Корольков Анна Владимировна
Мастер-класс «Прозрачный мольберт»
Прозрачный мольберт
«Использование нетрадиционных технологий в художественно – эстетическом развитии воспитанников старшего дошкольного возраста»»
Цель: Знакомство педагогов с технологией по использованию прозрачного мольберта.
Прозрачный мольберт – удобное, многофункциональное специальное пособие, которое позволяет ребенку увидеть результат своей работы в сотрудничестве с другим человеком
Публикация «Мастер-класс „Прозрачный мольберт“» размещена в разделах
Задачи:
Познакомить педагогов с видами нетрадиционных техник рисования на прозрачном мольберте.
Научить использовать нетрадиционные техники при рисовании на прозрачном мольберте.
Изобразительная деятельность в детском саду – это один из самых близких и доступных видов работы с детьми, который способствует развитию воображения, фантазии, даёт возможность детям отобразить своё представление об окружающем мире, создаёт условия для вовлечения в творчество, создавая при этом что-то необычное и прекрасное. И хотя вовремя рисования дети получают много радости и положительных эмоций, необходимо постоянно поддерживать интерес к изобразительной деятельности.
Для того чтобы привлечь больше воспитанников к процессу рисования, я применяю в практике нетрадиционные техники и приёмы рисования. С этой целью изготовила «Волшебное стекло». Оно представляет из себя прозрачный мольберт из небьющегося стекла, на деревянной подставке.
Ведь всё необычное привлекает внимание детей и заставляет их удивляться. В отличие от рисования по бумаге, рисуя на стекле, дети получают новые впечатления, их захватывает сам процесс рисования.
Занятия живописью на стекле – отличный способ творческого самовыражения человека любого возраста. Прежде всего - развитие коммуникативных навыков. Рисуя на стекле, чей либо портрет, даже застенчивый художник получает возможность внимательно всмотреться в этого человека, встретиться с ним взглядом, установить непосредственный контакт.
Большой проблемой современного мира является компьютерная техника, планшеты, пользование которыми неограниченно во времени. Отрываясь от своих гаджетов, они сталкиваются с некоторыми проблемами.
У детей возникают трудности в общении со сверстниками. Ребенок плохо социализирован.
Цель: развитие творческих способностей, навыков сотрудничества и взаимодействия дошкольников.
Задачи:
• Подобрать игры и игровые упражнения с использованием прозрачного мольберта для детей дошкольного возраста.
• Развивать общую и мелкую моторику;
• Развивать цветовое восприятие и сенсорное развитие;
• Корректировать зрение и зрительное восприятие;
• Развивать речь и мышление в процессе восприятия и отображения;
• Преодолевать недостатки развития личностных качеств, таких как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость и др.
Рекомендации при использование прозрачного мольберта :
Занятие начинать со сказки, стихотворения, потешки.
Игра проводится согласно возрастному ограничению во времени.
Обязательно глазодвигательная гимнастика для снятия напряжения.
Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой- для развития и стимуляции полушарий головного мозга.
Обязательно при работе с прозрачным мольбертом должна соблюдаться техника безопасности (можно использовать знаками, стихами) :
1. Рисовать можно только с разрешения педагога (сигнал);
2. Если ты попал кисточкой в синюю краску, то прежде чем окунуть ее в красную, нужно тщательно вымыть кисть;
3. С кисточкой нельзя перемещаться по комнате;
4. Если ты пролил, то нужно обратиться к педагогу и вместе все убрать;
5. Если вы работаете с друзьями, нельзя толкаться и ругаться;
6. По окончании работы необходимо привести мольберт и рабочее место в порядок.
Алгоритм занятия работы за мольбертом.
1. Ритуал приветствия
2. Разминка - снятие напряжения, включение в занятие -пальчиковая гимнастика (ежики, су-джок, счетные палочки и т д)
3. Основная часть (на мольберте) -знакомство - введение правил работы на мольберте - игры на решение поставленной задачи
4. Рефлексия
5. Уборка
Рисование на «Стеклянном мольберте» :
• Способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта.
• Развивается координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Ребенок учится различать ощущения окружающих предметов, их физические свойства.
• Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания.
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения.
• Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальчиками, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Копии сделанных рисунков можно сохранять, осторожно приложив к сырому рисунку лист бумаги
• Ребёнок раскрепощается, становится общительным, уверенным в себе, устраняются страхи и комплексы. Настольный мольберт использую в работе с подгруппой и индивидуально, в вечерний отрезок времени перед сном.
Во время рисования на мольберте можно использовать различные нетрадиционные техники
1. Рисование пальчиками и ладошкой
Даже когда не рисуя пальчиками, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!
2. Рисование листьями.
Каждую осень мы собираем желтые, красные, рыжие листья, лепестки цветов: роз, тюльпанов. Лепестки и листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, приятны на ощупь. Дети с удовольствием окунают листья в краску и оставляют на мольберте красочные неповторимые оттиски.
3. Штампы и печати.
Сейчас в продаже встречаются наборы штампов для детского творчества. Благодаря ним ребёнок может дополнить свой рисунок подходящими отпечатками. Но если у вас нет таких штампов, не беда. Ведь печатать можно чем угодно. Именно это и будет настоящим творчеством. А еще можно сделать самодельные штампы из картофеля. "
4. Поролоновые рисунки.
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово.
5. Рисование маркером
обводка, штриховка, дорисовка деталей
6. Точечный рисунок.
Берется ватная палочка и окунается в густую краску. Затем нужно поставить ее перпендикулярно к стеклу и начать изображать рисунок точками.
7. Рисуем по очереди.
Если ребёнок не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером. Возьмите краску и начинайте рисовать что-нибудь близкое ребёнку. Может, это гараж с машинами, или роботы, или инопланетяне, или прекрасная принцесса и ее дворец. Не сомневайтесь, очень скоро он подсядет к вам и будет с интересом наблюдать, подсказывать, а потом и сам захочет добавить на рисунок что-нибудь свое.
Работа с родителями: И самое главное, какой успех, был бы без наших родителей. Они как дети вместе учатся и с нами творят.
Мы вовлекаем родителей в процесс поддержки детской инициативы и потребности в познании и овладении нетрадиционной изобразительной техники.
казываем поддержку и содействие семье по развитию у детей творческих способностей посредством использования техники рисования на стекле.
Способствуем сплочению детско- родительских взаимоотношений путём привлечения нетрадиционных форм взаимодействия дома.
Работая над данной технологией видна положительная динамика во всех областях
Вывод:
Отмечается динамика в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон и дети становятся более активными;
Внимание детей становится более устойчивым
Характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль.
У некоторых детей формируется сенсорные эталоны цвета, формы, величины.
Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь.
Способствует накоплению опыта доброжелательных накоплений со сверстниками
Воспитывают дружеские взаимоотношения между детьми.