Ирина Киселева
Психолингвистические аспекты дизартрии
▼ Скачать + Заказать документы
(из учебника Л. С. Волковой)
Определение структуры дефекта при дизартрии на современном уровне развития науки невозможно без привлечения данных психолингвистики о процессе порождения речи. При дизартрии нарушается реализация двигательной программы за счё т несформированности операции внешнего оформления высказывания: голосовых, темпа ритмических, артикуляционно-фонетических и просодических нарушений. В последние годы внимание многих лингвистов привлекается к просодическим средствам высказывания (расстановка пауз, выделение отдельных элементов высказывания акцентом, включение нужной информации) в аспекте изучения соотношение семантики и синтаксиса. При дизартрии просодические нарушения могут вызывать своеобразные семантические нарушения и затруднять коммуникацию.
Публикация «Психолингвистические аспекты дизартрии» размещена в разделах
Трудности развёрнутого высказывания при дизартрии может быть обусловлено не только чисто моторными затруднениями, но и нарушениями языковых операций на уровне процессов, связанных с выбором нужного слова. Нарушение речевых кинестезий могут приводить к недостаточной упроченности слов, и в момент высказывания нарушается максимальная вероятность всплывания именно нужного слова. Ребёнок испытывает выраженные затруднения нахождений нужного слова. Это проявляется затруднениях введения лексической единицы в систему синтагматических связей и парадигматических отношений.
При дизартрии за счёт общих нарушений мозговой деятельности могут возникнуть специфические трудности выделение существенных и торможения побочных связей, Что приводит к недостаточности формирования общей схемы высказывания, которые усиливаются за счёт недостаточного подбора нужных лексических единиц.
При дизартрии, сочетающейся с более локальным поражением теменно- затылочных отделов левого полушария, отмечается недостаточная сформированность симультанных (пространственных) синтезов, что затрудняет формирование сложных логико-грамматических отношений. Это проявляется в затруднениях формирования высказывания и его декодирование.