Наталия Андреевна Полякова
Поддержка детской инициативности в России и за рубежом
▼ Скачать + Заказать документы
Поддержка детской инициативы в России
Дошкольник – это прежде всего деятель,
стремящийся самостоятельно познавать
и преобразовывать мир за счет
возникающих разнообразных
инициатив в решении доступных задач
жизни и деятельности
Конструирование, социальная ситуация, способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы каждого ребенка. Создание условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместности, а так же для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.
Целевые ориентиры
Публикация «Поддержка детской инициативности в России и за рубежом» размещена в разделах
Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок способен к волевым усилиям;
- пытается самостоятельно;
- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениями природы и поступками людей;
- способен к принятию собственных решений
Инициативность определяется, как характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности- поведении, осуществляемом на внешние стимулы.
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия, ребенка в детском саду.
В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребенка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Выделяют 4 сферы инициатив:
- творческая
-целеполагания и усилия
- коммуникативная
- познавательная
Каждая сфера деятельности оценивается через конкретный вид деятельности:
Творческая инициатива- включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка,где развивается воображение, образное мышление.
Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка, но особенно творческой.
Творческая инициатива.
В продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
В группах создаются уголки творчества с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности. С целью развития творческой инициативы дошкольников наряду с традиционными приемами используем нетрадиционных техники изображения.
В рисовании:
- ладонная и пальцевая техники, кляксография, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами, рисование ватными палочками, тычкование, упражнения типа «Дорисуй недостающие детали», рисование по образцу, рисование с помощью трафарета.
В аппликации:
- сочетание разных по фактуре материалов (обрывков цветной бумаги или бумажных заготовок, ваты, салфеток, природных материалов, пластилина, пищевых продуктов - круп, макаронных изделий)
- Используется прием сотворчества и коллективных работ.
Например, воспитатель нарисовала круг – солнышко, а дети рисовали лучи ладошками. Или, дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывая элементы, или участвуют в создания коллективных композиций.
- Приём сочетания рисования и аппликации.
Например, клеили снеговика, а потом дорисовывали ему глаза, нос.
Проводятся с воспитанниками игры и упражнения для развития продуктивной инициативности:
• Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры).
• Игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок»).
• Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек, типа «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь», «Обведи фигуру»
Инициатива как целеполагание и волевое усилие: включенность в разные виды продуктивной деятельности- рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению "сопротивления" материала, где развивается произвольность, планирующая функция речи.
Коммуникативная инициатива- включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развязываются эмпатия (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания., коммуникативная функция речи.
Существует педагогическая технология О. М. Ельцовой под названием «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду», в которой широко используются нетрадиционные формы речевой работы с детьми по развитию коммуникативной инициативы.
Используются такие формы работы как: ситуации общения, игровые обучающие ситуации, различные виды театров, пересказ, рассказывание по схеме, рассказывание с использованием алгоритма, рассказывание по образцу воспитателя, описательные рассказы, упражнения типа «Кто задаст самый необычный вопрос», «Придумай загадку», «Кто об этом скажет по-другому», игры — инсценировки, дидактические игры, заучивание стихов.
При заучивании стихов используется методика «Расскажи стихи руками». Рассказывание стихов с помощью рук делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной, способствует развитию слоговой структуры слова, хорошо развивает слуховое восприятие и способствует скорейшему запоминанию.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, поэтому стало практиковаться заучивание стихотворений, используя метод наглядного моделирования, т. е. схематичного изображения предметов и действий. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.
Успешно используется в работе метод проектов, при котором учитывается принцип интеграции с другими образовательными областями. Учитывая, что 2015 год объявлен годом литературы, стала использоваться интересная и эффективная технология под названием флешмоб.
Флешмоб - это технология, которая позволяет любому множеству людей договориться друг с другом, чтобы синхронно осуществить какое-то определенное, заранее согласованное действие. Флешмоб осуществляется с привлечением и помощью родителей. Так например в течение недели, проходившей под названием «В гостях у сказки», воспитанники ежедневно знакомятся с одинаковой для всех сказкой в кругу семьи. За 5 дней дома можно прочитать 5 сказок. В следующем месяце литературный флешмоб продолжает своё существование в группе, только теперь запланированную воспитателями совместно с детьми сказку родители могут прочитать в любой день недели, а в остальное время читают детям по собственному выбору. Использование данной технологии способствует приобщению детей и взрослых к книге, воспитанию интереса к совместному чтению.
Познавательная инициатива- любознательность: включенность в экспериментирование, простую познавательно- исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно- временные, причинно следственные и родо- видовые отношения.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативы:
1. Игра, способствует развитию активности и инициативы. Она требует от ребенка проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности.
2. Трудовая деятельность- формирование целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результатов. Выполняя элементарные трудовые навыки, дети начинают работать совместно, распределять между собой обязанности, договариваться друг с другом, взрослым.
3. В продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску необходимых средств самовыражения.
4. Общение (дети- дети, дети- родители)
5. Самоорганизация- деятельность, направленная на поиски творческий подход.
Без самостоятельности мы не получим инициативы.
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. жизнь во всех ее проявлениях становится все более многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.
Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. и не всегда этот пример оказывает положительное влияние на ребенка.
Долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. Маленький ребенок- это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых. Ребенок должен выполнять требования, которые диктует взрослый без проявления собственной инициативы и самостоятельности. По принципу "сказал- сделал".
И только в последнее время у нас утвердился "позитивный" подход к развитию ребенка: за ним признали право быть личностью. А самостоятельность- верная спутница личностного развития.
Для развития инициативности нужно:
1. Давать простые задания (снимать страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что- то делать.
3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за свои ошибки и неудачи).
4. Научить грамотно реагировать на собственные ошибки.
Если мы хотим, что бы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.
В образовательном процессе ребенок и взрослые (педагоги, родители) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребенок творит себя и свою природу, свой мир.
Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребенка.
Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться все сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие - либо неожиданные сюрпризы, шумовые эффекты и т. д. необходимо создавать условия, что бы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
2-3 года
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
предоставить детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
формировать у детей привычку самостоятельно для себя находить интересные занятия;
побуждать детей к разнообразным действиям, с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами;
поддерживать у ребенка интерес к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
проводить все режимные моменты в эмоциональном настроении, избегать ситуации, спешки и потарапливания детей;
для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;
содержать в доступном месте все материалы и игрушки;
поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результат туда ребенка.
3-4 года
Для поддержания детской инициативы ребенка 3-4 лет взрослым необходимо:
создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
рассказывать детям о их реальных, а так же возможных в будущем достижениях;
отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу:
помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
способствовать стремлению научиться делать что –то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
в ходе занятий и повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;
не критиковать результаты деятельности детей, а так же их самих.
Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным детям.
уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
создавать в группе положительный психологический микроклимарт, в разной мере проявлять любовь ко всем детям, выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;
всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов, в творческой игровой и продуктивной деятельности.
4-5 лет
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к их попыткам внимательно, с уважением;
обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя новые роли;
создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе «дом», укрытие для сюжетных игр;
при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;
Не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетных игр;
обязательно участвовать в играх детей по их приглашению в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры.
привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;
Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им желания взрослого;
привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;
читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.
5-6 лет
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
Поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу;
создавать условия для самостоятельной творческой деятельности детей;
при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу.
создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.
6-8 лет
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование, деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности ;
создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их предложения;
презентовать продукты детского творчества, другим детям, родителям, педагогам.
Главные причины по развитию самостоятельности и инициативности, которые необходимо применять в работе воспитателя, следующие:
1. Заботиться о том, что бы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать (если он обнаружит, что фломастеры засохли из- за того, что он забыл надеть на них колпачки, не следует спешить давать ему новые. В дальнейшем воспоминания об этом сложном периоде творчества будут мотивировать ребенка следить за состоянием своих вещей, относиться к ним бережно, и самое главное, понимание, что за каждое свое действие приходится отвечать.
2. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки сразу на место после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, что бы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.
3. Объем и содержание обязанностей стараться сформулировать максимально конкретно. Например:" После обеда нужно убирать со стола свой стакан, что бы помочь Наталье Владимировне", а "не надо убирать за собой".
4. стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий
5. если ребенок ленится и категорически отказывается покидать свое уютное место, попросить его рассказать о своих дальнейших планах.
Эффективные формы поддержки детской инициативы:
1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.
2. Проектная деятельность.
3. Совместная познавательно- исследовательская деятельность взрослого и детей- опыты и экспериментирование.
4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования.
5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.
6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.
"Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников"
Дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности достигают наивысшее социально- нормативные характеристики.
Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты,, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.
Поддержка детской инициативы за рубежом
Основные цели дошкольного образования:
удовлетворение нужд каждого ребенка;
удовлетворение его интересов;
уважение к различиям между детьми.
Основная задача взрослого- поддержка игры, предоставление ребенку разнообразного материала для исследования
Более 75% английских педагогов считают неприемлемым использование внешней мотивации для побуждения детей к обучению;
в английских детских садах дети продолжительное время занимаются самостоятельно;
15% времени отводится на групповое обучение под руководством педагога;
большее внимание уделяется исследовательской деятельности: играм с водой, песком, подвижным играм.
Зарубежная система дошкольного образования в Германии
Открытый детский сад в Германии, с одной стороны, эклектичность его теоретической основы, а с другой — единство ценностных установок воспитания;
Возможность свободного выхода ребенка за пределы одного помещения, одной возрастной группы, одной деятельности резко расширяет пространство жизнедеятельности детей;
Право свободного выбора дает возможность почувствовать самого себя: свои желания, переживания, процесс и результат своих действий;
ключевая особенность данной системы дошкольного воспитания заключается в реальной поддержке игровой деятельности детей
Организация всех детей в одновозрастные мини-группы позволяет придать занятиям характер проектной деятельности в рамках практико-ориентированного комплексного подхода.
Дошкольное образование в Чехии
Задачей дошкольного образования в Чехии является дополнение семейного воспитания.
В программу детского сада включены экскурсии, посещение театров, развивающие занятия и обучение иностранному языку.
В детском саду нет отдельных помещений для занятий музыкой, физической культурой.
Дошкольное образование на Кипре
Цель ДО на Кипре –подготовка детей к школе.
Содержание образования: Дневная программа в детском саду – это последовательные уроки, которые планируются учителем в соответствии с нуждами, возможностями и интересами детей.
Образование Кипра предоставляется на следующих уровнях:
1. дошкольный уровень образования;
2. средний уровень образования. ;
3. высшее образование.
На острове дошкольное образование делится на два этапа:
детский сад;
подготовительная школа.
Детские сады на Кипре бывают:
общинные;
государственные;
частные.