Виктория Чагова
Проведение артикуляционной гимнастики с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности, точности выполнения движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала я соблюдаю принцип последовательности, т. е. выполняем гимнастику от более простых к более сложным упражнениям. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме так, чтобы ребенку было интересно их выполнять.
Публикация «Проведение артикуляционной гимнастики с детьми 5–6 лет» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Для чего мы тренируем мышцы? Чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем тренировать язык? Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начинать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Дети 5-6 лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Рекомендации родителям по выполнению артикуляционной гимнастики :
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом. Ребенок должен видеть свои органы артикуляции.
Количество повторов каждого упражнения – от 2 до 10-15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
Зеркало можно убрать, когда ребенок научиться правильно выполнять движения.
Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения, можно разбить комплекс на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течении дня.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком. Будьте терпеливы и спокойны.
Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.
После освоения ребенком начального комплекса гимнастики рекомендуется постепенно добавлять упражнения с учетом индивидуальных дефектов произношения.
Ко всем артикуляционным упражнениям я добавляю движения кисти. Упражнение «Часики» сопровождает ладонь, которая движется под счёт влево-вправо. «Качели» – движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз. «Футбол» – ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Под счёт кисть руки поворачивается вправо-влево.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление неверно произносимых звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими кинетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от органов артикуляции. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Необходимо привлечь каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и чёткости.
Показ презентации «Артикуляционная гимнастика» с участием детей.