Кристина Баранова
Проведение художественно-эстетического занятия с детьми в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ.
Подготовка к занятию.
Во-первых надо быть уверенным, что дети подготовлены к выполнению предлагаемой им работы:
дети во время прогулок, игр, других занятий получили необходимые впечатления о тех предметах, которые будут рисовать;
проведена беседа;
рассмотрены иллюстрации, игрушки, картины, и т. д. ;
тщательный подбор литературного материала.
Во- вторых это подготовка материала:
Публикация «Проведение художественно-эстетического занятия с детьми в детском саду» размещена в разделах
подготовка образца для детей – недостаточное внимание к подготовке наглядности неблагоприятно влияет на проведение занятия.
Накануне занятия воспитатель тщательно проводит подготовку к занятию, проверяет качество кистей и другого оборудования.
Подбор бумаги также имеет большое значение. Иногда лучше отказаться от какого – нибудь цвета, ограничить число цветов, чем дать детям «некрасивые», кричащие цвета.
В младших группах материал раскладывает воспитатель, иногда он просит детей отнести атрибуты на стол. Такая помощь создает у них определенный настрой, интерес к занятию.
В средней и старшей группах к подготовке рабочего места привлекаются дежурные. Воспитатель учит детей, как рационально и красиво можно расставить принадлежности для работы на столе.
В групповой комнате перед началом занятия мебель должна быть расставлена на свои места, материал заранее подготовлен на столах, наведен порядок в игровом уголке.
Важно продумать как рассадить детей. Можно рассаживать лицом и боком, но не спиной к воспитателю. Но дети сидящие боком неизбежно сидят против света или свет падает справа, бросая тень от руки. Поэтому самые удобные для занятия парные столы, где дети сидят лицом к воспитателю.
Вводная часть занятия предназначена для того, чтобы воспитатель заинтересовал, настроил детей, вызвал у них интерес. Сформулировав цель занятия, воспитатель уже настраивает детей на занятие, дает толчок воображению, фантазии работать в рамках данной цели.
Первые слова воспитателя должны заинтересовать ребят, привлечь их внимание к заданию. Таким эмоциональным моментом может быть рассматривание картин, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного рассказа и т. п. В младших группах занятие часто начинается с игры: входит кукла (мишка, зайка, здоровается с детьми, садится на место, с которого ее видят все дети. И ребята рисуют ей ленточки, платочки, украшают платье.
В старших группах занятие можно начать с беседы, в процессе которой будут заданы, например, такие вопросы: что вы видели по пути домой? Где были вчера? Что читали? И т. д.
Иногда активной работе детей на занятии способствует анализ натуры, подготовленной заранее воспитателем.
В целях большей организованности и четкости в работе в старших группах воспитатель может предложить кому-либо из детей повторить задание.
Далее воспитатель показывает какие-либо картины, иллюстрации по теме, рассказывает художественные произведения, проводит игры, следуя поставленной цели.
Дети должны уяснить и запомнить основные признаки предмета: цвет, форма, размер. Также воспитатель вместе с детьми проговаривает описание предмета и его признаки в той последовательности, в которой дети будут делать.
Во вводной части занятия воспитатель должен объяснить и показать способы изображения, проговаривая свои действия. После объяснения необходимо закрепить полученные знания. Дети должны повторить за воспитателем или сами порядок выполнения этапов работы, их последовательность.
Следует приучать детей не брать в руки ничего из приготовленного на столах до разрешения начать работу.
В основной части занятия дети приступают к самостоятельному выполнению работы. Но самостоятельность не означает без присмотра. Воспитатель наблюдает за работой детей, контролирует последовательность выполнения, помогает тем, кто забыл, что-то пропустил, у кого не получается. Если ребенку надоело выполнять работу в силу каких-то обстоятельств (по натуре неусидчивый, не получается, не понял темы, задания, успел сделать быстрее остальных, воспитатель обязан заинтересовать ребенка (объяснить заново, более подробно, помочь с тем, что не получается, дать дополнительное задание, занять его совместной работой. При этом необходимо следить за временем и за 2-3 минуты до конца занятия предупредить детей, чтобы они смогли завершить свою работу вовремя.
В третьей части занятия, заключительной, подводятся итоги, и анализируются работы.
При анализе работ эффективен метод самоанализа, т. е. ребенок сам рассказывает про свое произведение, почему он сделал так, а не иначе, что у него получилось и не получилось. Во время своего рассказа ребенок преодолевает робость, смущение, развивает речь, мышление, воображение, но данный метод применим начиная со средней группы.
Также детям дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор.
Воспитатель, анализируя работы, хвалит детей, у которых получилось правильно, но при этом в тех работах, где что-то не получилось, воспитатель должен найти хорошо получившееся и отметить это.
Таким образом, четко выстроенная структура занятия, умелое системное использование методических приемов является залогом успешной работы по художественно – эстетическому развитию.