Папки-передвижки

Психологическая характеристика речевой деятельности «слушания»

Чурова Елена
Психологическая характеристика речевой деятельности «слушания»
▼ Скачать + Заказать документы

Слуховой центр — отдел головного мозга, расположенный в височных долях, который

получает, обрабатывает и анализирует звуки, полученные в виде нервных импульсов.

Понятие слушанья

Слушание это рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание звучащей речи. С помощью слушания осуществляется передача знаний, обмен информацией, регулируются отношения между людьми. Большинство специалистов признает важность наличия эффективных навыков говорения и слушания в учебной деятельности учащихся.

Основные виды слушания

Существует два вида слушания – нерефлексивное и рефлексивное.

Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т. е. представляет собой внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством.

При нерефлексивном слушании контакт с собеседником поддерживается невербально и простейшими фразами, например: «Да», «понимаю», «угу», «почему» и т. д. Нерефлексивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, поскольку каждый хочет быть прежде всего услышанным.

Нерефлексивное слушание уместно в следующих случаях:

если собеседник хочет высказать свою точку зрения;

 если собеседник говорит о своих проблемах;

 в напряженных ситуациях;

при разговоре с вышестоящим по должности (если, например, вас критикует начальник).

Рефлексивное слушание

Рефлексивное слушание – вид слушания, который предполагает, помимо вслушивания в смысл произносимого, расшифровку закодированного в речи истинного сообщения и отражение мнения собеседника.

Эффективное слушание - это навык, который играет важную роль в коммуникации и межличностных отношениях.

Психологическая характеристика слушания включает следующие аспекты:

Внимание: Слушание требует сосредоточенности и активного участия. Хороший слушатель обращает внимание на речь собеседника, уделяет ему время и энергию, чтобы полностью понять его сообщение.

Эмпатия: Слушание также включает эмоциональное отношение к собеседнику. Эмпатичный слушатель способен понять и разделить чувства и опыт другого человека, что помогает установить более глубокую и доверительную связь.

Понимание: Хороший слушатель стремится к полному пониманию сообщения собеседника. Он активно задает вопросы, уточняет непонятные моменты и старается вникнуть в суть высказывания.

Невербальные навыки: Слушание включает не только восприятие слов, но и невербальные сигналы, такие как жесты, мимика и тон голоса. Хороший слушатель умеет читать и интерпретировать эти сигналы, что помогает ему лучше понять собеседника.

Активное подтверждение: Слушание не ограничивается простым прослушиванием. Хороший слушатель активно подтверждает свое понимание и вовлекается в диалог с собеседником. Он может повторять ключевые моменты, задавать уточняющие вопросы или выражать свое согласие или недоумение.

Хорошее слушание является важным навыком в общении и может улучшить качество взаимодействия с другими людьми. Оно способствует установлению эффективной коммуникации, повышает уровень понимания и помогает разрешать конфликты.

Расстройства, связанные с непониманием речи.

Расстройства, связанные с непониманием речи, могут включать в себя различные состояния, как у взрослых, так и у детей. Некоторые из них могут быть вызваны органическими причинами, такими как повреждение мозга или неврологические расстройства, а другие связаны с психологическими или общественными факторами. Ниже представлены несколько примеров таких расстройств:

1. Афазия:Это нарушение способности понимать или производить речь из-за повреждения мозга, обычно в левом полушарии. Пациенты с афазией могут испытывать трудности с пониманием слов, выражением своих мыслей или обеими функциями.

2. Дислексия: Это расстройство, которое затрагивает способность читать, понимать и интерпретировать письменный текст. Люди с дислексией могут испытывать трудности с распознаванием слов, чтением с пониманием и правильным написанием.

3. Сенсорная агнозия:Это состояние, при котором человек испытывает трудности в распознавании или понимании сенсорных входов, таких как звуки, запахи или вкусы. Это может повлиять на способность правильно интерпретировать речь и общаться.

4. Трудности в обучении: У детей могут возникнуть трудности в понимании и использовании языка, что может включать в себя дисфазию или общие нарушения в развитии речи.

5. Социальные и коммуникативные расстройства: Некоторые люди могут испытывать трудности в социальном взаимодействии и коммуникации, что может влиять на их способность понимания невербальных сигналов и сложных социальных контекстов.

Важно отметить, что каждое из этих состояний требует

индивидуального подхода к лечению и поддержке. Диагностика и лечение могут варьироваться в зависимости от конкретного расстройства и его причин.

Вывод

Навык слушания играет ключевую роль в развитии детей и в их общем обучении. Этот навык не только помогает им лучше понимать окружающий мир, но и оказывает положительное влияние на их социальное и эмоциональное развитие.

Публикации по теме:

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Характеристика деятельности педагогического работника в межаттестационный период Иванова Светлана Евгеньевна - учитель начальных классов, образование высшее. Педагогический стаж 27 лет, имеет первую квалификационную категорию,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психологическая характеристика речевой деятельности «слушания»
Опубликовано: 10 февраля 2025 в 09:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая характеристика речевой деятельности «слушания»» (включая файлы) размещена пользователем Чурова Елена (УИ 3271138) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 февраля 2025 вторник
Международный день женщин и девочек в науке
Путешествуем по книгам Виталия Бианки
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД