Галина Хощенко
Психологическая гостиная для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Помочь педагогам восполнить энергию, отдохнуть и просто пообщаться друг с другом в непринужденной обстановке.
Задачи:
- обучить педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
- сформировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат;
- провести профилактику стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания педагогов;
Сформировать мотивацию к профессиональному и личностному самосовершенствованию.
Публикация «Психологическая гостиная для педагогов» размещена в разделах
Встречи в психологической гостиной один раз в квартал в соответствии с тематическим планом, продолжительностью 40-50 минут.
Количество участников – 10-12 человек.
Взаимодействие с участниками включает разные формы работы, каждая из которых выполняет свои функции.
Деловые игры и упражнения – помогают снять психологическую напряженность, усиливают чувство собственной значимости, развивают навыки эффективной коммуникации и взаимодействия.
Игровые формы работы стабилизируют самооценку, устраняют чувство одиночества, развивают способности к осознаванию и отреагированию важнейших чувств, связанных с изменением взаимоотношений в семье, коллективе, обществе. Кроме того, игра развивает:
- вербальную активность – умения сформулировать мысль и использовать ее в качестве диалога;
- невербальные средства общения – коммуникации без слов, при помощи «прочтения» мимики, жестов, пространственного расположения партнеров друг относительно друга и т. п.
Арт-терапевтические техники создают условия для самопознания, саморазвития и творческого самовыражения.
Психогимнастические упражнения способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослабляют его психическую напряженность.
Релаксационные методики снимают эмоциональное напряжение, способствуют саморегуляции, мышечному расслаблению и в результате – позитивному самовосприятию.
Аутотренинг способствует самовнушению положительных установок, направленных на личностное и профессиональное развитие.
Круглый стол «Стремимся к бесконфликтному общению»
Ход встречи
1. Игра «Поздороваемся»
Участники здороваются друг с другом особым способом – двумя руками с двумя участниками одновременно. При этом отпустить одну руку педагог может только, когда найдет того, кто тоже готов поздароваться – т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды.
Таким образом необходимо поздороваться с каждым из присутствующих. Во время игры не должно быть разговоров.
2. Упражнение «Яблоко и червячок»
Инструкция педагогам : Сядьте удобно, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза, запишите свой ответ и отложите в сторону.
3. Мини-лекция «Что такое конфликты»
Ознакомить педагогов с понятием «конфликт». Какие причины вызывают конфликтные ситуации, какие последствия могут быть. Если не решить проблему мирно и конструктивно.
Делается акцент на том, что конфликты забирают много душевных сил, энергии, чтобы потом восстановиться, потребуется длительный период.
4. Упражнение «Обзывалки»
Предлагается педагогам по кругу обзывать друг друга… хорошими добрыми словами и фразами, но с соответствующей таким случаям интонацией. Например: «Какая вы сегодня красивая!», «Вы такая замечательная!».
Вывод, к которому необходимо подвести педагогов. В результате конфликтной ситуации, если дело дошло до оскорблений, надо сказать в ответ хорошее доброе слово или сделать комплимент. Этим можно на время обезоружить разгневанного собеседника.
5. Упражнение «Претензии»
Причины конфликтов между педагогами и родителями различны: родитель не удовлетворен положением ребенка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией образовательного процесса и т. д. Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?
Участники делятся на две команды. Одна команда пишет претензии родителей к воспитателям; другая – претензии воспитателей к родителям. Обсудите результаты работы.
6. Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями»
Участники делятся на две команды. Задача первой – подобрать аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы. Задача второй – подобрать аргументы в пользу того, что конфликты в общении с родителями необходимы.
Время на работу - 5 минут.
Обсуждение положительных и отрицательных сторон конфликта.
Вывод: конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.
7. Обсуждение упражнения «Яблоко и червячок»
Профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе ряд конфликтных ситуаций, поэтому умение грамотно выбрать стратегию поведения для воспитателя очень важно.
Педагогам предлагается обсудить пять способов выхода из конфликтных ситуаций.
Способы выхода из конфликтных ситуаций
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективные способы выхода из конфликтной ситуации – компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
Предложить педагогам найти для каждого способа плюсы и минусы. После обсуждения необходимо вернуться к упражнению «Яблоко и червячок» и соотнеси педагогам свои ответы со способами выхода из конфликтной ситуации.
8. Тест «Конфликтная ли вы личность»
Инструкция. Сейчас у вас есть возможность проверить, насколько легко вы можете вступить в конфликт. Выберите по одному ответу на каждый вопрос.
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:
А) не принимаю участия;
Б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
В) активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя.
2. Выступаете ли на собраниях с критикой руководства?
А) нет;
Б) только если имею на это веские основания;
В) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех кто его защищает.
3. Часто ли вы спорите с друзьями?
А) только если это люди необидчивые;
Б) лишь по принципиальным вопросам;
В) споры – моя стихия.
4. очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто-то лезет в обход?
А) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
Б) делаю замечание;
В) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
5. Дома на обед подали недосоленное блюдо (готовили не вы). Ваша реакция?
А) не буду поднимать бучу из-за пустяка;
Б) молча возьму солонку;
В) не удержусь от едких замечаний и быть может, демонстративно откажусь от еды.
6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу…
А) с возмущением посмотрю на обидчика;
Б) сухо сделаю замечание;
В) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась…
А) промолчу;
Б) ограничусь коротким тактичным комментарием;
В) устрою скандал.
8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
А) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово, никогда больше не участвовать в ней;
Б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
В) проигрыш надолго испортит настроение.
Анализ результатов
Подсчитать общее количество баллов исходя из ключа: ответы «А» - 4 балла, «Б» - 2 балла, «В» - 0 баллов.
От 22 до 32 баллов – вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
От 12 до 20 баллов – вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
До 10 баллов – споры и конфликты – воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами – на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь перебороть свой вздорный характер.
9. Завершающий круг, чаепитие
Практикум с элементами тренинга для педагогов
«Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция»
Цели:
- предупредить (преодолеть) возможные последствия психического перенапряжения;
- поддержать оптимальный уровень психического состояния в условиях профессиональной деятельности.
Задачи:
- снизить негативные переживания и трансформировать их в положительные;
- познакомить с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний;
- сформировать потребность в самоуправлении и саморегуляции эмоциональных состояний.
Количество человек в группе: 10-16 (желательно четное число участников).
Продолжительность: 1-1,5 часа.
Музыкальное сопровождение: шум моря, спокойная и веселая музыка.
Ход практикума
1. Приветствие
Объяснение педагогам темы практикума, особенностей предстоящей работы. Совместное обсуждение и принятие правил работы.
2. Упражнение «Имя + прилагательное на первую букву своего имени»
Участники сидят по кругу. По очереди каждый из присутствующих называет свое имя и прилагательное на первую букву имени, которое его характеризует ( например: Галина + гордая).
3. Упражнение «Приветствие невербальное»
Участники стоят по кругу. Задача - поздороваться за руку с каждым, никого не пропуская. Если кто-то кого-то пропустил, предложите им поздороваться. Упражнение развивает межличностные отношения в группе.
После завершения упражнения педагоги садятся в круг после чего психолог оценивает их настрой на работу, задает вопросы:
- Как настроение?
- Как вы себя чувствуете?
- Можем ли мы приступить к дальнейшей работе?
Предложить участникам группы самим оценить свое состояние, готовность к работе по 10-бальной шкале, где 10 баллов – «я полностью включен в ситуацию, готов к работе», 1 балл – «я совершенно не готов к работе».
4. Экспресс – диагностика эмоционального состояния
Тест-опросник «Ох уж эти нервы» (автор – Л. Москвина)
Инструкция.
Отметьте одно из утверждений в той степени, как оно к Вам относится: «очень», «не особенно», «ни в коем случае».
Меня раздражает:
1) Смятая страница газеты или журнала, которые я люблю читать
Очень
Не особенно
Ни в коем случае
2) Одетая с претензией на молодость женщина в годах
Очень
Не особенно
Ни в коем случае
3) Курящая на улице женщина
Очень
Не особенно
Ни в коем случае
4) Чрезмерное приближение ко мне собеседника, даже если оно произошло поневоле – в толпе, в автобусной давке
Очень
Не особенно
Ни в коем случае
5) Слишком сильный запах духов
Очень
Не особенно
Ни в коем случае
6) Громкий разговор в общественном транспорте
Очень
Не особенно
Ни в коем случае
7) Активно жестикулирующий при разговоре собеседник
Очень
Не особенно
Ни в коем случае
8) Частое употребление коллегами иностранных слов
Очень
Не особенно
Ни в коем случае
9) Когда кто-нибудь грызет ногти
Очень
Не особенно
Ни в коем случае
10) Когда кто-нибудь пытается поучать меня
Очень
Не особенно
Ни в коем случае
11) Когда кто-то кашляет в мою сторону
Очень
Не особенно
Ни в коем случае
12) Когда слышу чей-то смех невпопад
Очень
Не особенно
Ни в коем случае
13) Когда близкие друзья все время опаздывают
Очень
Не особенно
Ни в коем случае
14) Когда в кинотеатре кто-нибудь поблизости комментирует сюжет фильма или шелестит оберткой от конфеты
Очень
Не особенно
Ни в коем случае
15) Когда дарят ненужные вещи
Очень
Не особенно
Ни в коем случае
16) Когда рассказывают сюжет книги, которую я собираюсь прочесть
Очень
Не особенно
Ни в коем случае
Обработка ответов: за каждый ответ «очень» - 3 очка; «не особенно» - 1 очко; «ни в коем случае» - 0 очков.
Интерпретация результатов:
Более 33 баллов – вас не отнесешь к числу сдержанных и терпеливых людей. Вас слишком часто раздражают незначительные явления. Вы склонны к поискам в окружающем мире раздражителей. Поэтому вы вспыльчивы, легко выходите из себя. Ваша нервная система разбалансирована, отчего часто страдаете не только вы, но и окружающие;
От 13 до 32 баллов – вы относитесь к распространенной группе людей. Раздражаясь от очень неприятных вещей, вы делаете драму из обыденных житейских невзгод. Поэтому у вас выработан стойкий иммунитет к неприятностям, который позволяет быстро и легко забыть их;
12 и менее баллов – ваше «железное спокойствие» позволяет вам реально смотреть на жизнь. А может, этот тест оказался недостаточно исчерпывающим и не позволил проявить ваши наиболее уязвимые стороны? Судите сами. По крайней мере, о вас можно сказать, что вы не тот человек, которого легко выбить из колеи.
5. Комплекс игр и упражнений на психоэмоциональную разгрузку
А) Упражнение «Солнышко»
Участники рисуют на бумаге солнышко с лучиками, затем солнышки прикрепляют на спины. Задача – написать на лучиках положительное об авторе. Важно, чтобы каждый участник оставил свое послание на каждом солнышке. В конце упражнения педагоги снимают свои рисунки и изучают то, что им написали.
Б) Звуковое упражнение «Гласные звуки»
Слово педагога-психолога : Со времен самых древних цивилизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом. Мелодика старинных русских фольклорных песен, порой построенная на двух-трех нотах, поражает своим разнообразием и красотой. Она учит гармонизации внешнего и внутреннего, настраивая организм и душу в соответствии с объективными законами.
Педагогам предлагается пропеть гласные звуки. При этом для усиления положительного воздействия попросите их класть руку на ту область тела, на которую данный звук воздействует в большей степени.
А – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
И – влияет на уши, глаза, нос, тонкий кишечник;
О – стимулирует деятельность желудка и поджелудочной железы;
У – улучшает дыхание, стимулирует работу матки и яичников (у женщин) и предстательной железы (у мужчин);
Э – активизирует работу головного мозга.
В) Рисунок «Хорошее настроение», аппликация «Подарок себе»
Участники делятся на команды. Каждой команде дается задание – нарисовать рисунок или сделать аппликацию. После завершения работы каждая команда представляет результат творчества.
Г) Упражнение «Зоопарк»
Участники садятся по кругу.
Инструкция педагога психолога : Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, кто какое животное назовет. Теперь запомним ритм, с которым мы будем выполнять упражнение – два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям. Ритм буду задавать я. Тот, кого я назову, должен хлопнуть два раза в ладоши и назвать выбранное им животное, затем хлопнуть два раза по коленям и назвать животное того участника, которому он передает ход. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход.
Будьте очень внимательны, так как те, кто ошибается, получит дополнительное задание: вместо того чтобы назвать свое животное, он, хлопая в ладоши, должен будет издавать характерный для данного животного звук. Остальные участники с этого момента, обращаясь к нему, воспроизводят этот звук.
В процессе выполнения упражнения постепенно увеличиваете темп.
Упражнение способствует эмоциональной разрядке, создает хороший фон для продолжения работы.
Д) Упражнение «Покачивание»
Участники разбиваются по парам. Первый участник обхватывает второго сзади за плечи, второй максимально расслабляется, закрывает глаза. Первый покачивает его под спокойную музыку.
Затем участники меняются ролями.
6) Игры и упражнения
по системе психологической саморегуляции состояний
а) Упражнение «Снятие мышечного напряжения»
Инструкция педагога-психолога : Сядьте на стул в удобной позе, так чтобы спина касалась спинки. Обхватите стул обеими руками и, напрягшись, попытайтесь поднять себя вместе со стулом – оставайтесь в состоянии напряжения так долго, как сможете, но не переусердствуйте. Затем быстро опустите руки и сделайте несколько глубоких вдохов. Повторите несколько раз.
Упражнение поможет снять волнение и возбуждение.
б) Упражнение «Дыхание на счет 7-11»
Инструкция педагога-психолога : Дышите очень медленно и глубоко, так, чтобы цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале вам будет непросто. Но не нужно напрягаться. Считайте до семи при вдохе и до одиннадцати – при выдохе.
в) Аутотренинг «Волшебный сон» (автор Н. Яковлева)
Для выполнения упражнения необходимо использовать фоном медленную (для первой части) и веселую мелодии. Участники сидят с закрытыми глазами и следуют тексту.
1) Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем(2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают…засыпают(2 раза)
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляются(2 раза)
Дышится легко…ровно…глубоко…
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело(2 раза)
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги теплые у нас…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Губы теплые и вялые,
Но не сколько не усталые…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляются(2 раза)
Нам понятно, что такое…
Состояние покоя(2 раза)
(Долгая пауза, пока не закончит играть медленная музыка. Далее необходимо включить добрую веселую мелодию.)
2) Мы спокойно отдыхали, Крепко кулачки сжимаем,
Сном волшебным засыпали… Их повыше поднимаем.
Хорошо нам отдыхать! Подтянуться! Улыбнуться!
Но пора уже вставать! Всем открыть глаза и встать!
Упражнение поможет снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.
г) Упражнение «Дождь»
Предложить участникам встать в круг и повторить движения:
- поводить по часовой стрелке пальчиками по ладошке;
- потереть ладони друг о дружку;
- пощелкать пальцами;
- легко постучать себя по груди;
- похлопать в ладоши, по бедрам, по полу.
Далее все движения повторить в обратном порядке.
7) Обратная связь (рефлексия)
Участников попросить закончить предложения:
- Мое состояние…
- Мои ожидания…
- Я хочу сказать всем…
Можно также попросить участников поделиться чувствами и мыслями, впечатлениями от встречи, рассказать, что особенно понравилось.
Тренинг уверенности в себе «Я счастливая»
Ход встречи
1. Вступительное слово педагога-психолога
Рассказать педагогам о стрессе и депрессии, их симптомах и последствиях. Подвести участников к мысли о том, что необходимо учиться противостоять стрессам и снимать нервное напряжение.
2. Комплекс упражнений для снятия умственного напряжения
Цель: научить педагогов способам снятия умственного напряжения.
1) Ходьба на месте или по комнате, высоко поднимая колени – 1 мин.
2) Исходное положение (далее – и. п.) – стоя или сидя, руки в стороны – вдох. Руки опустить вниз – выдох. Повторить 3-4 раза.
3) И. п. – сидя. Поочередно сгибать и разгибать стопы и кисти. Повторить 10-12 раз.
4) И. п. – стоя, руки вдоль туловища. Круговые движения руками в плечевых суставах. Повторить 8-10 раз в каждую сторону.
5) И. п. – то же. Присесть, руки вперед – выдох. Вернуться в и. п. – вдох. Повторить 3-4 раза.
6) И. п. – то же. Махи правой ногой и руками вперед-назад. Повторить 10-12 раз. То же с левой ногой.
7) И. п. - то же. На счет 1-8 попеременно сгибать и разгибать руки в локтях. На счет 9-10 руки вниз. Дыхание произвольное. Повторить 2-3 раза.
8) И. п. – то же. Руки поднять вверх – вдох, вернуться в и. п., расслабиться – выдох. Повторить 3-4 раза.
3. Игра-тренинг «Волшебная шкатулка»
Инструкция педагогам : На одной половине листочка запишите в столбик отрицательные черты характера, от которых вы хотели бы избавиться. На другой положительные черты, которые хотели бы развить. Это ваша «волшебная шкатулка». Погладьте себя по голове. Всегда есть то, за что себя можно похвалить. Оторвите и выбросите из «волшебной шкатулки» плохие черты, чувства, негативные эмоции, от которых вы очень хотите избавиться.
4. Упражнение «Мечта»
Предложить педагогам в течение нескольких минут подумать о том, каким каждый из них видит свое будущее, и изобразить его на бумаге. Попросить каждого участника определить, какие три конкретных или вещи, или действия, или человека могут помочь, а какие три – помешать осуществить мечту, и что нужно делать/сделать, чтобы мечта сбылась.
Примечание. Это упражнение проходит очень хорошо, если к обмену мечтами подойти творчески. Тем, кому трудно рассказать о своей мечте или нарисовать её, можно предложить сыграть сценку. Пусть участники пофантазируют, каким образом можно изобразить свою мечту.
5. Упражнение «Сосуд самоценности»
Инструкция педагогам : Представьте мысленно на экране сосуд. Он наполнен вашей любовью и уважением к себе. Зафиксируйте, сколько именно жидкости вы видите. То есть, если бы вы могли определить процентное содержание от объема, то сколько бы это было? Запомните цвет жидкости и телесную реакцию. Вам нравится или не нравится то, что вы увидели? Если вы увидели высокий уровень жидкости - 80-100%, это говорит о том, что неприятность не может огорчить вас надолго. Вам нравятся окружающие вас люди, вы полны внутренних ресурсов и адекватны в поведении.
Сосуд заполнен на 50% - вы можете обидеться по пустякам, накричать на кого-то, уйти от решения насущных проблем. Если наполняемость сосуда не превышает 20-30%, то можно говорить о том, что у вас сил на жизнь не хватает.
Нулевой уровень самоценности говорит о крайней форме опустошения. Если вы обнаружили у себя такой уровень, то это состояние нужно пережить. Придет новый день, и он принесет изменения. Таким образом, «сосуд самоценности» помогает диагностировать свои актуальные состояния. Уровень ниже 50% - сигнал для начала работы над собой. Когда вы находитесь в том или ином эмоциональном состоянии, определите уровень самоценности и, если он падает, примите меры (табл.).
6. Релаксация
Предложить участникам удобно расположиться, расслабиться, закрыть глаза. Под музыку медленно проговорить текст.
Я – это я
Во всем мире нет в точности такого же, как Я. Есть люди, в чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.
Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, - тревога, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или самому себе.
Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки.
Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу близко познакомиться с собой.
Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне помогало мне.
Я дружу с собой и люблю себя. Я могу осторожно и терпимо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе.
Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнавать, где Я и кто Я в данный момент.
Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что не все и не вполне меня устраивает. Но Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в самом себе.
Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.
Я –это Я, и Я – счастлив!
9. Завершающий круг, чаепитие