Наталья Лихачева
Психическое развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психическое развитие детей раннего возраста
1слайд. Психическое развитие детей раннего возраста
2 слайд. Основные факторы развития ребенка от 1 до 3 лет: прямая походка, предметные действия, речь.
3 слайд. Огромные успехи в психическом развитии ребенка раннего возраста от 1 до 3 лет это возникновение речи и наглядно-действенного мышления.
К 3 годам ребенок умеет вступать во взаимоотношения со взрослыми, способен к элементарному самообслуживанию, владеет элементарными формами поведении
Публикация «Психическое развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
4 слайд. Воспитателям, родителям необходимо знать, что развитие ребенка происходит быстрыми темпами, нервная система его очень пластична, что позволяет обучать его; и в то же время ранима. Поэтому важен четкий режим. Недопустимы резкие изменения условий жизни.
5 слайд. Переход к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они выступают для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления.
В 3 года ребенок, зная, для чего служит предмет, использует его и для других целей. Причесывается палочкой вместо расчески. Это является предпосылкой игры.
Для того, чтобы предметная деятельность способствовала развитию психики ребенка, нужно чтобы он усвоил различные способы действий с одним и тем же предметом. Поэтому нецелесообразно детям раннего возраста давать большое количество игрушек.
6 слайд. Овладение предметными действиями создает условия для появления новых видов деятельности: игровой и продуктивных (рисование, лепка, конструирование).
Ранний возраст – период формирования активной речи ребенка. Формирование активной речи в игровой и предметной деятельности служит основой для всего психического развития ребенка.
7 слайд. На основе игровой, предметной и речевой деятельности у ребенка формируются новые виды действий восприятия и мыслительных действий.
Восприятие ребенка непроизвольное. Он выделяет в предмете отдельные ярко выраженные признаки предмета, часто не существенные. Форма служит ребенку основанием для узнавания предмета.
Надо знакомить ребенка с основными разновидностями цветов, форм, соотношениями предметов по величине. Дети могут различать 5-6 форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный). Но не всегда правильно называют. И не следует искусственно снижать их возможности.
Восприятие развивается на основе внешнего ориентировочного действия (подбор предметов по форме, величине, цвету) при практическом и зрительном соотнесении, сравнении предметов.
При этом взрослый должен давать правильные названия признаков предметов, способов действий с ними. В этот период большую роль приобретают автодидактические, т. е. самообучающие игрушки (матрешки, пирамидки, вкладыши).
8 слайд. Развитие мышления зависит от деятельности самого ребенка (приобретения чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия предметов. Опыт предшествующего действия отражается в последующем.
Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер. Поэтому взрослый должен предоставлять ребенку возможность активно действовать с разными предметами, создавая элементы проблемных ситуаций. Например, предложить накормить куклу из тарелочки, не дав при этом ложки. Подвести к необходимости найти ложке замену.
Овладение практической деятельностью с одной стороны, и приобщение к речи и словесным общениям с другой стороны, приводит к качественным изменениям мышления ребенка. В раннем возрасте формируются элементы наглядно-образного мышления.
На третьем году жизни в умственном развитии ребенка начинает формироваться знаковая (символическая) функция сознания, имеющая большое значение для последовательного овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности. Знаковая функция сознания позволяет выполнять действия не с предметами, а с их заместителями. Эта функция усваивается ребенком с помощью взрослого.
Особенностью развития мышления в раннем действии является то, что разные его стороны пока еще разобщены. Дети допускают ошибки при сравнении предметов, их обобщении.
9 слайд. Память ребенка непроизвольная. Ребенок не умеет запоминать, не владеет способами запоминания. Поэтому необходимо часто повторять действия, слова.
Внимание ребенка непроизвольное. Сознательный контроль за выполнением действия отсутствует. Многое зависит от привлекательности предмета, действия с ним. Ребенок раннего возраста еще плохо переключает свое внимание. Легко отвлекается.
10 слайд. В развитии ребенка раннего возраста большая роль по-прежнему принадлежит взрослому. При положительном отношении взрослого к личности ребенка активность последнего возрастает, в противном случае социальная активность затухает.
11 слайд. Ранний возраст- это начальный этап формирования личности ребенка. В деятельности, совместной с ребенком, взрослый определяет характер сотрудничества в предметной деятельности, руководит коммуникацией и организует взаимопонимание. В этот период дети стремятся узнавать названия окружающих предметов. Следуя за взрослыми, дети начинают называть себя по имени в именительном падеже («Костя упал!»). Только к трем годам малыш начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я», т. е. у него начинают возникать начальные формы самосознания.
12 слайд. Успехи в развитии приводят к качественным изменениям поведения. Ребенок стремится самостоятельно удовлетворить свои потребности. Взрослый должен поощрять разумную самостоятельность. Если же взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка, то возникает так называемый «кризис трехлеток».
Взрослому важно уметь руководить, не подавляя активную самостоятельность ребенка, умело направляя её. Например, если ребенок капризничает во время одевания, то целесообразно спросить его: «А ты с какой ноги будешь надевать ботиночки, с правой или с левой!» Этот вопрос создает для ребенка ситуацию выбора и таким образом, легче снимается состояние каприза.
Кризис 3-х лет явление преходящее, однако связанное с ним новообразование – отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми – важный шаг в психическом развитии.
13 слайд. Кризис 3-х лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.