Наталия Бабалыхян
Проект «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Русская изба»
Вид проекта- творческий, долгосрочный.
Участники- дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность.
Публикация «Проект „Русская изба“» размещена в разделах
В наши дни дети мало получают информацию о русской культуре, быте. Поэтому мы серьёзно задумались над проблемой приобщения детей к истокам народной культуры. Мы решили организовать в группе «Русскую избу» где будут размещены наиболее часто упоминающиеся предметы в русских сказках : самовар, коромысла, печка, прялка, ухват, чугунок и другие.
Цель.
Создать музей «Русская изба» для развития у детей представления о русской культуре и быте.
Задачи.
развивать речь средствами фольклора;
развивать эмоционально- познавательный интерес к культурному наследию России;
расширять, углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси;
воспитывать уважительное отношение к традициям славянской культуры. Осуществлять сравнение прошлого и современного укладов жизни русских людей.
Гипотеза.
Вовлечение детей и родителей в активную творческую деятельность в создании и оформлении русской избы. Что позволит расширять знания детей о культуре и быте русского народа.
Ожидаемый результат.
Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
Формирование чувств национального достоинства.
Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
Перспективное планирование.
Экскурсия в «Русскую избу». Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, игры).
Знакомство с русским национальным костюмом. Познакомить детей с русским народным костюмом. Учить детей из разнообразия одежды выбирать то, что относится к русскому народному костюму. Через имена подвести к пониманию того, что люди разных национальностей живут рядом. У каждого народа есть свои стихи, сказки, песни, костюмы. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Труд и ремёсла на Руси. Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачиха, гончар, кузнец, пекарь). Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда.
Планирование.
Месяц Темы занятий
сентябрь Экскурсия в избу (обзорная).
Знакомство с убранством избы.
октябрь Путешествие в прошлое.
- знакомство с печкой;
- знакомство с красным углом;
-капустные посиделки.
ноябрь Игрушки
- игрушки бабушек и дедушек;
- изготовление самодельных кукол.
декабрь Посуда.
- знакомство с чугунной, глиняной и деревянной посудой.
январь Знакомство с русским фольклором и музыкальными инструментами;
-заучивание закличек, песен, потешек.
-игры- хороводы;
-празднование Рождества (святочные дни, колядки)
февраль Мебель
-из чего изготовлена старинная мебель.
март Наше смотрите – своё покажите.
(Народный костюм в сравнении с современной одеждой)
- бабушкин сундук
- обувь (лапти, валенки, сапоги)
- знакомство с прялкой (изделия связанные бабушкой)
- празднование «Масленицы»
апрель Народные промыслы
-рассмотреть и познакомить с художественной росписью (дымковской, хохломской, гжелью, городецкой и т. д.)
- «Пасха – светлый день»
- выставка пасхальных яиц.
май Постановка и драматизация сказки «Репка», «Пых» - для младшей группы и родителей.
Задачи:
- воспитание чувства любви к народным обычаям и традициям нашего народа;
- закрепление умения детей инсценировать русские народные сказки;
- обучение отгадыванию загадок и пониманию смысла пословиц и поговорок.
Участники: группы, воспитатели.
Гости: родители и дедушки.
Сценарий «Капустника»
(В зале создана обстановка русской избы, возле печи сидит хозяйка)
Хозяйка:
На завалинках, в светёлке
Иль на брёвнышках, каких
Собираем посиделки
Пожилых и молодых
При лучине ли сидели,
Иль под светлым небосводом
Говорили, песни пели
И водили хоровод
А играли как? В горелки!
Да и что там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их нам надо возродить!
В русских народных костюмах дети заходят в зал и поют народную песню «Пойду ль я, выйду ль я…»
Хозяйка:
Ой, вы, гости дорогие,
Девки красные, парни удалые
Приходите пособить,
Да капусту порубить!
Не толпитесь на крылечке
Проходите ближе к печке,
Будет весело у нас,
Где работа, там и пляс!
(Дети усаживаются на лавки)
Хозяйка:
В избе-то у меня тепло, а вот на улице ветрено, да студено. Расскажу я вам как в старину на Руси народ собирался, друг другу помогал. В народе говорили «Сдвижение тепло сдвигает, а холод придвигает», а праздник по христиански называется – Воздвиженье.
На Воздвиженье первая барыня –капуста. Девушки собирались вместе, ходили из дома в дом рубили капусту, а после работы устраивали с весельем, играми и прибаутками.
Игра.
Хозяйка:
Вижу, вы мастера петь да хороводы водить. А загадки отгадывать.
Дети:
Конечно умеем.
Хозяйка:
Растёт она на грядке
Одета в лучшие шелка
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.
Дети:
Капуста.
Хозяйка:
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
Она на ощупь гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.
Дети:
Морковь.
Хозяйка:
Лоскуток на лоскуток
Зелёные заплатки,
Целый день- деньской она
Нежится на грядке.
Дети:
Капуста.
Хозяйка:
Я красна, я кисла
На болоте я росла
Созревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
Дети:
Клюква.
Хозяйка:
Я румяную матрёшку
От подруг не оторву
Подожду, пока матрёшка
Упадёт сама в траву.
Дети:
Яблоко.
Хозяйка:
А посмотрите какая нынче капуста в моём огороде уродилась и яблочки нарумянились и морковь выросла. Давайте приготовим салат из капусты.
К первому столу приглашается кто-то из гостей и девочка.
Готовят салат «Витаминный» (капуста + яблоко)
За вторым столом – бабушка и мальчик (капуста и клюква)
За третьим столом – бабушка с внучкой (шинкую капусту добавляют морковь.)
Хозяйка:
Да и готовить вы мастера, мы потом попробуем ваши салаты, а сейчас продолжаем.
Что-то добрые молодцы засиделись? А вот они? Удалые – молодые? С чем к нам пожаловали?
Мальчики:
На девчат посмотреть, да себя показать.
Приглашают девочек и исполняют шуточный перепляс.
Хозяйка:
Да плясать из вас каждый мастак. А трудится вы любите?
Русская народная игра «Сложи поленницу» (мальчики делятся на две команды по три человека. Задание сложить поленницу из дров на скорость, ровно чтобы не развалилась).
Хозяйка:
Молодцы! Дров на зиму заготовили, значит будет чем печь топить.
Коль в гости пришли, нечего лениться. Ну-ка, ребятушки, наносите-ка мне в избу воды из колодца.
(выбирают 2 команды по 5 человек. По очереди бегут с маленькими ведёрками, подчерпывают воды, возвращаются переливают воду в большое ведро, ведёрко передают следующему игроку. Чья команда быстрей наполнит ведро и прольёт меньше воды).
Хозяйка:
Хорошо потрудились. А пословицы про труд знаете?
1 ребё нок: -Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
2 ребё нок: - Делу- время, потехе- час.
3 ребё нок:- Дело мастера боится.
4 ребё нок:- Без труда нет добра.
5 ребё нок: - Маленькое дело лучше большого бездействия.
6 ребё нок: - Умелые руки не знают скуки.
Хозяйка:
А ещё добры молодцы любили себя показать, перед девицами не оплошать, силушкой мерялись.
Игра «Перетягивание палки».
(На лавку садятся 2 мальчика напротив друг друга, перетягивают палку на себя, повторяют несколько раз с желающими)
Хозяйка:
Трудолюбивые, сильные молодцы у нас! Но любим и позадориться.
Игра «Петух»
(2 участника стоя в кругу, на одной ноге, стараются выпихнуть соперника из круга).
Хозяйка:
Проходите, садитесь добры молодцы!
А теперь послушайте частушки, как поют наши девчушки:
1 девочка
Не хотела я плясать
Стояла и стеснялась
Балалайка заиграла-
Я не удержалася
2 девочка
Капуста моя
Все четыре кочана
Никогда я не плясала
Только нынче начала.
3 девочка
Если б не было воды
Не было бы кружки
Если б не было девчат
Кто бы пел частушки.
4 девочка
Не давайте мне обедать
Не давайте чаю пить
Только дайте дозволенья
С дорогим поговорить.
Вместе:
Мы пропели вам частушки
Вы скажите от души:
«Хороши частушки ваши
И вы тоже хороши!»
Хозяйка:
Хороши девчушки наши
Да и парни хороши!
Не хотят сидеть на месте
Веселятся от души.
А теперь честной народ,
Становитесь в хоровод!
(Дети исполняют русскую народную песню «На горе – то калине…»)
Хозяйка:
Вот и пришёл конец посиделкам. Грустно с вами расставаться, только одними играми и песнями сыт не будешь.
Вот и я вам приготовила пирог с капустой (достаёт пирог из печи).
А теперь я вас приглашаю салат попробовать и пирога отведать.
(под русскую народную музыку дети выходят из зала, идут в группу с гостями пить чай).