Ирина Зайнетдинова
Единство семьи и учреждения дополнительного образования в создании воспитательного пространства
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ- ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «НАДЕЖДА»
ДОКЛАД
«ЕДИНСТВО СЕМЬИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЗДАНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»
Автор:
педагог – организатор
дпк «Эльдорадо»
Зайнединова И. Ф.
Стерлитамак 2016
Одним из важнейших направлений в нашей деятельности как педагогических работников, является работа с семьей, в которой растет и воспитывается ребенок. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача нас с вами, как непосредственных участников образовательного процесса помочь и оказать им поддержку. Для этого мы должны четко понимать задачи и направления взаимодействия с родителями, которые будут достигнуты только в том случае, если в их успешной реализации будут заинтересованы обе стороны.
Публикация «Единство семьи и учреждения дополнительного образования в создании воспитательного пространства» размещена в разделах
Согласно данным социологического исследования, проведенным среди родителей:
- 89 % опрошенных прежде всего хотят от образовательного учреждения – высокого уровня образования;
-76 % родителей ждут от нас сохранения психологического и физического здоровья своих детей;
- 43 % повышения культуры детей.
Исходя из полученных данных, наши задачи, как педагогов, совпадают с желаниями родителей, поэтому вполне реально рассчитывать на готовность сотрудничества на готовность сотрудничества с их стороны.
Семья и учреждение дополнительного образования – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли образовательному учреждению и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга?
Задача педагога – всеми доступными ему средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании, и в обучении тогда, когда и родители твердо уверены, что их ребенок любим педагогом независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом, любим такой, какой он есть.
Любовь родителей и педагогов к ребёнку должна быть основана на уважении личности ребенка, знании его интересов, стремлений, на умении вовремя оказать ему помощь, дать дружеский совет. Высокая требовательность к детям должна сочетаться с любовью.
Основа моей воспитательной работы - союз педагога, родителей и ребенка.
С первых дней знакомства с родителями стараюсь донести до них мысль о том, что источником благополучия ребёнка в семье, условием его счастливого детства является любовь к нему родителей. В «Конвенции о правах ребенка» декларируется, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.»
Семейное воспитание это целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести ребенка, предполагающее психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности с учётом возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.
Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Любовь - творец всего доброго возвышенного. Я часто напоминаю родителям, что ребенок должен быть уверен в том, что его кто-то очень-очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично; такая любовь создает у ребенка чувство защищенности, душевного покоя. У человека должен быть уголок, где ему хорошо, где у него есть защита от невзгод. При этом ребенок активнее постигнет мир, легче овладеет знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Любовь, ласка, нежность, которые ребенок воспринял в детстве, в последующем помогут ему решать многие сложные проблемы. Сердечность, чуткость, отзывчивость - этот моральный иммунитет против зла приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинно человеческих отношений.
Со своей стороны я стараюсь, чтобы детям было комфортно в клубе, чтобы в нем присутствовала теплая, доброжелательная обстановка, в которой интересно и увлекательно заниматься. Всего этого можно достичь, сделав детский клуб похожим на дом.
В начале учебного года педагогический коллектив клуба проводит «День открытых дверей». В этот день ребята с родителями приходят записаться в творческие объединения (кружки) и спортивные секции. Мы знакомим их с детско-подростковым клубом, с уставом учреждения, проводим экскурсию по кабинетам.
Ребята, посещающие клуб не первый год готовят в этот день для новичков концертную программу с элементами театрализации. Прикладные объединения организуют выставку своих работ. После праздника собираю родительское собрание, на котором знакомлю родителей с возрастными особенностями детей, своим видением воспитания и образования. Предлагаю родителям заполнить анкету, где помимо традиционных сведений надо указать, чем ребенок любит заниматься в свободное время, какие игры предпочитает, как ведет себя в коллективе, какие обязанности имеет дома. Далее родители пишут положительные черты своего ребенка и то, над чем надо поработать. Это поможет педагогу преодолеть первые возможные трудности в воспитании, выстраивании сотрудничества с ребенком, в индивидуальном подходе, а также в выстраивании путей взаимодействия с семьей.
Следующим этапом работы является знакомство родителей с заповедями родительства.
10 заповедей родительства
1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким же, как Вы. Помогите ему стать не Вами, а собой.
2. Не думайте, что ребенок принадлежит только Вам, он не Ваша собственность.
3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете. Вы дали ему жизнь, как он сможет вас отблагодарить? Он дает жизнь другому, тот третьему: это необратимый закон благодарности.
4. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, то и взойдет.
5. Не относитесь к его проблемам с высока: тяжесть в жизни дана каждому по силам, и будьте уверены, ему его тяжела не меньше, чем Ваша Вам. А может и больше, потому что у него еще нет достаточно жизненного опыта и в его возрасте его трудности, порой кажутся ему самыми трудными и самыми важными для него.
6. Не унижайте ребенка никогда!
7. Не мучайте себя, если не можете что-либо сделать для своего ребенка.
8. Помните - для ребенка сделано «не достаточно, если не сделано все».
9. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
10. Любите своего ребенка любым: пусть он не самый послушный, не самый талантливый, не самый удачливый. Он все равно лучший, единственный и неповторимый!
Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок это праздник, который пока с Вами!
Затем вместе с родителями намечаем план воспитательной и индивидуальной работы.
Темы могут быть следующие:
Для моего ребенка Для меня (родителя)
* Спор и ссора *Роль отца в воспитании
* Умение прощать * Как научиться гасить конфликт в
* Как ладить с другими и т. д. общении с ребенком
*Дружба детей в семье и т. д.
Родители говорят, какую консультацию хотели бы получить. Если проблема общая, выносим ее на собрание, если индивидуальная, то я подбираю литературу, советуюсь с психологом, даю свои советы, приглашаю родителей, у которых аналогичная ситуация уже разрешена.
Для себя я давно определила требования, которые выдерживаю в соей работе:
1. Не ругать ребенка, а мягко показать, в чем его проблема;
2. Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только давать рекомендации;
3. Своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что мне можно доверять, я – их друг, который всегда постарается помочь;
4. Всегда можно найти, за что сказать родителям «спасибо».
Работе с родителями необходимо уделять особое внимание, нам нужно находить новые активные эффективные формы совместной деятельности. Формы работы с родителями представлены в таблице.
Формы работы с родителями
Традиционные Нетрадиционные
- родительские собрания
- родительские конференции
- индивидуальные консультации педагога
-посещения на дому - родительские тренинги
- родительские вечера
- родительские чтения
- родительские ринги
С традиционными формами работы вы уже хорошо знакомы, поэтому я остановлюсь только на нетрадиционных.
Родительские тренинги - это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах желательно участие обеих родителей. От этого эффективность тренинга возрастает и результаты не заставляют себя ждать. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно посещать.
Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Они зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений как между родителями, так и между педагогами и родителями. Среди родителей очень популярны игровые тренинги моделирования семейных и супружеских ситуаций.
Тематика тренингов (на слайде)
> Я и группа: толерантность к себе и другим
> Пойми и помоги ребёнку
> Кто виноват?
> Возрастные кризисы
> Родительская любовь
Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Это праздник общения с родителями друга их ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными.
Тематика родительских вечеров (на слайде) :
> Год рождения ребенка: каким он был?
> Первые книжки ребенка.
> Праздники нашей семьи.
> Песни, которые пели мы и поют наши дети.
> День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
> О мудрости, доброте и человеческой красоте.
> Вечер - портрет семьи.
> Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
> Друзья моего ребенка.
> «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
Эта форма позволяет не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
Родительские чтения - форма работы, которая дает родителям возможность не только слушать лекции, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом : на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Педагог собирает информацию и анализирует ее. С помощью библиотекаря, специалистов социально-психологической службы и других специалистов определяются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью таких чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и свои подходы к решению проблемы после прочтения книги.
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей в целях формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы или проблемные ситуации выбирают сами родители.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия педагога с родителями ставят одну общую цель – вырастить компетентную личность, способную адаптироваться к условиям современной жизни.
Родителям и детям очень нравится работа по проведению на базе клуба семейных праздников, когда в клуб идут все и старшие и младшие, не как зрители, а как участники. Незаметно раздвигаем рамки участия родителей в мероприятиях. Сначала это викторины, потом спортивные конкурсы и т. д. наши праздники включают в себя викторины, загадки, танцы, песни, рекламу, подарки, сюрпризы, чаепитие. Оценкой этой работы стали слова одного из папотца, сказанные на одном из праздников: «Я и не думал, что в клубе может быть так интересно!»
Добиваясь единства семьи и детского клуба в создании воспитательного пространства, часто вспоминаю выражение: «Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому». А этих домов у них теперь несколько: со мной рядом, с родителями, школа и т. д. Значит, мы должны быть едины в своих требованиях, заботах, стремлениях. Наша совместная работа направлена на формирование базовой культуры личности и обеспечения каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих потребностей.
Все совместные мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимодействия клуба и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей клуба.
Анкеты показывают, что и дети и родители остаются довольны таким сотрудничеством. И когда приходит пора расставаться, нам всегда трудно.
Я всегда отправляю детей во взрослую жизнь со словами: «Клуб остается вашим домом. Здесь всегда вам рады». И верно, ребята долго не забывают свой клуб, приходят в гости к моим новым воспитанникам. (Когда-то и я ходила в детстве в этот клуб). Так продолжается цепочка к ней, присоединяются новые звенья! И семья наша увеличивается!