МААМ-картинки

Психологическая помощь воспитателям дошкольных учреждений

Ляйсан Рафикова
Психологическая помощь воспитателям дошкольных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня в связи с введением ФГОС ДО многим воспитателям требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для них может сопровождаться состоянием психоэмоционального напряжения. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.

Публикация «Психологическая помощь воспитателям дошкольных учреждений» размещена в разделах

Обновления в системе дошкольного образования и предъявляемые требования, показывают психологическую неготовность педагога к принятию новых изменений, в связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». Он очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать. Поэтому проблема эмоционального выгорания педагогов ДОУ, снятие эмоционального напряжения в условиях введения ФГОС дошкольного образования является востребованной и требует оказания своевременной психологической профилактики. Под «эмоциональным выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость.

Психологическое консультирование воспитателей — это форма сотрудничества психолога и педработников, организованная для устранения трудностей в решении профессиональных задач воспитателя, проблем в реализации учебно-воспитательного процесса, взаимодействия с дошкольниками и их родителями.

Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной форме.

Консультации психолога организуются в ДОУ следующими способами:

- по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,

- по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей,

- по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния,

- активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ.

Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Для родителей рекомендации оформляются памяткой.

Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.

К симптомам эмоционального выгорания относится:

• эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;

• напряженность в отношении к людям;

• заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;

• частая раздражительность;

психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т. д.);

• снижение активности.

В психологической литературе наиболее часто описывают три основных стадии эмоционального выгорания:

• Стадия уплощения эмоций или напряжения. На фоне утомления возникает равнодушие, ощущение скуки, исчезает острота чувств и переживаний. Человек может испытывать неудовлетворенность собой или даже безысходность ("как будто меня загнали в клетку")

• Стадия конфронтации или сопротивления. Педагоги начинают пренебрежительно высказываться о своих воспитанниках, их семьях и коллегах по работе. Они более формально и отстраненно выполняют свои профессиональные обязанности. Нередко реагируют беспричинным, на первый взгляд, раздражением и злостью в общении с людьми на работе и в личной жизни.

• Стадия истощения и потери ценностных ориентаций. Появляется эмоциональная и личностная отстранённость, недовольство собой, ощущение своей некомпетентности в решении профессиональных задач, потеря чувства значимости и ценности своей деятельности. На этой стадии у человека могут возникать психосоматические и психовегетативные нарушения.

Симптомы, как и фазы эмоционального выгорания формируются с разной степенью интенсивности, от низкого уровня (еще не сложились) до высокого (уже сформированы).

Сегодня увеличивается не только учебная нагрузка, а вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности педагога, общее переутомление. Проблемы педагога – это проблемы всего современного общества. Надо признать, что инновации в образовательной системе касаются в основном ребенка. А педагог остается наедине со своими проблемами и растущим объемом отчетной документации. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем, большое количество времени в сутки, проводимого на работе и к, сожалению, ещё много факторов. Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».

Нельзя забывать также о том, что педагоги – это в первую очередь наши современники. Просто люди, живущие здесь и сейчас, и переживающие личные непрофессиональные моменты своей жизни не менее остро и ярко, чем люди, не занимающиеся педагогической деятельностью. Поэтому, не пренебрегая всеми видами деятельности психолога :

- психологическим просвещением (консультации, выступления и сообщения на педсоветах, информация в СМИ, семинары, «круглые столы», наглядная информация);

- психологическим консультированием (индивидуальные и подгрупповые консультации по запросам педагогов – личностные проблемы, проблемы взаимоотношений и др.).

Нередко дошкольные педагоги встречаются с обесцениванием своего профессионального вклада не только со стороны "трудных" родителей, администрации ДОО, или чиновников образования, но и со стороны общества в целом. Потому что быть воспитателем в нашем государстве до сих пор считается не престижным. Отсюда может рождаться чувство стыда и внутренней неуверенности в себе и своих профессиональных достижениях.

Частое изменение нормативов, условий труда и методических предписаний в сфере дошкольного образования создает у педагогов ощущение нестабильности и дополнительные трудности, например такие, как написание бесконечного количества бессмысленных отчетов и бумаг.

Другой особенностью является высокое эмоциональное напряжение и внутренний контроль, необходимость удерживать свои негативные эмоциональные реакции (раздражение, злость, страх, тревога и т. д.) во время сложных или конфликтных ситуаций в общении с детьми или их родителями.

Постоянное эмоциональное погружение в рабочий процесс втечении всего дня и невозможность "переключиться", "выйти" из него на время, побыть в одиночестве или еще как-то отдохнуть. Необходимость постоянно быть в контакте с детьми и коллегами, общаться с ними.

Установление и поддержание контакта с родителями, в том числе "трудными" семьями, необходимость развивать психологические навыки при столкновении с "семейным контекстом" в своей педагогической работе с детьми.

Таким образом, на практике встречаются разнообразные сочетания симптомов и динамики эмоционального выгорания у дошкольных педагогов. Поэтому при первых признаках его появления стоит обратиться к психологу, а если эти симптомы психосоматические, то может понадобиться консультация врача.

Чтобы помочь педагогам избежать обезличивания и самообесценивания в своей профессиональной деятельности, психологу важно уделять внимание, в первую очередь, личности педагога, его уникальности, а не воспринимать как унифицированный "объекта" сферы образования.

Психолог совершает важную работу, организуя эмоциональную и профессиональная поддержку педагогов в формате тренинговых или Балинтовских групп, на которых проводится разбор трудных случаев и обмен опытом с коллегами. На группе психолог создает безопасное пространство для возможности дошкольных педагогов поделиться своими непростыми переживаниями, возникающими во время общения с детьми и их родителями.

При необходимости психолог улучшает отношениями и внутри коллектива, помогая решать конфликтные ситуации между сотрудниками, администрацией, или между педагогами и семьями, приходящими в ДОО. Он также может консультировать педагогов по вопросам в сфере личной жизни.

Публикации по теме:

Городской литературный фестиваль «Поэтический дивертисмент» среди детей дошкольных образовательных учрежденийГородской литературный фестиваль «Поэтический дивертисмент» среди детей дошкольных образовательных учреждений Городской литературный фестиваль «Поэтический дивертисмент» среди детей дошкольных образовательных учреждений города Усолье-Сибирское. 26.

Городской литературный фестиваль «Поэтический дивертисмент» среди детей дошкольных образовательных учрежденийГородской литературный фестиваль «Поэтический дивертисмент» среди детей дошкольных образовательных учреждений Городской литературный фестиваль «Поэтический дивертисмент» среди детей дошкольных образовательных учреждений города Усолье-Сибирское. 26.

Консультация для родителей и педагогов дошкольных учреждений «Простудные заболевания» Профилактика и лечение ОРВИ и гриппа Простудные заболевания (ОРВИ, ОРЗ) и грипп – это инфекционные заболевания, которые вызываются вирусами.

Мастер-класс «Изготовление новогодней открытки» для педагогов дошкольных учрежденийМастер-класс «Изготовление новогодней открытки» для педагогов дошкольных учреждений Накануне новогодних праздников мы с ребятами старшей группы решили сделать для своих родных поздравительную открытку "Елочка". Для изготовления.

Подготовка и проведение методического объединения педагогических работников дошкольных учрежденийПодготовка и проведение методического объединения педагогических работников дошкольных учреждений Белогорский район РК Тема. Семинар-практикум «Формы и методы работы в ДОУ по патриотическому воспитанию» Подготовка к событию районного.

Повышении педагогической культуры родителей в современных дошкольных учреждений Повышении педагогической культуры родителей в современных дошкольных учреждений Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил.

Применение современных здоровьесберегающих технологий в детских дошкольных образовательных учреждений в соответствии с ФГОС Аннотация: До 7 лет каждый ребёнок проходит совершенно неповторимый цикл развития: идёт упорядочение работы всех систем организма, закладка.

Проблемы взаимодействия дошкольных учреждений с семьями воспитанников Проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников. "Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда.

Фотоотчет «Районное спортивное соревнование среди семей воспитанников дошкольных образовательных учреждений»Фотоотчет «Районное спортивное соревнование среди семей воспитанников дошкольных образовательных учреждений» Районное спортивное соревнование среди семей воспитанников дошкольных образовательных учреждений Новоильинского района города Новокузнецка.

Шашечный турнир среди воспитанников дошкольных учреждений 31 января 2019 года на базе МБОУ ДО «Дом детского творчества» состоялся районный Шашечный турнир среди детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психологическая помощь воспитателям дошкольных учреждений
Опубликовано: 13 апреля 2019 в 16:53
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая помощь воспитателям дошкольных учреждений» (включая файлы) размещена пользователем Ляйсан Рафикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД