Тасмалы Ольга
Конспект урока русского языка в 8 классе «Проверка правописания в текстовом редакторе Word. Виды односоставных предложений»
▼ Скачать + Заказать документы
Дата: 16.12.2022 г.
Класс : 8В
Модуль: «Обработка текстов»
Тема урока : «Проверка правописания в текстовом редакторе Word. Виды односоставных предложений».
Тип урока : интегрированный урок-исследование.
Ключевые компетенции:
СС2. Компетенции общения на родном языке.
CC5. Цифровые компетенции.
CC6. Компетенция учить учиться.
Специфические компетенции:
Публикация «Конспект урока русского языка в 8 классе „Проверка правописания в текстовом редакторе Word, Виды односоставных предложений“» размещена в разделах
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2023
CS1. Использование цифровых инструментов для того, чтобы сделать процессы обучения более эффективными, демонстрируя инновационные подходы и практический дух.
CS3. Продвижение в цифровых средах личных и командных разработок, доказывая изобретательность, командный дух и убежденность.
CS4. Цифровая обработка текстовой, числовой, графической, аудио- и видеоинформации, проявляя интерес к активному обучению, общению и совместной работе.
Единицы компетенций:
• Применение операций предназначенных для обработки текстов.
Операциональные цели:
О1 – описать понятие и назначение лексического анализатора;
О2 – описать понятие и назначение грамматического анализатора;
О3 – описать назначение тезауруса;
О4 – выполнять упражнения по проверке правописания текста на разных языках;
О5 – анализировать результаты перевода текста на разные языки.
Методы и приё мы: опрос - викторина, алгоритмизация, проблемная ситуация, просмотр видео, учебное исследование.
Используемые онлайн-ресурсы:
1. Видео https://www.youtube.com/watch?v=KaqBnIjePf8 (из домашнего задания, https://educatieinteractiva.md/adevarat-fals/4228 (по домашнему заданию, рефлексия: https://ahaslides.com/FSN30 SmartNotebook.
Формы работы: фронтальная – мобильный опрос, групповая на интерактивной доске Trello, в парах над текстом в M Word, индивидуальная, практическая, рефлексия.
Стратегии оценивания: самооценивание (накопительная карточка Приложение 4, формативное оценивание.
Место проведения : кабинет информатики.
Ход урока.
I. Вызов:
1. Организационный момент.
1. Приветствие учеников, проверка наличия на уроке по журналу.
2. Проверка готовности к уроку. 1-2 мин.
Беседа.
Слайд 1 Организуют рабочие места.
2. Актуализация знаний.
Опрос по видео: 1.https://educatieinteractiva.md/video-interactiv/8541
2. https://educatieinteractiva.md/adevarat-fals/4231?lang=ru Онлайн опрос
8-10 мин Актируют ссылки и отвечают на вопросы (Самооценивание)
II. Осмысление.
2. О1. Сообщение темы и целей урока.
Учитель информатики: Каждый день мы сталкиваемся с новой информацией в виде текстов на уроках, сообщений в социальных сетях, различных новостей. В связи с этим возникает вопрос: всегда ли мы грамотно пишем и читаем, правильно произносим отдельные слова? Существуют специальные опции, которые я хочу вам предложить изучить в качестве помощников при правописании любых текстов. Следовательно, тема урока «Проверка правописания текстового документа в Word. Виды односоставных предложений». 2-3 мин
О2 Учитель русского языка читает эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова Лихачева Д. С. А как эти мысли связаны с нашей деятельностью на уроке? Слайд с эпиграфом.
Объявление темы урока. Анализируют и приводят варианты ответов.
Оформляют записи в тетради. (Текущее оценивание)
3. Исследование представленной информации. О3 1. Внимательно прочитайте текст на экране. Все ли слова с пропущенными буквами вам понятны? Что вызывает затруднение? Учимся использовать лексический и грамматический анализаторы для работы с текстом.
Для этого активируем на панели МЕНЮ команду РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ.
Обратите внимание на опции данной команды:
правописание, тезаурус. После вставки пропущенных букв, нажимаем на кнопку ПРАВОПИСАНИЕ или F7 и проверяем орфографию. Грамматический анализатор выдает варианты для исправления ошибок в словах : выбираем правильный вариант и нажимаем кнопку ЗАМЕНИТЬ.
Учитель русского языка : Определите, какой художественный троп представлен в словосочетании «страстный призыв»? Подберите к выделенному слову синоним.
Учитель информатики: Используя опцию ТЕЗАУРУС подберем синоним к слову «страстный». Анализируя представленные варианты, выберите более подходящий синоним для сочетания с существительным.
Учитель русского языка. В качестве опережающего домашнего задания у вас был просмотр видео по теме нашего урока.
https://vk.com/video262646551_456239083
Представьте рассказ о видах односоставных предложений, их структуре, семантике, способах выражения главного члена предложения. Приложение 1.
8-10 мин. Демонстрация опций в приложении WORD.
Проблемная ситуация. Анализ: аналитический выбор.
Презентация продукта.
Рецензирование ответа. Читают текст, анализируют с точки зрения орфографии и грамматической темы по русскому языку и литературе.
Эпитет.
Подбирают синоним: трепетный призыв
Пламенный призыв.
Отвечающий использует опорную таблицу или инфографику.
Одноклассники рецензируют ответ на основании следующих критериев:
- полнота знаний
- речевое оформление
- качество приводимых примеров.
Взаимооценивание
III. Закрепление. О4 Разбиваемся на три группы (по 8 человек). Зная приёмы работы с текстовым документом в программе Word и применяя правила орфографии, выполните предложенные упражнения.
Каждая группа получает карточку с текстом : группа №1 – текст на русском языке, группа №2 – текст на румынском языке, группа №3 – текст на английском языке. Общее задание по информатике - вставить пропущенные буквы, используя грамматический анализатор. У 1 группы работа над текстом по русскому языку сопровождается дополнительными вопросами. Работа в группах.
Тренировочные упражнения на карточках.
Приложение 2.
8-10 мин. Выполняют упражнения на компьютерах. Самооценивание и взаимооценивание
IV. Подведение итогов. Оценивание. Устное оценивание по итогам практической работы на компьютере
Ссылка https://educatieinteractiva.md/completeaza-tabel/8397?lang=ru Текущее оценивание
III. Рефлексия. (см. Приложение 3).
О5 Создаем группы по 3 человека и выполняем задание на рефлексию: https://ahaslides.com/FSN30
Онлайн-опрос с помощью ahaslides Проходят по QR-коду и выполняют задание Приложение 3.
IV. Расширение.
Домашнее задание.
Приложение 1. Фрагмент текста В. П. Астафьева «Затеси». Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание.
«Затеси» - это к. роткие ра. казы – восп. минания, раздумья о ж. зни, о природ., о любви, бытовые зарисо. ки. В них звучит стра. ный призыв писателя к ответ. ве…ости ч. ловека за все, что пр. исходит на з. мле и в его ли. ной жизни. Что же такое затесь? Это стёс, сделанный на дер. ве топ. ром или другим острым пр. дметом. Делали его таежники для того, чтобы б. леющая на ств. ле дер. ва метка была видна издалека, и х. дили по тайге от метки к метке.
Приложение 2. Карточки для работы в группах.
Группа 1. Карточка по русскому языку и литературе.
Анализ поэтического текста стихотворения И. А. Бунина «Едем бором, черными лесами» (текст распечатан).
Ед. м бором, ч. рными л. сами.
Вот г. ра, пе. аный спуск в д. лину.
Веч. реет.
На г. ре над нами
Лес щ. тинит новую верш. ну.
И темным - темно в той новой ч. ще,
Где опять скрывается д. рога.
И враждеб. н мой. мщик молч. щий.
И надежда в сер. це лишь на бога.
- Вставьте пропущенные буквы. В случае затруднения обращайтесь к грамматическому анализатору. Определите главные члены предложений. Укажите, чем они выражены.
- Все ли типы односоставных предложений встретились в тексте? Определите и запишите тип каждого из односоставных предложений (учитывайте и те предложения, что входят в состав сложного).
- Каковы тема и идея стихотворения?
- Какие художественные средства использует поэт?
- Объясните орфограммы в личных окончаниях глаголов.
Дополнительный вопрос.
- Почему в тексте употреблены распространенные назывные предложения? Зачитайте их.
(Автору необходимо передать как можно полнее картину осенней природы. Это достигается благодаря согласованным и несогласованным определениям.)
2 вариант. Практическая работа.
Проанализируйте миниатюру «Тоска» В. П. Астафьева:
найдите и охарактеризуйте односоставные предложения;
определите их роль в тексте;
вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.
Тоска.
Раста. л мокрый снег.
Осталось не ст. кле пр. кле. вшееся птичье пер. шко. Смятое. Тусклое и до боли сир. тливое. Может, птаха малая стучала ночью клювом по ст. клу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал ее, не пустил. И пер. шко это, как укор, белеет на ст. кле.
Потом о. сушило со. нцем стекло. Унесло куда (то) пер. шко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дот. нула до тепла и весны, вот сердцу (то) и (не)ловко, печально. Залетело, видать, в меня пер. шко. Пр. липло к моему сер. цу.
Дополнительный вопрос.
-Что дает писателю употребление безличных предложений?
(Это яркая и лаконичная форма описания состояния природы, человека или окружающей среды. Безличные предложения делают повествование более эмоциональным. С их помощью действию можно придать оттенок стихийности.)
Приложение 3. Выразите свое отношение к уроку.
Приложение 4. Накопительная карточка
Накопительная карточка ученика (цы) 8 класса ---
фамилия, имя ученика
Этап урока Предмет Баллы
Актуализация знаний Информатика
Русский язык и литература
Закрепление Информатика
Русский язык и литература
Рефлексия Информатика
Русский язык и литература
Домашнее задание Информатика
Русский язык и литература