Чурова Елена
Психологическая характеристика речевой деятельности «слушания»
▼ Скачать + Заказать документы
Слуховой центр — отдел головного мозга, расположенный в височных долях, который
получает, обрабатывает и анализирует звуки, полученные в виде нервных импульсов.
Понятие слушанья
Слушание это рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание звучащей речи. С помощью слушания осуществляется передача знаний, обмен информацией, регулируются отношения между людьми. Большинство специалистов признает важность наличия эффективных навыков говорения и слушания в учебной деятельности учащихся.
Основные виды слушания
Существует два вида слушания – нерефлексивное и рефлексивное.
Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т. е. представляет собой внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством.
При нерефлексивном слушании контакт с собеседником поддерживается невербально и простейшими фразами, например: «Да», «понимаю», «угу», «почему» и т. д. Нерефлексивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, поскольку каждый хочет быть прежде всего услышанным.
Нерефлексивное слушание уместно в следующих случаях:
если собеседник хочет высказать свою точку зрения;
если собеседник говорит о своих проблемах;
в напряженных ситуациях;
при разговоре с вышестоящим по должности (если, например, вас критикует начальник).
Рефлексивное слушание
Рефлексивное слушание – вид слушания, который предполагает, помимо вслушивания в смысл произносимого, расшифровку закодированного в речи истинного сообщения и отражение мнения собеседника.
Эффективное слушание - это навык, который играет важную роль в коммуникации и межличностных отношениях.
Психологическая характеристика слушания включает следующие аспекты:
Внимание: Слушание требует сосредоточенности и активного участия. Хороший слушатель обращает внимание на речь собеседника, уделяет ему время и энергию, чтобы полностью понять его сообщение.
Эмпатия: Слушание также включает эмоциональное отношение к собеседнику. Эмпатичный слушатель способен понять и разделить чувства и опыт другого человека, что помогает установить более глубокую и доверительную связь.
Понимание: Хороший слушатель стремится к полному пониманию сообщения собеседника. Он активно задает вопросы, уточняет непонятные моменты и старается вникнуть в суть высказывания.
Невербальные навыки: Слушание включает не только восприятие слов, но и невербальные сигналы, такие как жесты, мимика и тон голоса. Хороший слушатель умеет читать и интерпретировать эти сигналы, что помогает ему лучше понять собеседника.
Активное подтверждение: Слушание не ограничивается простым прослушиванием. Хороший слушатель активно подтверждает свое понимание и вовлекается в диалог с собеседником. Он может повторять ключевые моменты, задавать уточняющие вопросы или выражать свое согласие или недоумение.
Хорошее слушание является важным навыком в общении и может улучшить качество взаимодействия с другими людьми. Оно способствует установлению эффективной коммуникации, повышает уровень понимания и помогает разрешать конфликты.
Расстройства, связанные с непониманием речи.
Расстройства, связанные с непониманием речи, могут включать в себя различные состояния, как у взрослых, так и у детей. Некоторые из них могут быть вызваны органическими причинами, такими как повреждение мозга или неврологические расстройства, а другие связаны с психологическими или общественными факторами. Ниже представлены несколько примеров таких расстройств:
1. Афазия:Это нарушение способности понимать или производить речь из-за повреждения мозга, обычно в левом полушарии. Пациенты с афазией могут испытывать трудности с пониманием слов, выражением своих мыслей или обеими функциями.
2. Дислексия: Это расстройство, которое затрагивает способность читать, понимать и интерпретировать письменный текст. Люди с дислексией могут испытывать трудности с распознаванием слов, чтением с пониманием и правильным написанием.
3. Сенсорная агнозия:Это состояние, при котором человек испытывает трудности в распознавании или понимании сенсорных входов, таких как звуки, запахи или вкусы. Это может повлиять на способность правильно интерпретировать речь и общаться.
4. Трудности в обучении: У детей могут возникнуть трудности в понимании и использовании языка, что может включать в себя дисфазию или общие нарушения в развитии речи.
5. Социальные и коммуникативные расстройства: Некоторые люди могут испытывать трудности в социальном взаимодействии и коммуникации, что может влиять на их способность понимания невербальных сигналов и сложных социальных контекстов.
Важно отметить, что каждое из этих состояний требует
индивидуального подхода к лечению и поддержке. Диагностика и лечение могут варьироваться в зависимости от конкретного расстройства и его причин.
Вывод
Навык слушания играет ключевую роль в развитии детей и в их общем обучении. Этот навык не только помогает им лучше понимать окружающий мир, но и оказывает положительное влияние на их социальное и эмоциональное развитие.