Юлия Крымова
Психологическая помощь и поддержка в социализации школьников на базе учреждения дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс социализации традиционно является объектом пристального внимания зарубежных и отечественных исследователей. Понятие социализации впервые было разработано в конце 40-х - начале 50-х годов в трудах американских социальных психологов А. Парка, Д. Доллэрда, Дж. Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтерса и др. Для западных исследований характерно чрезвычайное многообразие теоретических подходов при рассмотрении процесса социализации. По сути дела, каждая западная социально-психологическая школа имеет собственное трактование этого процесса. Так, представители бихевиоризма и необихевиоризма (Б. Скиннер, Э. Торндайк, А. Бандура, В. Уолтерс и др.) рассматривают социализацию как процесс социального научения. В школе символического интеракционизма, у истоков которой стоял Дж. Мид и которая получила свое развитие в работах Д. Хорке, Д. Джексома, Л. Колберга, Т. Кемпера, Т. Ньюкома и других, социализация исследуется как результат социального взаимодействия людей. Представители гуманистической психологии (А. Оллпорт, А. Маслоу, Г. Роджерс) понимают социальное развитие личности как самоактуализацию "Я-концепции".
Публикация «Психологическая помощь и поддержка в социализации школьников на базе учреждения дополнительного образования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Психология школьников
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Интерес к проблеме социализации в нашей стране возник несколько позже, чем за рубежом; первые отечественные работы датируются второй половиной 60-х годов. Первоначально эта проблема начала разрабатываться философами, социологами в русле критического анализа зарубежных концепций социализации. В это же время проблема социализации нашла свое отражение в работах ведущих советских психологов, и, прежде всего, - социальных психологов. Появляются статьи Б. Г Ананьева "О психологических эффектах социализации" (1971, В. С. Мерлина "Становление индивидуальности и социализация индивида" (1970). Эта проблема рассматривается в монографиях И. С. Кона "Социология личности" (1967, Е. С. Кузьмина "Основы социальной психологии" (1967, Б. Д. Парыгина "Социальная психология как наука" (1967). Позднее проблеме социализации были посвящены самостоятельные разделы в учебном пособии "Социальная психология" Г. М. Андреевой (1980, монографии Б. Ф. Ломова "Методологические и теоретические проблемы современной психологии" (1984); по данной тематике защищен ряд диссертационных работ.
Тот интерес, который вызывает процесс социализации у представителей разных наук, и то, что социализация становится объектом рассмотрения не только социальной психологии, но и возрастной и педагогической психологии" а также педагогики, вызывает необходимость уточнения этого понятия и разграничения его с другими родственными понятиями и, прежде всего, с "воспитанием" и "развитием" личности. В нашем понимании, социализация, прежде всего, предполагает включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений. Все три процесса тесно взаимосвязаны, одна отличаются друг от друга. Таким образом, можно выделить следующие особенности процесса социализации, позволяющие отличить его от воспитания:
1. Относительная стихийность, неорганизованность этого процесса, заключающаяся в далеко не всегда предусмотренном целенаправленном влиянии среды, которое трудно учитывать и непросто регулировать.
2. Непреднамеренное, непроизвольное усвоение социальных норм и ценностей, которое при социализации происходит в результате активной деятельности и общения индивида, его взаимодействия со своим ближайшим окружением.
3. Возрастающая по мере взросления самостоятельность индивида в отношении выбора социальных ценностей и ориентиров, предпочитаемой среды общения, которая приобретает роль референтной группы и оказывает решающее значение в процессе социализации.
Вся работа по психологической помощи и поддержки школьников в социализации реализуется в следующих программах:
1. Индивидуальные социально-психологические программы.
2. Групповые социально психологические программы.
3. Общественные социально психологические программы.
На базе учреждений дополнительного образования наиболее эффективны программы групповой профилактической работы. Данные программы могут быть разработаны как:
информационно-пропагандистские;
ролевые;
игровые;
деловые;
досуговые;
Данную работу должны проводить социальные педагоги или психологи учреждения дополнительного образования. Но на практике, такие специалисты редко встречаются в учреждениях по организации досуговой деятельности школьников. Поэтому необходимо четко определить те личностные качества педагога дополнительного образования, которыми он должен обладать:
* стабильным авторитетом и доверием в среде школьников;
* умением устанавливать и поддерживать положительные контакты и отношения с детьми, педагогами, родителями;
* способностью сохранять тайну ребенка и его проблем, какими бы шокирующими ни были факты, ставшие ему известными;
* готовностью к разрешению проблем детей, какими бы личностными особенностями они ни обладали.
В нашей организации работают опытные педагоги с психологическим образованием. Они помогают и поддерживают своих подопечных во всех этапах развития и творчества.
Центр посещают дошкольники и школьники до 12 лет. Социально-психологическая поддержка оказывается всем ребятам. В школьном возрасте отмечаются такие трудности социализации как :
1. Низкий уровень развития коммуникативных навыков. Такого рода трудности отмечаются у детей, не посещавших дошкольные образовательные учреждения. Таких детей можно условно разделить на две категории: дети с педагогической запущенностью и дети, в воспитании которых уклон делался на развитие психических процессов. В таких семьях чаще всего родители завышают требования к ребенку, что приводит к некоторому «перекосу» в формировании личности ребенка. Эти дети опережают своих сверстников в умственном развитии, но с трудом выстраивают с ними отношения. Не умеют отстаивать свою точку зрения, отстаивать свои границы. В случае с педагогической запущенностью дети предоставлены сами себе и процесс социализации родителями никак не отслеживается и не регулируется. Дети данной категории отличаются высоким уровнем агрессии. Приобщение к культурным, социальным нормам происходит спонтанно, неосознанно и хаотично.
2. Повышенный уровень тревожности. Данные проблемы возникают у школьников, в чьих семьях родители придерживаются авторитарного стиля общения. Так же такие проблемы могут возникать в тех семьях, где ребенка не принимают и не любят. Это могут быть нежеланные, незапланированные дети. Часто это дети из неблагополучных семей. И даже в благополучных семьях при условии, когда повышенный уровень тревожности передается ребенку.
3. Заниженная/завышенная самооценка. Такие дети воспитывались либо как маленькие «кумиры» семьи, либо как маленькие «неудачники». В обоих случаях идет речь о непринятии ребенка таким, какой он есть. В первом случае дети не принимают критики, требуют беспрекословного подчинения не только от всех членов семьи, но и от всех окружающих. Сталкиваются с сопротивлением и непринятием их окружающими, они автоматически попадают в стрессовую ситуацию, из которой самостоятельно выйти не могут. Во втором случае, дети на столько уверенны в своей никчемности, бездарности и т. д., что даже не пытаются искать свое место в социуме. А хорошее отношение окружающих к себе воспринимают как издевки и насмешки.
Это лишь основные категории трудностей, которые делают процесс социализации для школьников сложным. Как показывает практика, такие проблемы всегда выступают целым «оркестром». Эффективная работа с ними может быть лишь при условии тщательного и глубокого изучения каждого частного случая. И хотя сама школа – это институт социализации, осуществлять индивидуальный подход к каждому отдельно взятому ребенку, она не имеет возможности. А вот на базе учреждения дополнительного образования ДКРПЦ «Гармония» такая работа ведется.
Возвращая Вас ко всему выше сказанному, отметим что большое внимание уделяется работе с родителями. На наш взгляд, только активное участие родителей в социализации ребенка, единая система требования семьи и центра, поддержка, понимание и принятие могут сделать процесс социализации интересным и эффективным. Так же, большая роль в социализации ребенка отводится школе, в которой дети проводят большое количество времени. Поэтому в нашем центре мы взаимодействуем с учебным заведением не только в плане обмена информацией о ребенке, но и в продолжении реализации проектов центра в самой школе.
Важную роль в работе с детьми мы уделяем развитию познавательной активности, лидерских способностей, ораторского искусства, умению выражать и отстаивать свою точку зрения, решать конфликтные ситуации конструктивным путем и т. д. Вся эта работа проводится непосредственно на групповых занятиях и в реализации экологических проектов. А дальнейшие успех воспитанников центра отслеживаются на протяжении всего их обучения в щколе.
Так же в нашем центре параллельно ведется работа с родителями по следующим направлениям:
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений;
- создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс;
- индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;
- помощь в организации разумной деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира, его общения в семье;
- меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановлению воспитательного потенциала семьи.
Соответственно, вся работа планируется и выстраивается на основе данных, полученных из диагностики самого ребенка, родителей, информации из учебного заведения.
Данная работа по поддержке школьников в процессе социализации дает хорошие результаты. У детей отмечается снижение тревожности, агрессивности. Взаимоотношения с родителями налаживаются, дети и родители общаются более терпеливо. Школьники лучше справляются с проблемными ситуациями гораздо быстрее. Общий эмоциональный фон в группе переходит в стабильно положительный.
Беличева С. А. «Основы превентивной психологии» М., Редакц. -изд. центр консорциума "Соц. здоровье России", 1994. 221стр.