Лидия Долгополова
Проведение музыкальных занятий в музее «Русская изба»: пути взаимодействия в культурном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 38 «Росинка»___
142034, Московская область. г. Домодедово, д. Чурилково д. 4а. Тел 8(496) 79-69-1-91.
ДОКЛАД НА ММО
музыкальных руководителей по теме:
«Организация музыкально-худодожественной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
«ПРОВЕДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В МУЗЕЕ «РУССКАЯ ИЗБА» :
Публикация «Проведение музыкальных занятий в музее „Русская изба“: пути взаимодействия в культурном пространстве» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская изба. Мини-музей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Подготовила музыкальный руководитель
МАДОУ д/с №38 «Росинка» Долгополова Л. В.
8 октября 2015 г.
г. Домодедово
В нашем детском саду уже много лет существует музей «Русская изба». Собирали старинную утварь со всей округи. Предметы старинного обихода приносили и воспитатели, и родители. Вначале в музее «Русская изба» занятия проводили в основном воспитатели, знакомя детей с предметами старинного русского обихода. Разучивая с детьми русские народные песни, сказки, потешки и игры, я решила попробовать уже разученные песни петь с детьми в музее «Русская изба», обыгрывая ту или иную ситуацию. Например, исполняя русские народные песни «Петушок», «Корова», «Жучка», «Кошка», рассказываю детям о том, что раньше в каждом дворе обязательно были куры, цыплята, петухи, коровы, собаки, кошки и другие домашние животные. Затем дети превращаются в гусят и играют в игру «Белые гуси», превращаются в цыплят и играют в игру «Цыплята». С детьми средней группы исполняем и обыгрываем песни «Две тетери», «На зеленом лугу», «Где был Иванушка», «Котенька-коток», по желанию детей играем в хороводные игры, повторяем пенсии из репертуара младшей группы «Белве гуси», «В сыром бору тропина», «Скок-поскок», «Заинька», «Ворон». С детьми старшей группы исполняем и обыгрываем русские народные песни «У кота-воркота», «Солнышко», «Лиса по лесу ходила», «Бай-качи-качи». Играем в хороводные игры «Как пошли наши подружки», «А я по лугу гуляла», «Гори, гори ясно» и так же по желанию детей повторяем песни, хороводы и игры из репертуара младшей и средней группы. С детьми подготовительной группы исполняем и обыгрываем русские народные песни «Не летай, соловей». «Во поле береза стояла», «Лиса по лесу ходила», «Вейся, вейся капуста», «Скок-поскок», «Котя, котенька-коток», играем в хороводные игры «Ой, вставала я ранешенько», «Как пошли наши подружки». «На горе то калина», «Плетень».
Также в музее знакомлю детей с русскими народными инструментами – балалайка, гармошка, дудочка, деревянные ложки, трещетки, бубенцы, колокольчики и другие. Знакомлю детей с куклами, которые делали раньше своими руками. Играем с ними, напевая колыбельные песни, когда укладываем кукол спать, и плясовые, когда куклы пляшут, спокойные - когда куклы гуляют.
Каждый год в январе обязательно проводим в музее Рождественские посиделки. Приходим в музей «Русская изба», где нас встречает хозяюшка. Поем колядки. Хозяюшка приглашает нас в избу, где мы играем в игры «Пошла коза по лесу», «Углы», «Передай снежок» и другие. Праздник заканчивается чаепитием.
Основные задачи музыкальных занятий, проводимых в музее это :
- приобщать детей к духовно-нравственным традициям русского народа;
- способствовать общему развитию ребенка на основе любви и интереса к русской культуре, русскому языку;
- развивать интересы к русским традициям и промыслам;
- помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представления о мире, поэтому мы стремимся к более раннему приобщению детей к музею. Встреча с хорошо знакомыми предметами вызывает у ребенка радость узнавания, оставляет положительные эмоции.
Занятия на базе музея посещают дети всех групп. Работа проводится согласно плану музейных занятий, которые проходят в занимательной форме, что создает эмоциональный настрой, вызывает интерес у детей к познанию.
Перед тем как посетить музей, мы готовим детей к восприятию намеченной темы. Даем им первоначальный минимум знаний. Первое, на что мы обращаем внимание, - поведение в общественном месте. Каждый знает, как непросто воспитать у детей культуру поведения в общественном месте. Эта проблема не решается за ограниченный период времени, работа ведется постоянно: манера поведения, правила общения в стенах детского сада и др. Дети постепенно усваивают нехитрые правила поведения в музее, узнают новые слова (экспонат, экспозиция, экскурсовод и т. д., знакомятся с традициями семьи, русским бытом, учатся аккуратно обращаться с музейными предметами и делиться своими впечатлениями о занятиях в музее : рассказывают о старинных предметах быта, русском костюме. Детям очень нравятся экскурсии, они с удовольствием рассказывают родителям: где они были, что они увидели и что узнали нового. Лучшей формой закрепления и осмысления полученных в музее впечатлений и знаний, выступает творческая работа как самый естественный для детей способ освоения информации, поэтому после занятий дети любят зарисовывать то, что они увидели в музее.
Наш музей – не традиционен : экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены веревочкой, здесь не только можно, но и нужно все трогать, рассматривать поближе, использовать в деле, обыгрывать.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому переставлять, менять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.
Основная цель создания музея – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной.
Литература:
1. Морозова Н. А., Мельникова О. В.
Музейная педагогика
М. : Издательство «ТЦ Сфера», 2006г.
2. Пантелеева Л. В.
Музей и дети
М. : Изд. Дом «Карапуз», 2005г.
3. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова И. А.
Мини-музей в детском саду
М. : Линка-пресс, 2008 г.