Меринова Наталия Алекссевна
Психологическая готовность детей к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая готовность детей к школьному обучению
Интеллектуально – познавательная готовность к обучению
Немаловажным фактором психологической готовности ребёнка к обучению является интеллектуально – познавательная готовность к школе. Этот фактор предполагает развитость у ребёнка основных психических процессов восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи по параметрам произвольности, опосредствованности, умения действовать как во внешнем, так и во внутреннем планах:
Публикация «Психологическая готовность детей к школьному обучению» размещена в разделах
А) развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий;
Б) внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объёмом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, а его совершенствовании необходимо заботится в первую очередь, готовя дошкольника к обучению;
В) большие требования предъявляются к памяти детей. Для того чтобы ребёнок мог хорошо усвоить школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребёнок располагал эффективными различными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала;
Г) почти все дети, много и разнообразно играют в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые могут возникнуть перед ребёнком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребёнку, как и взрослому человеку, достаточно трудно;
Д) ещё большее значение для обучаемости детей имеет мышление. 6-7 летний ребёнок может многое. Но не следует переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но ещё не типична, не характерна для него. Тип его мышления специфичен. Высшие формы образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника. Опираясь на высшие схематизированные формы образного мышления, ребёнок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности. Однако, даже приобретая черты обобщённости, мышление ребёнка остаётся образно, опирающимся на реальные действия с предметами и их ’’заместителями’’. Важно помнить, что при поступлении в школу мышление у ребё нка должно быть развито и представлено во всех 3-х основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической.
Однако мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно – действенном плане, ребёнок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной и тем более в словесно – логической форме. Бывает и наоборот: ребёнок сносно может вести рассуждения, обладать богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков.
К таким индивидуальным различиям в познавательных процессах необходимо относиться спокойно, так как они выражают собой не столько общее недоразвитие ребенка, сколько его индивидуальность, проявляющуюся, в частности, в том, что у ребё нка может доминировать один их типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический. В начальный период учебной работы с такими детьми следует, прежде всего, опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них более всего развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных.
Для интеллектуальных процессов в старшем дошкольном возрасте характерен переход от наглядно – действенных к наглядно – образным, а затем и к словесно – дискурсивным формам мышления (Н. А. Венгер, Н. Г. Салмина, А. З. Зак). Причём первая из них может быть установлена по овладению схематизированными представлениями, вторая – по овладению выделением и соотнесением существенных параметров объектов.
Своеобразным мостиком между наглядно – образной формой мышления и дискурсивной является наглядное моделирование, которое состоит в построении и использовании модельных образов, передающих отношения между предметами, явлениями и их элементами в более или менее условной и схематизированной наглядной пространственной форме. Моделирование также предполагает овладение такими знаково-символическими действиями, как выделение двух планов (замещающего и замещаемого, умение анализировать знаково-символический план (производить анализ знаковых средств, выделять алфавит, правила сочетания, умение оперировать знаково-символическими средствами (замещение, кодирование – декодирование, схематизация).
Е) речевая готовность детей к обучению и учению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки к усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развития письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребёнка.
К семи годам ребёнок должен иметь определённый запас слов, усвоить общественно выработанные нормы, правильно произносить звуки и оценивать своё произношение; также у ребёнка должны быть сформированы следующие предпосылки речевой готовности : достаточная сложность грамматического строя речи, её лексический состав, связанность, логическая последовательность рассказа.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний. Предполагает формирование у ребёнка начальных умений в области учебной деятельности в частности, умения выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности.
Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает :
дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связи между явлениями, способность воспроизвести образец);
рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание;
интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к применению и пониманию символов;
развития тонких движений руки и зрительно – двигательных координаций.
Все познавательные процессы у детей должны развиваться систематически и системно, обязательно включать как внешние практические действия с предметами, так и внутренние, умственные, связанные с использованием символической функции и знаковых систем. Сама же деятельность детей должна носить творческий характер.