Оксана Баяшкина
Психологические аспекты повышения профессиональной компетентности педагогов
▼ Скачать
Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Это – методика обучения и воспитания; возрастные особенности детей; наличный уровень их развития и другое. Важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.
Публикация «Психологические аспекты повышения профессиональной компетентности педагогов» размещена в разделах
Профессиональный педагог – это единственный человека, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям.
Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше.
Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.
Психологическое самообразование педагога включает его систематическое ознакомление с новейшими достижениями различных отраслей психологической науки. Это психология научения, психология воспитания, психология возрастного развития, дифференциальная психология, социальная психология, психология познавательных процессов и личности и т. д. Педагогу не обязательно систематически читать научные книги и журналы, достаточно обратиться к рубрикам, в которых в обобщенном виде представлены основные психологические знания, полезные для педагогической деятельности. (журнал «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Мир образования – образование в мире», «Дошкольное воспитание»).
Очень важным аспектом профессиональной деятельности педагога является саморегуляция, т. е. способность управлять собственными психическими состояниями и поведением, с тем, чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических ситуациях.
НЕОБХОДИМОСЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ ВОЗНИКАЕТ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:
1. Педагог сталкивается с трудноразрешимой, новой и необычной для него проблемой.
2. Проблема не имеет однозначного решения. Его или нет на данный момент времени, или имеется несколько альтернативных его вариантов, из которых трудно выбрать оптимальный.
3. Педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, которое побуждает его к импульсивным действиям.
4. Решение о том, как действовать, педагогу приходится принимать, не раздумывая, в условиях жесткого дефицита времени.
5. Действия педагога оцениваются со стороны коллег, детей, других людей. На карту поставлены его авторитет и престиж.
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление познавательным процессами: восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью, а также личностью: поведением, эмоциями, действиями – реакциями на возникшую ситуацию. Саморегуляция каждого из перечисленных психических процессов, свойств и состояний человека связана с волей и внутренней речью.
Саморегуляция восприятия предполагает четкую постановку задачи восприятия – построение образа, получение однозначных ответов на вопросы типа: «Что наблюдать?», «Зачем наблюдать?», «Как наблюдать?». Прежде чем вести наблюдение, мы должны ответить себе на эти вопросы. В условиях сложной педагогической ситуации такие ответы не всегда являются очевидными, и приходится прилагать значительные умственные и физические усилия для того, чтобы их найти.
Управление вниманием основывается на несколько иных вещах. Произвольное и непроизвольное внимание в разной степени поддаются саморегуляции. Управление непроизвольным вниманием возможно только косвенно, через регуляцию психофизиологических состояний организма, от которых оно зависит. При утомлении непроизвольное внимание становится плохо управляемым. Таким же оно бывает во время болезни, например в состоянии чрезмерного эмоционального возбуждения, аффекта и стресса.
Наиболее действенными средствами управления данным видом внимания является отдых, лечение, психофизический аутотренинг.
Произвольным вниманием можно управлять при помощи слов или стимулов, вызывающих интерес. Чтобы привлечь внимание человека к чему-либо, достаточно как-то стимулировать его интерес. Словесная самоинструкция или вербальная саморегуляция внимания всегда прямо или косвенно базируется на интересе. Иногда бывает достаточно себя увидеть в каком-либо объекте, явлении или событии что-то интересное. Чтобы надолго приковать к нему внимание. (У себя вы такое не замечали). Им определенной степени можно управлять и через восприятие.
Более сложна и необходима для педагога саморегуляция памяти. Два из трех известных нам процессов памяти – запоминание и воспроизведение – поддаются саморегуляции. Однако через определенную организацию запоминания косвенно можно управлять и им. Саморегуляция мнемических процессов основана на различных способах представления, ассоциирования, связывания в единое целое, мысленной обработки материала. Память улучшается, если запоминаемый материал удается представить зрительно, связать с какими-либо образами. Запоминание можно ускорить, искусственно вызывая из памяти другие перцептивные образы и представления, мысленно связывая их с вновь запоминаемый материал.
Можно сознательно управлять и мышлением, делая его более продуктивным (саморегуляция мышления).
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЫШЛЕНИЯ:
• внимательный анализ условий решаемой задачи;
• соотнесение требуемого результата с заданными условиями с целью установления того, чего в них не хватает для получения нужного результата;
• постоянная тренировка мышления;
• выработка определенной дисциплины мышления, предполагающей последовательный поиск и достаточную проработку различных вариантов решения.
• проговаривание вслух или про себя определенных идей связанных с поиском решения задач;
• систематическая запись идей и уже предпринятых действий.
Эмоциональная саморегуляция базируется на умении управлять состояниями мышечной системы организма, на активном волевом включении мыслительных процессов в анализ эмоциогенных ситуаций. Широкое распространение во всем мире в течение нескольких последних десятилетий получили различные системы, приемы и средства психокоррекционного воздействия на людей, физически здоровых, но нуждающихся в психологической помощи. Из множества разработанных и нашедших практическое применение психокоррекционых методов распространение в педагогической практике получили такие, которые связаны с так называемой личностно ориентированной психотерапией. Она включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия, направленные на то, чтобы изменить отношение человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, способность видеть положительное во всем и опираться на него.
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕСЛЕДУЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЦЕЛИ:
• эмоциональное раскрепощение человека;
• формирование у него потребности в общении с людьми и чувства общности с ними;
• самораскрытие человека, его самоактуализация как личности;
• выработка и закрепление у человека эффективных форм адаптивного межличного поведения;
• более активное включение человека в общественную жизнь и побуждение его принятию на себя ответственности.
Психокоррекция применительно к деятельности педагога означает раскрытие его индивидуальности, формирование нового стиля общения с детьми, выработку и закрепление более совершенных педагогических умений и навыков. (Т – группы, группы встреч, группы психодраммы, группы тренинга умений, группы телесной терапии).
Участие в Т – группах может помочь педагогу лучше узнать самого себя как личность, выработать индивидуальный стиль деятельности, научиться лучше понимать своих коллег и родителей, с которыми приходится вступать в общение по поводу обучения и воспитания их детей. Т-группы могут быть также полезны для подготовки старшеклассников к жизни, для налаживания межличностных контактов и достижения лучшего взаимопонимания между учителями, воспитателями и детьми.
Аутогенная тренировка, или аутотренинг, представляет собой систему упражнений, направленных человеком на себя и предназначенных для саморегуляции психических и физических состояний. Аутотренинг полезен в тех видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность, и в том числе в педагогической работе, т. к. в общении педагога с детьми и с их родителями нередко возникают ситуации, которые называют трудными и которые требуют эмоционально-волевой саморегуляции. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменять настроение и самочувствие, положительно сказывается на его работоспособности Аутотренинг основан на сознательном применение человеком разнообразных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или, напротив, тонизирования (включают специальные упражнения, предназначенные для изменения тонуса скелетных мышц и мышц внутренних органов).
Система управления внимание предполагает выработку способности концентрироваться и длительно удерживать внимание на каком-либо предмете, объекте, событии, факте. Способность оперировать чувственными образами вырабатывается через специальные упражнения, направленные на перевод внимания с внешнего мира на внутренний и далее – на ощущения и чувственные образы.
От сравнительно простых и привычных представлений в аутотренинге постепенно переходят к более сложным, например к представлениям силы тяжести, тепла, распространяющегося от одной части тела к другой, картин природы и т. д. При помощи специальных слов и выражений, произносимых с разной громкостью, в плане внешней речи и речи про себя отрабатываются навыки словесного самовнушения. Словесные самовнушения в аутотренинге сочетаются с определенной ритмикой дыхания. Все упражнения отрабатываются в трех основных упражнениях: лежа, сидя, стоя.
Упражнения на регуляцию мышечного тонуса – учатся расслабляться и напрягать мышцы, легче всего поддающиеся контролю (мышцы рук и ног, а затем сложные (мышцы шеи, головы, спины, живота, а потом переходят к мышцам внутренних органов.
Некоторые из них мы попробуем сделать: их много; это «Дерево», «Книга», «Пресс», «Руки» и т. д.
УПРАЖНЕНИЕ «Внутренний луч».
Упражнение выполняется индивидуально и направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности.
Для выполнения упражнения необходимо занять удобную позу – сидя или стоя в зависимости от того, в какой конкретной ситуации оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).
Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т. д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения лучи разглаживают морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются глаза», ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формируют новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессий и учениками.
Представление о теплом внутреннем луче необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получать внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым человеком! Я все буду делать хорошо!»
УПРАЖНЕНИЕ: «Голова»
Профессия педагога относится не только к разряду стрессогенных, но и к профессиям управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учащихся: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя стресс руководства, и, как следствие этого, перенапряжение, различные физические недомогания. Одной из наиболее частых жалоб учителей является жалоба на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.
Например, предлагаю Вам упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Стань прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представь себе, что на Вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором Вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
УПРАЖНЕНИЕ: «Ритм»
Это упражнение поможет Вам сформировать открытость к собеседнику. Выполнять его необходимо в паре с другим учителем или дома, с одним из близких Вам людей.
Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один – ведущий, второй – «зеркало». Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями на встречу друг другу. Ведущий начинает осуществлять произвольные движения руками, а играющий роль «зеркала» пытается отразить их в том же ритме. Роли несколько раз меняются.
Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать «ритм» другого человека и как можно полнее отразить его. При этом полезно подумать о том, что каждый человек (Ваш ученик, коллега по работе, член Вашей семьи) – индивидуальность, обладающая уникальным психологическим «ритмом» и чтобы правильно понять человека, необходимо прежде всего почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.
УПРАЖНЕНИЕ: «Давление»
(для улучшения взаимоотношений с коллегами в педагогическом
коллективе)
Предложите одному из учителей, с которым у Вас сложились хорошие взаимоотношения, поиграть в психотехническую игру «Давление». Станьте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь о том, кто будет ведущим. Его задачей является слегка надавить на ладони своего партнера. Затем поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.
Вы скажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее, когда Вы давили или когда Ваш партнер давил на Ваши ладони? Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае. Тогда попробуйте не давить друг на друга, а реализовать совместные движения обращенными друг к другу ладонями рук так, чтобы между Вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
Почувствовали ли Вы, на сколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Осуществление совместной деятельности в общении с коллегой дает больше положительных эмоций, нежели противостояние и борьба за то, кто первым захватит коммуникативное лидерство и реализует позицию «над». Кроме этого, не забывайте, что, стремясь к психологическому давлению на партнера по общению, Вы рискуете вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Немов Р. С. «Психология» 2 том. – Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений:
В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М. : Гуманит.
ВЛАДОС., 1997. – 608с.
2. Самоукина Н. В. «Игры в школе и дома» : Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М. : Новая школа, 1993. – 144с.
3. «Игры – обучение, тренинг, досуг …» / Под ред. В. В. Петрусинского// В 4 книгах. – М. : Новая школа, 1994. – 368с.
4. «Мир образования – образования в мире». Научно-методический журнал. № 1(13);- 2004год.