Ольга Сидельникова
Консультация для педагогов «Поддержка детской инициативы»
«Поддержка детской инициативы»
У ребенка своеобразное, особое видение окружающего мира. Он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.
Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов „Поддержка детской инициативы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Специфические виды деятельности развиваются, порой, без помощи взрослого и даже вопреки его запретам. В этом и заключается их истинно детская сущность. К таким видам деятельности относится экспериментирование и игра – важнейший вид поисковой деятельности. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского познания и пронизывает все сферы детской жизни. Поэтому чтобы такая «стихийная» познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект, должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей.
Инициативное поведение дошкольника проявляется, прежде всего, в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их. Способность планировать свою деятельность развивается постепенно. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности. При этом свобода и самостоятельность - не вседозволенность и анархия, а раскованность, открытость, необыденность неразрывно связаны с культурой поведения.
В этом лично мне помогает постановка ситуативных миниатюр. С элементами гротеска и пантомимы. Они организуют, поведение ребенка помогают ему, научиться самовоспитанию используя принцип витагенности (опыт).
Для инициативной личности характерно :
- произвольность поведения; (умение контролировать свои действия, эмоции)
-самостоятельность;
-развитая эмоционально-волевая сфера; (познавая в игре чувства других (гротеск) ребенок научается контролю своих действий, выражению своих чувств, контролирует свою волю)
-активность в различных видах деятельности; (видя заинтересованность воспитателя в его участии, ребенку интересно участвовать, проявлять интерес)
-стремление к самореализации;(Видя как и с каким интересом участвуют другие в миниатюрах, с фокусами даже самый зажатый и без инициативный ребенок начнет проявлять интерес.
-общительность;
-творческий подход к деятельности;
-высокий уровень умственных способностей;
-общая познавательная активность.
Условия, способствующие развитию детской инициативы :
- Педагогическое общение, основанное на принципах взаимоуважения, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности может стать условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности.
Давайте вспомним, как проходят занятия. Сидя в кругу, мы воспитатели пытаемся донести до детей какую-то информацию, которая по нашему мнению полезна для развития детей, но реально понимаем, что не интересна. И вообще мне эта тема сомой не нравится. Пытаемся донести, переступить через свои какие-то комплексы, зажимы. Думая боже, что за бред я несу. Пытаешься захватить внимание, если не интересная информация вас может, будут слушать половина детей в лучшем случае, а может и трое из всех. А если использовать принципы которые используют клоуны для того чтобы захватить внимание. Даже не интересная по началу, миниатюра станет интересной и появится инициатива. (Рассказать про точку движения).
- Следующим условием развития инициативности поведения ребенка является воспитание его в условиях развивающего общения и обучения.
Развивающего общения? Как вы это понимаете? Что это значит?
Вот представьте себе ситуацию. Вы задумали интересное занятие распланировали его. В этом занятии есть театрализованная постановка. Нужно говорить слова, совершать движения, проговорили мимику с детьми. Дети сами вызвались играть роли, вроде все хорошо. Но вот один из детей не хочет говорить слова. Как вы себя поведете?
А я предлагаю, рассматривая эту ситуацию не отправлять ребенка смотреть, а не участвовать. Все таки оставить его в постановке на роли того героя на какого он вызвался, но предложить, с играть эту роль без слов. Пантомимой, с точкой движения, с мимикой.
- Для эффективного проявления инициативы детей необходимо полноценное развитие его с позиции позитивной социализации и самостоятельности ребенка. Названные условия характеризуют требования к педагогу, осуществляющему педагогическую поддержку представленную :
-доброжелательным отношением взрослого к положительной инициативе;
-постоянным одобрением и развитием инициативности (Конструктивная похвала);
- предоставлением ребенку возможности действовать самостоятельно, по- своему (направляя и подсказывая, а не осаживать нет, не правильно);
- условиями для самоутверждения ребенка (публичными выступлениями мини репризы, не сложными фокусами).
Педагог использующий клоунаду в работе с дошкольниками использует фасилитивный стиль управления. Фасилитация отличается от простого управления тем, что её способ не директивный. Педагог не диктатор и контролер действий, а активный участник. Такой способ управления вызывает у детей доверие. Доверчивый ребенок, спокоен, активен в общении и заинтересован во всех сферах деятельности.