Дегтярева Ирина Александровна
Проблемы взаимодействия дошкольных учреждений с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников.
"Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
Публикация «Проблемы взаимодействия дошкольных учреждений с семьями воспитанников» размещена в разделах
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании" в Российской федерации родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка. Образовательные организации оказывают помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.
В настоящее время обозначается целый ряд проблем, как в семейном воспитании, так и во взаимодействии детского сада и семьи.
1. Долгие годы государство выдвигало на первый план производственные и общественные задачи, таким образом, оттеснив родителей не только от воспитания своих детей, но и от ответственности за своих детей, переложив целиком воспитание детей на общество. «Я работаю, у меня нет времени и специальных знаний заниматься воспитанием», - это мнение можно услышать и сегодня.
2. Неразрешимые пока противоречия между материальными и духовными запросами, а также между семейными и производственными обязанностями женщины снижают статус матери, а «отцовство, как важнейший институт социализации, фактически погублен».
3. Подорвано доверие к воспитателю : родители не удовлетворены тем, как образовывают, воспитывают в детском саду, считая воспитателей педагогически некомпетентными, И после посещения детского сада детей водят в престижные гимназии, элитные лицеи, считая, что именно там их ребенок получит необходимый багаж "современных" знаний, умений и навыков. А детский сад посещают от случая к случаю, так как считают программа, реализуемая в детском саду, не соответствует современным требованиям, предъявляемым при поступлении в школу.
4. Многие родители, не имеющие педагогического образования, не имеют представления о программе, реализуемой детским садом, поэтому часто они глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Родители выступают сторонними наблюдателями, т. е. безразличными.
5. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.
6. В последнее время школа стала предъявлять новые, необоснованно завышенные требования к уровню развития детей и родители стали требовать от воспитателей обеспечить подготовку детей к школе, понимая это как умение писать, читать, считать. При этом звучат слова родителей: «Не занимайтесь с ребенком всякими пустяками - играми, готовьте его к школе». Их совсем не занимает, не беспокоит, как ребенок общается со сверстниками, чему печалится, радуется, что ему дорого, чем гордится и др., т. е. вопросы воспитания родители считают лишними.
7. Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением, либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в состоянии повышенной тревожности, что провоцирует развитие неврозов у детей.
Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства для развития каждого ребенка.
В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности c родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям педагогов.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка
Цель: Вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных и партнерских отношений.
В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные, задачи:
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
4. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
5. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
Основные принципы организации работы с семьёй :
- Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть как живёт и развивается его ребёнок) ;
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.
В младших группах мы проводим личностно-ориентированное анкетирование для родителей. Для того чтобы выявить интересы и потребности родителей для дальнейшей совместной работы. В мае каждого года проводятся родительские собрания, где воспитатели предлагают несколько направлений работы на выбор родителей. В дальнейшем работа на следующий год планируется в соответствии с выбором большинства. Таким образом, учитываются желания и потребности родителей и детей.
В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят групповые собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год.
Не секрет, что в каждом детском саду есть семьи разных национальностей. Для того, чтобы они не чувствовали себя обделёнными вниманием, в нашем саду проводятся вечера «По соседству мы живём», на которых родители и дети представляют костюмы, традиции, блюда своего народа. Таким образом общение родителей и педагогов становится более доверительным и благоприятным.
Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены “Уголки для родителей”, где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. Воспитатели дошкольных групп при составлении календарного планирования в начале каждого месяца прописывают работу с родителями, где указывают темы индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, работу с родительским комитетом.
Для обеспечения наибольшей эффективности работы с родителями на новый учебный год проводится анкетирование во всех группах, в мае месяце с целью выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы с родительской общественностью.
С большим успехом прошёл “День самоуправления”. Родители активно принимали участие в жизни детского сада. По желанию родители выбирали образовательную область, где могли реализовать свои знания и возможности. Получили огромный опыт во взаимодействии с детьми. После такой формы взаимодействия родители стали больше понимать проблемы воспитания подрастающего поколения, больше прислушиваются к советам воспитателей.
Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными и вызывают огромный интерес детей, и желание родителей заниматься со своими детьми. Проводятся праздники с участием родителей и в конкурсах, в играх также исполняют роли: «Праздник осени», «День Матери», «Новый год», спортивные праздники, дружеские встречи между родителями педагогами нашего сада.
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, чувство гордости за своих родителей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
Традиционными также у нас стали выставки творческих работ родителей и детей: «Яркое лето», «Доброе сердце», «Волшебный сундучок осени», «Портрет мамы», «Мир фантазий», «Мастерская деда мороза», «Книжки-малышки» и многие другие.
В нашем саду создана уполномоченная служба, которая занимается проблемами неблагополучных семей. Цель этой службы выявить проблемы этих семей и помочь их решить. Представители посещают семьи, которые вызывают опасения в плане благополучного пребывания детей в этих условиях. Сотрудниками проводятся беседы, ведётся индивидуальная работа с такими родителями.
Результаты.
1. Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;
2. Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований;
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов;
4. Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
5. Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.