребенка в течение первых трех лет его пребывания в дошкольном учреждении. На четвертом году воспитания и обучения акцент в работе смещается на формирование у детей образов- представлений в рамках упомянутых выше анализаторов и в русле ведущих видов детской деятельности.
Вторая младшая группа (возраст детей 3 года).
Задачи обучения и воспитания.
• Учить детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.
• Учить детей дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов.
• Учить детей различать свойства и качество предметов: мягкий - твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий - тихий, сладкий -кислый.
• Учить детей определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи).
• Формировать у детей поисковые способы ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач.
• Создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности- в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, и строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).
Показатели развития к концу года.
• Дети должны научиться:
• Воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи где стульчик»;
• различать свойства и качество предметов: мокрый- сухой, большой-маленький, сладкий- кислый, горячий- холодный;
• воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой- маленький, горячий- холодный, кубик-шарик);
• сличать и называть четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий);
• дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных
• инструментов (выбор из трех);
• складывать разрезную картинку из четырех частей ;
• узнавать и называть круг, квадрат, треугольник;
• учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катиться; кубик стоит, не катиться; большой домик для большой матрешки, маленький - для маленькой);
• дифференцировать звукоподражания («Кто тебя позвал?» : выбор из двух - трех предметов или картинок)
Средняя группа (возраст детей 4 года).
Задачи обучения и воспитания
• Учить детей дифференцировать внешние, чувственно воспринимаемые свойства, качества и отношения предметов,
• Учить детей выделять основной признак в предметах, отвлекаясь от второстепенных признаков.
• Формировать у детей образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства.
• Продолжать формировать поисковые способы ориентировки - пробы, примеривание при решении практических или игровых задач.
• Формировать у детей целостные образы предметов, образы-представления о знакомых предметах, их свойствах и качествах.
• Создавать условия для практического использования знакомых свойств и качеств предметов в разнообразных видах детской деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой).
• Учить воспринимать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с игрушками, строительных играх, продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование, аппликация).
Показатели развития к концу года
• Дети должны научиться:
• Различать свойства и качества предметов: маленький - большой - самый большой; сладкий -горький – солёный-кислый;
• Доставать знакомые предметы из «волшебного мешочка» по тактильному образцу (выбор из трех);
• Учитывать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности;
• Складывать разрезную сюжетную картинку из четырёх частей;
• Выполнять группировку предметов по заданному признаку (форма, величина, цвет);
• Пользоваться методом проб при решении практических или игровых задач;
• Выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: внизу, наверху, на, под; Называть в собственной активной речи знакомые свойства и качества предметов («Лимон какой?» - «Лимон кислый и желтый». «Яблоко какое?» - «Яблоко круглое и сладкое»);
• Дифференцировать звучание трех музыкальных инструментов (металлофон, барабан, дудочка, реагируя на изменение звучания определенным действиям;
• Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, конус, цилиндр,треугольная призма (крыша);
• Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
Старшая группа (возраст детей 5 лет).
Задачи обучения и воспитания
• Формировать у детей целостный образ предметов: учить самостоятельно складывать разрезные картинки из четырёх- шести частей с разной конфигурацией разреза.
• Учить детей соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу.
• Развивать у детей восприятие и память : вести отсроченный выбор предметов, различных по форме, цвету и величине, с использованием образца (отсрочка по времени 10 с)
• Учить детей производить сравнение предметов по форме и величине, проверяя правильность выбора практическим примериванием. Учить детей вычленять цвет (форму, величину) как признак, отвлекаясь от назначения предмета и других признаков.
• Познакомить детей с пространственными отношениями между предметами: высокий - низкий, выше - ниже; близко - далеко. Ближе -дальше.
• Учить детей воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции.
• Учить детей опознавать предметы по описанию, с опорой на определяющий признак (цвет, форма, величина).
• Учить детей изображать целый предмет с опорой на разрезные картинки (составление целого из частей в представлении).
• Развивать у детей координацию руки и глаза в процессе обучения способом обследования предметов: зрительно -тактильно - ощупывать, зрительно- двигательно - обводить по контуру.
• Учить детей передавать форму и величину предметов в лепке после зрительно-тактильного обследования.
• Учить детей воспринимать, различать бытовые шумы, явлений природы (сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок ; шум пылесоса, шум двигателя, шум стиральной машины; шум ветра, журчание воды, шуршание опавших листьев; шум воды, капающей из крана, шум водопада, шум дождя).
• Формировать представления у детей о звуках окружающей действительности.
• Продолжать развивать у детей вкусовую чувствительность и формировать представления о разнообразных вкусовых качествах.
Показатели развития к концу года.
Дети должны научиться:
• Складывать разрезные предметнее картинки из шести различных частей;
• Выделять основные свойства знакомых предметов, отвлекаясь от второстепенных свойств;
• Соотносить плоскостную и объё мную формы: выбирать объёмные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объёмному образцу;
• различать форму предметов: круглую, треугольную, четырёхугольную;
• производить сравнение предметов по форме и величине с использованием образца из двух- трёх объектов, проверяя правильность выбора способом практического примеривания;
• вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предмета, его формы и величины;
• Сличать и называть цвета спектра: красный, желтый, зелёный, синий, оранжевый, голубой, фиолетовый (хроматические, и белый, черный (ахроматические, различать цвета по светлоте и насыщенности;
• Опознавать знакомый предмет по словестному описанию его признаков и качеств («Возьми желтое, круглое, сладкое, сочное»);
• обследовать предметы с использованием зрительно-тактильного и зрительно-двигательного анализа;
• узнавать бытовые шумы (по аудиозаписи) : сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок; шум ветра, шум дождя, шум водопада;
Подготовительная группа (возраст детей 6 лет).
Задачи обучения и воспитания.
• Учить детей воссоздавать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части из пяти- шести элементов; дорисовывать недостающие части или детали рисунка.
• Учить детей воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, расположенным в беспорядке: по картинке, разрезанной на семь-восемь частей;
• Продолжать учить детей дифференцировать объёмные формы по образцу.
• Учить детей соотносить форму предметов с геометрической формой -эталоном.
• Учить детей ассоциировать геометрические формы с предметами.
• Продолжать формировать у детей представление об относительности величины: один и тот же предмет может быть по отношению к одним предметам маленьким, а по отношению к другим - большим.
• Продолжать формировать у детей ориентировку в пространстве, в схеме собственного тела.
• Продолжать учить детей дифференцировать цвета и их оттенки и использовать представления о цвете в продуктивной и игровой деятельности.
• Учить использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности (игровой, изобразительной, трудовой).
• Учить детей пониманию того, что окружающие их предметы имеют различные свойства: цвет, форму, величину, качества поверхности.
• Учить детей дифференцировать звуки окружающей действительности на бытовые шумы и звуки явлений природы.
• Учить детей группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков.
• Формировать у детей целостное представление о предметах: подвести детей к пониманию того, что один и тот же предмет может иметь разные свойства.
• Формировать у детей обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах предметов.
• Формировать у детей представление об общих определенных признаках, характерных для данного вида.
• Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра.
• Закреплять знания эталонов.
Показатели развития к концу года.
Дети должны научиться: Воссоздавать целостное изображение предмета по его частям;
• Соотносить форму предметов с геометрической формой - эталоном;
• Ориентироваться в пространстве, опираясь на схему собственного тела;
• Дифференцировать цвета и их оттенки и использовать представления о цвете в продуктивной и игровой деятельности;
• Использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности;
• Описывать различные свойства предметов: цвет, форму, величину, качество поверхности, вкус;
• Дифференцировать звуки окружающей действительности на бытовые шумы и звуки явлений природы;
• Группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков;
• Использовать обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах предметов в деятельности;
• Составлять из нескольких треугольников фигуры большего размера, другой формы;
• Пользоваться простой схемой- планом.
Список литературы
1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Программа образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-воспитательное обучение и воспитание, -М. : Просвещение, 2003.
2. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М., 2004.
3. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. / Под ред. Л. А. Парамоновой, М. 2004.
4. 4. Сорокова М. Г. Система М. Монтессори: теория и практика - М. -2004
5. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников : Кн. для учителя. - М. Бук- Мастер, 1993
6. Венгер Л. А. ,Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребё нка от рождения до шести лет: Кн. для воспитателя дет. сада. -М. Посвещение,1988.
7. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате : Практическое пособие для ДОУ. -М. : АРКТИ,2008.
8. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении :Практические рекомендации. -М. :АРКТИ,2006.
9. Ремезова Л. И. Играем с цветом:Методика. -М. :Школьная Пресса,2004.
10. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕ