Федорова Анна Викторовна
Протокол организационного родительского собрания №1 «Возрастные особенности детей 4–5 лет» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мероприятия:
1. согласование с родителями целей и ценностей образовательной деятельности;
2. обеспечение содержательной информации о жизни детей;
3. повышать психологическую компетентность родителей. Учить родителей общаться с детьми в формах, адекватных их возрасту.
Материалы и оборудование:
• презентация для родителей по содержанию программных целей и задач;
• фото и видеоматериалы содержательной информации о жизни детей;
Публикация «Протокол организационного родительского собрания №1 „Возрастные особенности детей 4–5 лет“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 4-5 лет
- Протоколы родительских собраний в детском саду
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
• информационные справки для родителей по возрастным особенностям детей 4-5 лет (приложение №1).
• Листы бумаги для изготовления самолетика.
Организация помещения : стулья расставлены в форме полукруга, на доске с помощью мультипроектора размещена презентация.
Предварительная работа.
1. Оформление презентации «Знакомство с воспитательно-образовательной деятельностью ДОУ».
2. Фото и видеосъемка организационных форм деятельности по формированию у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.
3. Изготовление информационных справок для родителей по возрастным особенностям детей 4-5 лет.
4. Разработка проекта решения родительского собрания.
План собрания
1 часть. Проведение игры «Повзрослели»
Родители знакомят всех присутствующих с изменениями которые произошли с детьми за прошедший год.
2 часть. Выступление родителей группы «Возрастные особенности детей 4-5 лет.
Особенности опорно-двигательного аппарата.
Развитие органов чувств. Глаза.
Развитие органов чувств. Уши.
Развитие высшей нервной деятельности.
Развитие личности.
3 часть. Обмен мнениями, вопросы по теме собрания, выработка решения родительского собрания.
Ход собрания
1 часть. Проведение игры «Повзрослели».
Вос-ль: Здравствуйте дорогие родители! Я предлагаю вам, рассказать о тех изменениях, которые вы увидели в своих детях за прошедший год.
2 часть. Выступление родителей группы «Возрастные особенности детей 4-5 лет.
Воспитатель вызывает одного родителя, который будет изображать ребенка 4-5 лет (воспитатель усаживает его рисовать за маленький столик). Другой родитель зачитывает небольшую справку по опорно-двигательному аппарату.
3 часть. Обмен мнениями, вопросы по теме собрания, выработка решения родительского собрания.
Решение:
1. Учитывать возрастные особенности детей 4-5 лет при воспитательно-образовательном процессе.
2. Принять к сведению цели и задачи образовательной деятельности дошкольников в средней группе.
Приложение №1
Информационные справки
КОНСПЕКТ НЕТРАДИЦИОННОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ФОРМЕ ВЕЧЕРА – ВСТРЕЧИ «ЧТО ДЛЯ МЕНЯ МОЯ СЕМЬЯ.»
Средняя группа
Цель.
Помочь родителям и детям осознать значимость семьи в жизни человека.
- Формировать представление у детей о семье.
- Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Задачи.
- Создать благоприятный микроклимат между родителями, детьми и педагогами для более результативной работы.
- Познакомить родителей с мнением детей о семье.
- Укрепить привязанность к членам своей семьи.
- Повысить статус ребенка и семьи в целом.
- Укрепление доброжелательного отношения между родителями и детьми.
- Помочь формированию взаимопонимания между родителями и ребенком.
Предварительная подготовка: разучить стихотворения и песню по теме «Моя семья», подготовить сценку «Семья», изготовить приглашения на собрание совместно с детьми, провести тематические беседы с детьми о семье, подготовить пословицы о семье, изготовить памятки для родителей, подготовить видео-презентацию «Неразлучные друзья – взрослые и дети».
Домашнее задание: совместное творчество - рисунки "Моя любимая семья".
Ход мероприятия:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались все вместе, одной дружной семьей. Семья - это замечательное слово, которое означает уют, тепло, поддержку близких и просто общение. Без семьи человеку очень трудно жить. Поэтому ее нужно ценить и укреплять.
Игры с родителями
«Жемчужина в море» (родители встают в круг. Берутся за полотно голубого цвета, в центр которого кладется маленький мячик. Задача – не выронить мяч, создавая волны).
• «Путеводитель» (один родитель закрывает глаза, другой берет его за руку и под музыку водит по залу, после чего меняются местами. По окончании игры родители высказывают впечатления).
• «Ласковые слова» (на листе бумаги родители обводят свою ладошку, в каждом прорисованном пальчике записывают ласковые слова, которыми называют своего ребенка. Несколько родителей зачитывают слова вслух).
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ. «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
На современном этапе жизни общества потерян интерес к чтению художественной литературы. Всем известно, что именно книга является источником знаний, чтение книг способствует развитию речи, воображения человека. Любовь к книге закладывается в детстве и важно не упустить этого момента.
Мир информационных технологий вытеснил книгу на второй план. Дети проводят свободное время у телевизора за просмотром мультиков, за компьютером. Общение между родителями и детьми сводится к минимуму. Сейчас нет дворовых сообществ, дети друг с другом общаются мало. Подчас ребенок испытывает затруднения в установлении коммуникативных отношений с взрослыми, детьми. Ребенок живущий в своем мирке и еще вращающейся в виртуальном мире, не может адекватно оценить характер своих поступков. В обществе утеряны нравственные ориентиры в воспитательной системе. У детей слабо развита эмоционально-волевая сфера. Дети с трудом называют персонажей, названия произведений, их авторов, не говоря уже о содержании литературных произведений. Речевое развитие не соответствует возрасту детей : словарь бедный, грамматический строй речи нарушен, связная речь развита слабо. Проведенное анкетирование среди родителей подтвердило наши наблюдения. Исходя из этого решила заняться развитием речи посредством художественной литературы.
Именно книга может восполнить пробел в речевом развитии ребенка, так как при ознакомлении с художественным произведением формируется навык рассказывания, пересказа, то есть монологическая и диалогическая речь ребенка, обогащается и активизируется словарь. Из всех жанров литературных произведений предпочтение отдала сказке. Работа над сказкой является наиболее эффективным средством обучения и развития воображения детей. Она дает возможность решать поставленные задачи, потому что сказка, как «образное отображение мира» близка детям. Именно в сказке очень выразительный язык. Сказка всегда вызывает неподдельный интерес, она увлекательна, поучительна. Сказка - это кладезь народной мудрости. Сказки - историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Сказки нужны всем, они высмеивают человеческие пороки, лень, зло, жадность и т. д. Но в них всегда добро побеждает зло. Сказки, оказываются правдой, если их уметь читать. Сказки играют важную роль в развитии воображения. Именно поэтому сказки являются тем благодатным материалом, необходимым для развития речи детей. Для наибольшей эффективности в работе составила перспективный план.
Для привлечения внимания детей к сказке создали в группе соответствующую развивающую предметно- пространственную среду :
- пополнили библиотеку новыми сказками;
- приобрели набор портретов писателей - сказочников;
- провели акцию «из дома приходит сказка»;
- дети принесли книжки-малышки для с-р игры «библиотека».
Консультации для родителей : «Расставим акценты при чтении», «Дружба со словом», «Волшебный мир сказок».
Нацелили родителей на проведение проекта «Что за прелесть эти сказки».
Анкетирование родителей.
Изготовили новые д\ игры: «Из какой сказки», «Разрезные картинки» /по сказочным сюжетам /, «Кого не хватает».
Пополнили театральный уголок новыми театральными куклами, изготовили маски, шапочки, элементы костюмов.
Привлекли родителей к изготовлению театральных кукол, масок.
Провели мониторинг по развитию речи детей.
Работали над созданием сказочной волшебной шкатулки.
На 2 этапе вместе с детьми, а также дети самостоятельно рассматривали книги, рассматривали иллюстрации.
Провела беседы на темы: «Откуда пришла книга» /об истории создания книги/, «Как устроена библиотека», «История Александрийской библиотеки», «Иван Федоров - первопечатник на Руси», «Как родились сказки А. С. Пушкина», «Сказка к нам приходит»/структура сказки, русские народные и авторские сказки/.
В процессе проведения игровых упражнений/ «Как сказать иначе», «Чем похожи-чем не похожи», «Кто назовет больше качеств», «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Кто знает другое слово», «Слова- спорщики» расширялся и обогащался словарь детей синонимами, антонимами, эпитетами.
Для развития грамматического строя речи играли в игры «Закончи предложение», «Подбери фразу по смыслу», «Напишем письмо герою», «Придумай загадку». Развитию связной речи способствовали такие игры как : «Расскажи сказку», «Придумай сказку», «Придумай новый конец». В качестве персонажей для игр-бесед выбирались противоположные по своим нравственным качествам герои, н-р: падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко», три сына из сказки «Царевна-лягушка».
Дети познакомились со сказками: «Лиса и козел»,К. Ушинского «4 желания», «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка», «Мороз Иванович», «12 месяцев», «2 Мороза», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о золотой рыбке», К. Паустовского «Теплый хлеб», «Старик-годовик» В. Даля, словенская сказка «Кто Видеку сшил рубашку», Ершова «Конек- горбунок», Аксакова «Аленький цветочек», латвийская сказка про лень Ушинского «Слепая лошадь», «Никита Кожемяка»,П. Бажова «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок»,Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди».
Работала с детьми над созданием сказок коллективного характера н- р сказка «Чудеса на Рождество», «Приключения снежинки», что способствовало развитию творчества детей. Творческие сказки- это развитие детской креативности, то есть создание нового продукта речевой деятельности. Интересен также процесс моделирования сказки.
Моделировали сказки: «Репку», «Колобок», «Теремок». Рассказывали сказки по мнемотаблицам: «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «По-щучьему веленью». Использовала в своей работе мнемотаблицы, как своеобразные опорные картинки, как план сказки. Прибегали к пересказу сказки от лица героя сказки. Вместе с детьми придумывали свои названия сказкам, окончание сказки.
Играли с детьми в такие игры, как «Волшебный стул \на развитие споваря/, «Пантомима»/ имитация движений, работа над их выразительностью/, «Цирк», «Шкатулка со сказками». Данные игры помогали развитию эмоциональной выразительности детей.
Собрали копилку метких выражений, крылатых фраз из сказок /свет мой, зеркальце скажи, разбитое корыто, только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается и т. д. /Это и есть знакомство с метафорой, сравнениями. Старалась объяснять детям лексическое значение устаревших, непонятных слов, этимиологию слова.
Решали вместе, как помочь герою сказки, перед которым стоит проблемная задача/ н-р: мачеха послала Золушку в лес за ягодами. А в лесу Золушка встречала лишь одни мухоморы…Старичок – лесовичок дал Золушке волшебную палочку, которой она дотрагивалась до мухомора и он превращался в ягодку или крестная-фея дала волшебной воды, которой Золушка поливала мухоморы и они превращались в ягоды. Или Хитрая лиса встретила Красную шапочку и завладела корзинкой с пирожками. Как помочь Красной шапочке? Дети: надо позвать волка из сказки «Иван –царевич и серый волк», чтобы он мертвой водой окропил лису и она уснула, забрать у нее корзинку.
Играли в игру «Бюро находок», определяли, из какой сказки вещь. /Яблоко, пирожок, лебедь, жемчужное ожерелье, яйцо, бочка, горошина. Корзинка, туфелька, стрела, зеркальце, кувшин, орешки, шляпа и др. / Провели с детьми литературные викторины по русским народным сказкам, по сказкам А. С. Пушкина.
Использовала в воспитательном плане театральные куклы, которые голосом воспитателя высказывали свое мнение по поводу проступков детей в полном соответствии с своей нравственной сутью. Свою работу я строила по принципам: системность, постепенность, креативность. Принцип интеграции позволяет связать разные области с развитием речи через художественную литературу.
Сказочные сюжеты получили свое отражение и в художественной деятельности.
Старалась очень много рисовать с детьми по сказкам Пушкина, Ершова, Аксакова, Бажова, по рус. Нар. Сказкам: «Царевна-лягушка», «Заяц-хваста», создали книжки-малышки по сказке Даля «Старик-годовик», «Кто сшил Видеку рубашку», календарь по сказке К. Ушинского «Четыре желания». Изготовили книгу из детских рисунков по сказкам Пушкина.
В процессе лепки создавали образы сказочных героев: Морозко, Оленя из сказки Бажова, знаменитого конька - горбунка. Яркие образы сказочных персонажей созданы детьми и в аппликации: «Белка песенки поет…», «Царевна-лягушка» и др. По своим творческим работам дети старались рассказать понравившийся эпизод из сказки.
Театрализованная деятельность также предполагает широкое поле творческой деятельности, а также способствует развитию выразительной как монологической, так и диалогической речи детей.
Драматизировали с детьми фрагменты из сказок: «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Лиса и козел, «Кто сшил Видеку рубашку», «Красная шапочка». Дети с большим удовольствием участвовали в театрализованной деятельности, используя вербальные и невербальные средства выразительности.
Работа с родителями позволила создать яркие, неповторимые работы с детьми: совместные рисунки по сказкам Пушкина, по сказке «Конек-горбунок». Провели конкурс на лучшую обложку к любимой сказке.
Создали книгу по сказкам Пушкина, по сказке «Конек-горбунок». Родители помогли изготовить театральные шапочки и маски к сказкам, к праздникам.
Дети проявляли огромную заинтересованность в работе со сказкой, в группе чувствовался эмоциональный подъем.
После проведенной работы была проведена предварительная диагностика.
По ее результатам видно, что наблюдается динамика в развитии речи детей : стал более богатым и активным словарь, стали более грамотно строиться предложения, поступательное развитие получила и связная речь. Отмечу, речь стала более выразительной при чтении стихов, проигрывании ролей. Имеет место и развитие творческого потенциала ребенка. Проведенная работа помогла детям более легко вступать в контакт друг с другом, оценивать свои поступки, поступки своих товарищей. Работа над проектом будет продолжаться.
В заключении хочется отметить, что данная проектная деятельность способствует не только развитию речи, но и позволяет развивать у детей познавательные и коммуникативные способности, творческое мышление и воображение, формировать нравственные качества. Надеюсь, дорогие родители, вы не оставите без внимания мир книги, всегда такой увлекательный и поучительный; будете почаще заглядывать в книжный магазин, в библиотеку. Сейчас стало очень актуальным домашнее чтение.
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью.
Проблема повышения качества педагогического взаимодействия детского сада и семьи приобретает на современном этапе развития системы образования и общества в целом особую остроту.
В настоящее время явно наметились две противоположные тенденции во взаимодействии семьи и ДОУ. С одной стороны, возросла потребность в качественном управлении взаимодействием двух ведущих педагогических систем, возрос уровень взаимных требований родителей к ДОУ, воспитателей к родителям, возрос уровень контроля родителей за учебно-воспитательным процессом в детском саду. С другой стороны, намечается тенденция к отчуждению между родителями и педагогами. Это связано с формализацией взаимодействия и снижением качества работы с семьёй. Педагоги всё больше отходят от сотрудничества с семьёй ребёнка, ограничиваясь информационной и организационной функциями. Это негативно сказывается на образовании и воспитании детей и вызывает необходимость пересмотра всей системы взаимодействия ДОУ и семьи, а, следовательно, и поиска путей подготовки педагогов, способных решать сложные педагогические задачи взаимодействия.
Современные требования к взаимодействию детского сада и семьи предполагают внедрение в него новых технологий. Ведущее место среди новых технологий принадлежит сегодня технологии педагогического проектирования. Она позволяет развивать мотивацию, способствует формированию навыков сотрудничества в новых условиях. Целью проектной деятельности становится поиск способа решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях, что необходимо для качественного взаимодействия детского сада и семьи.
На протяжении нескольких лет педагогический коллектив ДОУ работает над внедрением проекта, цель которого – разработка, продвижение и реализация просемейных программ и методик. Данный проект предполагает изучение различных аспектов взаимодействия семьи, общества и природы, в том числе ответственного родительства, здорового образа жизни, сохранения этнопедагогических семейных традиций, формирования и возрождения основ нравственных ценностей семьи.