оксана хосонова
Психологическая поддержка педагогов «Давайте учиться не сгорать».
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастают негативизм и усталость. Мы наблюдали ситуации, когда талантливый педагог становиться профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми.
Итак, симптомы эмоционального выгорания:
- усталость и утомление, неспособность восстановиться за ночь или выходные дни;
Публикация «Психологическая поддержка педагогов „Давайте учиться не сгорать“,» размещена в разделах
- напряжение, постоянная тревожность, перевозбужденность, невозможность переключиться с мыслей о работе, трудности в засыпании, неглубокий сон;
-частое раздражение и трудно скрываемое негативное отношение к детям, коллегам, урокам, переменам, шуму;
-стремление даже творческую работу делать однообразно, стереотипно;
-апатия, пессимизм, цинизм, пассивность, ощущение собственной некомпетентности, бессмысленности и бесперспективности.
Если считать симптомы незначительными или само собой разумеющимися, то они непременно начнут свою разрушительную работу. Часто устранить их просто отдыхом – каникулами или летним отпуском, не получается. Необходимо разобраться в причинах, вызывающих сгорание, и устранить их.
Причины могут быть как социальные: низкая зарплата, отсутствие должного уважения к учительскому труду, почасовая перегрузка, так и психологические, с которыми я предлагаю разобраться. Одна из них, безусловно, стресс.
Я полагаю, что психологическая поддержка педагогов в ситуации эмоционального выгорания должна стать приоритетной линией в работе школьного психолога с учителями.
Я подготовила программу, состоящую из трех занятий. Это психологическая поддержка педагогов «Давайте учиться не «сгорать».
Целью этой программы является:
-Осознание своей индивидуальности и неповторимости в педагогической деятельности;
-Нахождение собственных ресурсов для более эффективной работы;
-Способствовать к саморегуляции и гармонизации внутреннего мира педагога, сохранять свое психическое здоровье для достижения успеха в профессиональной деятельности.
Ход занятия:
1. Вступительная часть
-небольшая лекция об актуальности проблемы.
Цель: осознание важности эмоционального выгорания педагогов, и пути его преодоления, нахождение ресурсов.
-Упр. «Что я ожидаю от тренинга»
- обсуждение правил
- Упр. «Меня зовут Марина, я умею делать вот так…»
Цель: создание благоприятной обстановки, сплочение коллектива, снятие эмоц. напряжения.
2. Основная часть
- упр. «Красная дорожка»
Цель: осознание своей неповторимости, индивидуальности. Обращение своего сознания к собственным переживаниям и достоинствам.
- Упр. «10 факторов, которые приносят нам удовольствие»
(расставить приоритеты)
Цель: нахождение ресурсов, развитие умения расставлять приоритеты.
- упр. «Мое педагогическое кредо»
Цель: способствование выделению сильных и слабых сторон, значимых в профессиональной деятельности
3. Заключительная часть.
- Упр. «Дарю тебе сердце…»
Цель: сплочение коллектива, развитие навыков вербальной и невербальной эмпатии.
- Релаксация «Найди свою звезду»
Цель: возможность расслабиться, набраться оптимизма, уверенности в себе.
- Рефлексия (обратная связь)
- Чаепитие.
Предлагаю Вам несколько рекомендаций, которые могут помочь Вам регулировать свое настроение и состояние.
1. Окружающий мир – это зеркало, в котором каждый человек видит свое отражение. Поэтому основные причины стресса нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.
2. Если я не могу изменить трудную для меня ситуацию, то для предупреждения стресса необходимо изменить мое отношение к ней.
3. На земле сейчас живут сотни миллионов людей, которые, попав мое нынешнее положение, посчитали бы себя на вершине счастья. Надо всегда помнить об этом.
4. Свою жизнь надо оценивать не по тому, чего у нас нет, а по тому, что у нас есть.
5. Сама по себе жизнь в целом ни хороша, ни плоха. Она объективна. Хорошей или плохой нашу жизнь во многом делает наше восприятие ее. Жизнь такова, какова она есть. Если хочешь быть счастливым - будь им.
6. Трудно переоценивать роль здорового чувства юмора в профилактике стресса. Люди, обладающие чувством юмора, Живут в среднем на пять лет дольше, чем те, кто лишен этого чувства.
7. Не слишком увязать в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет, и в нем ничего не изменишь. Не погружаться слишком в мечты о будущем. Его еще нет. Надо научиться получать максимальное удовольствие от жизни здесь и сейчас.
8. Мир вероятностен, и в нем все может произойти. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Чем шире они у человека, чем больше он видел, знает, допускает, тем реже он попадает в стресс, так как оказывается готов к любому варианту развития событий.
9. Главные причины моих неудач во мне. Но себе-то я могу многое простить. В целом я ведь хороший и делал все, что мог!
10. Укрепление физического здоровья – важнейшее условие профилактики любого стресса. В здоровом теле – здоровый
дух!
Педагог-психолог Хосонова О. В.
МКОУСОШ №6 г. Беслана