Марина Логинова
Простые упражнения для развития логического мышления по ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Современные дети начинают учебный процесс еще в детском саду, а в 6 – 7 лет уже идут в школу. Для того чтобы справиться с учебной программой, им необходимы на первых годах обучения не знания, а умение мыслить. Если ребенок подготовлен к школе, то мышление у него последовательное, он умеет находить доказательные объяснения своим выводам и действиям. Такое мышление неразрывно связано с речевыми навыками, умением сконцентрировать внимание, хорошей памятью. Важно к 6 годам развить у ребенка все эти качества и способности. Еще один важный момент – привить ребенку интерес к занятиям. Это во многом зависит от взрослых, их умения найти подход к ребенку, заинтересовать его.
Публикация «Простые упражнения для развития логического мышления по ТРИЗ» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
У детей дошкольного возраста преобладает образное мышление и развитие логического мышления возможно при регулярных занятиях со взрослыми. Переключите ребенка с одного типа мышления на другое, способствует развитию и логического и образного мышления. Это помогает гармоничному развитию личности. Логическое мышление тесно связано с речью, поэтому его чаще называют словесно – логическим. Только с развитой речью ребенок может проводить логические действия – синтез, анализ, сравнение, обобщение. Владея словом, конечно, на уровне своего возраста. Ребенок сможет выразить отрицание, высказать утверждение, опровержение. Для этого он должен владеть схемами логического мышления. Дошкольник не может оперировать этими категориями, но он может понимать их суть на практике. Чтобы у ребенка формировалось логическое мышление, нужно проводить с ним регулярные занятия, в том числе на развитие памяти и внимания. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа будущей успеваемости в школе, способность овладеть грамотой и другими науками.
Поэтому развивать логическое мышление не только нужно, но и очень важно, причем делать это следует своевременно, непосредственно через занятия и в тесном общении ребенка со сверстниками или взрослыми.
Упражнение 1
Упражнение способствует развитию абстрактного и ассоциативного мышления у детей, необходимых в творчестве. Оно подходит как для индивидуальных занятий с ребенком, так и для работы с группой.
Цель: способствовать развитию абстрактного и ассоциативного мышления.
Оборудование: простые рисунки – треугольник, квадрат, круг, поделенный на 4 равные части, и т. д.
Вы кладете перед детьми один из рисунков. Задача каждого из них – найти в рисунке определенный смысл, образ и сказать, что - бы это могло быть. Все участники предлагают свои варианты ответов. Чем больше их в конечном счете будет, тем лучше. Вариантов ответов может быть очень много. Если, например, нарисован равнобедренный треугольник, то дети могут сказать, что на рисунке изображена гора, египетская пирамида, крыша дома, шалаш и т. д. Рисунок в виде буквы «S» похож на кусок веревки, на недорисованную цифру «8», на свернувшуюся змею, на крючок и т. д. После того как дети исчерпали все варианты по первому простому рисунку, можно будет перейти ко второму.
Упражнение 2
Это упражнение помогает познакомить детей с такими понятиями, как высота, ширина, длина, а также классифицировать самые разные предметы по цвету, форме, размеру.
Цель: способствовать развитию логическому мышлению.
Оборудование: для выполнения упражнения дополнительного оборудования не требуется.
Вы спрашиваете детей: «Что бывает высоким?». Дети предлагают свои варианты ответов. В ходе занятия непременно выяснится, что высокими могут быть и дом, и подъемный кран, и человек, и дерево, и шкаф.
Варианты вопросов:
1. Что бывает низким?
2. Что бывает широким?
3. Что бывает красным?
4. Что бывает зеленым?
5. Что бывает узким?
6. Что бывает круглым?
7. Что бывает квадратным и т. д.
Для усиления обучающего и развивающего эффекта упражнения можно попросить детей сравнить названные предметы, чтобы установить, что же из перечисленного является самым высоким, а что низким.
Упражнение 3
Упражнение можно выполнять как с одним, так и с группой ребят. Оно развивает логическое мышление. Картинки для упражнения периодически можно обновлять.
Цель: способствовать закреплению в речи детей обобщающие понятия, развивать умение классифицировать предметы по группам и объединять их вместе одним общим названием.
Оборудование:
1 вариант: большие карты, разделенные на части, или одна картинка, на которой изображены предметы, относящиеся к общей группе, маленькие карточки с изображением отдельных предметов из разных групп;
2 вариант: лото, состоящее из картинок с изображением знакомых ребенку предметов, относящихся к разным обобщающим группам.
1 вариант. Можно заниматься вдвоем с ребенком или группой детей из 3 – 4-х человек. Если вы используете большие карты с пустыми клетками, то надо раздать их участникам, которые в ходе занятия должны будут выбрать себе картинки с предметами определенной группы. На отдельных маленьких карточках изображены различные овощи, фрукты, животные, предметы посуды, мебели, одежды и т. д. Вы, показывая маленькую карточку, спрашиваете: «Кому нужен огурец (чашка, платье, стол и т. д. ?» Один из участников должен ответить: «Мне нужна эта карточка, я собираю овощи (посуду, одежду, мебель и т. д.)». Занятие идет до тех пор, пока не закроются карты у всех.
2 вариант.
Вы занимаетесь с одним ребенком, показываете ему, как разложить на кучки (или в ряд) картинки, которые можно назвать одним обобщающим словом. Например, огурец, помидор, капуста, морковь и т. д. – это овощи; платье, шорты, пальто, кофта, юбка, брюки и т. д. – это одежда; стол, стул, кресло, диван, шкаф, кровать и т. д. – это мебель.
Упражнение 4
Упражнение подходит для индивидуальных и групповых занятий. Оно развивает память и логическое мышление у детей. Картинки для него можно периодически обновлять.
Цель: способствовать формированию детей умению рассуждения и сопоставления возможного и невозможного, развивать связную речь.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением несуществующих, нелепых ситуаций.
Вы говорите детям: «Я покажу вам картинку, а вы посмотрите на нее внимательно и найдите то, чего не бывает на самом деле.» Дети находят несуществующее на картинке и рассказывают о нем полным предложением. Например: «Морковь растет не на дереве, а на грядке»; «Ежик должен быть под деревом, а не летать в небе».
Упражнение 5
Упражнения с картинками подходят для индивидуальных и групповых занятий с детьми. Они способствуют развитию логического мышления и речи.
Цель: способствовать развитию логичности мышления, умения располагать картинки последовательно в зависимости от их признаков.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением времен года, предметные картинки с изображением членов семьи, ряд картин, связанные единым сюжетом.
Вы даете задание ребенку:
1 вариант.
Разложить картинки с временами года друг за другом по порядку.
2 вариант.
Разложить картинки с изображением членов семьи от самого старшего до самого младшего.
3 вариант.
Разложить по порядку картины с одними и теми же героями: что было с начала, что потом, что в конце (без составления рассказа).
Упражнение 6
Это упражнение предназначено для работы с группой детей. Оно развивает интеллектуальные функции: память, внимание, логическое мышление. Кроме того, связано с подвижностью, что очень нравится детям. Выполнять его можно как в помещении, так и на улице.
Цель: способствует развитию мышления, логики, памяти.
Оборудование: для выполнения упражнения дополнительного оборудования не требуется.
Вы на игровой площадке определяете в разных сторонах два места – «дом» и «лес». Далее из «дома» в «лес» отправляется один участник и при этом произносит слова: «Я иду в лес, буду охотиться…», затем подбирает слова «на зайца, волка и лису». При каждом шаге ребенок должен назвать одного зверя, не повторяясь. Если он ошибается, то возвращается в «дом». Затем в «лес» идет следующий участник и выполняет то же задание. Детям надо сразу объяснить, что если охотник идет в лес охотиться на зверей, то нельзя называть домашних животных и птиц.
Упражнение 7
Это упражнение можно выполнять индивидуально или с группой детей. Оно развивает не только логическое мышление, внимание, но и память. Вопросы могут быть разнообразными.
Цель: способствует развитию мышления и внимания.
Оборудование: для выполнения упражнения дополнительного оборудования не требуется.
Вы высказываете суждение. А ребенок должен выбрать один из предложенных вариантов, но тот. Который не соответствует логике (лишний).
Утверждения следующего характера:
1) море синее, холодное, большое, квадратное;
2) на дереве живут белки, птицы, зайцы, гусеницы;
3) по дороге ездят машины, поезда, трамваи, теплоходы;
4) цветы бывают желтыми, красными, прозрачными, синими;
5) доктор делает прививки, конфеты, телевизоры;
6) книги бывают интересными, толстыми, железными;
7) архитектор помогает строителям, космонавтам, плотникам;
8) очки носят кошки, бабушки, сварщики, путешественники;
9) стаканы бывают высокими, прозрачными, стеклянными, говорящими;
10) на суше живут люди, дельфины, медведи, кошки.
Когда ребенок освоит суть задания и будет давать правильные ответы, можно усложнить условия и таким образом перейти к следующему этапу. Теперь вы называете те же слова, которые, по мнению ребенка, являлись неправильными ответами на первом этапе упражнения. А задача ребенка заключается в том, чтобы он, опираясь на эти слова, ответил на вопрос: «Что бывает?» и пр.
Упражнение 8
Упражнение предназначено для индивидуальных и групповых занятий. Оно развивает интеллектуальные функции ребенка. Групповые занятия учат детей работать в команде.
Цель: способствовать развитию мышления, внимания, логики, воображения.
Оборудование: геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб. Карточки с предметными картинками – с изображениями яблока, книги, шалаша, яйца, тарелки, зернышка, портфеля, колеса, тетради, часов, елки, солнца.
Задача детей – найти соответствие геометрических фигур и предметов. Детей можно разделить на группы и провести мини – соревнование. Побеждает та группа детей, которая быстрее и успешнее справилась с заданием.
Для усложнения упражнения вы предлагаете детям самим подобрать к каждой геометрической фигуре соответствующий предмет так, чтобы он не совпадал с предметом другого участника.
Упражнение 9
Упражнение используется для индивидуальных занятий с ребенком. Оно развивает фантазию и творческое мышление.
Цель: способствовать развитию логического мышления, речи, фантазии, представления об окружающем мире.
Оборудование: для выполнения упражнения дополнительного оборудования не требуется.
Вы задаете ребенку вопрос, касающийся какого – либо события или явления. Ребенок собственными словами должен попытаться ответить на него так, как сможет. При этом вы должны дать ему время, не торопить его с ответом и не перебивать. Вопросы сначала надо задавать простые, но постепенно усложнять. Если ребенок не знает, как правильно ответить на вопрос, то вы можете предложить ему пофантазировать.
Примерные вопросы:
1) как узнать, есть ли на улице дождь?
2) как узнать, утро сейчас, вечер или день?
3) как узнать, какая игрушка лежи в коробке?
4) как узнать, кастрюля холодная или теплая?
5) как узнать, что печет бабушка?
6) как узнать, где сидит кошка?
7) как узнать, пахну цветы или нет?
Упражнение 10
Упражнение подходит для индивидуальных и групповых занятий с детьми. Оно развивает логическое мышление и речь.
Цель: способствовать совершенствованию логического мышления, речи, расширению словарного запаса.
Оборудование: карточки с разными картинками.
На первых годах жизни словарный запас ребенка можно подсчитать. У детей 4 – 6 лет сделать это сложно, но все – таки возможно.
Вы раскладываете на столе по парам карточки с разными картинками и просите детей сказать, что на них нарисовано. Убедившись, что все ребята знакомы с изображенными предметами, вы просите их придумать к каждой паре картинок предложение, состоящее из соответствующих слов. Например, если на одной паре картинок изображены стол и книга, то можно сказать: «Книга лежит на столе», «В вазе стоят цветы» и т. д.
Упражнение 11
Упражнение подходит для индивидуальных и групповых занятий. Оно развивает речь, сообразительность детей и пополняет их словарный запас.
Цель: способствовать развитию логического мышления, речи, расширению словарного запаса.
Оборудование: картинки.
Вы раздаете детям картинки и просите их по очереди сказать, что там нарисовано. Затем предлагаете им подумать над тем, для чего нужны и как используются предметы, изображенные на рисунке. Ребята отвечают по очереди. Если кто –то из них не справляется с ответом, то остальные участники помогают. Сначала вы раздаете картинки с самыми простыми обыденными предметами, которые хорошо знакомы детям. Например, это могут быть изображения посуды, одежды, продуктов и т. д. После этого вы уже можете предложить картинки посложнее: с изображениями колодца, пилота, оврага и т. д.
Упражнение 12
Упражнение подходит для индивидуальных и групповых занятий. Оно развивает слух и речь у детей.
Цель: способствовать развитию речи.
Оборудование: для выполнения упражнения дополнительного оборудования не требуется.
Тренировка и развитие словесно – логического мышления помогают исправить речевую патологию у детей. Занятия по исправлению и развитию речи рекомендуется начинать с 4- х лет.
Вы объясняете, что есть обычные слова, а есть волшебные: если их часто повторять, то они обязательно превратятся в другие. Например, если повторять слово «кто», то получится «ток». Затем вы предлагаете детям определить, во что превратится каждое из следующих волшебных слов: мышка – камыш, банка – кабан, сплю – плюс, чайка – качай, моя – яма. Для этого всем участникам придется быстро несколько раз подряд произносить каждое из этих слов.
Упражнение 13
Упражнение используется для индивидуальных и групповых занятий с детьми. Оно способствует развитию речи и логического мышления.
Цель: способствовать развитию речи, мышления, логики.
Оборудование: черно – белая картинка.
Оперирование глаголами относится к функции левого полушария головного мозга, поэтому в работе используются черно – белые картинки.
Вы показываете ребенку черно – белую картинку и просите его называть действия, которые могут выполнять объекты, нарисованные на ней. Например, самолет может взлетать, садиться, лететь, гудеть, кружиться; елочка может светиться, гореть, мигать огнями, пахнуть, колоться, расти, стоять и т. д. Чем больше глаголов назовет ребенок, тем лучше.
Черно – белые рисунки воспринимаются больше левым полушарием головного мозга, поэтому их использование способствует его развитию.
Упражнение 14
Составление слогов может быть затруднительно для некоторых детей. Поэтому важно терпеливо и правильно объяснить задание. Если кто – то из детей умеет составлять слоги и торопится ответить, то нужно попросить его высказываться по очереди.
Цель:
развитию речи, наглядно показать ребенку слияние звуков для образования слога.
Оборудование: для выполнения упражнения дополнительного оборудования не требуется.
Вы говорите: «сейчас мы будем учиться составлять слоги» (сначала слияния гласных – АУ, УА, ОИ, УО и т. д., затем обратные слоги с простыми согласными – АМ, ОТ, УП, ИН и т. д.). Вы выбираете двоих детей: один из них будет выполнять роль гласного звука (например, (А, другой – согласного (например, (М). Участники встают рядом на небольшом расстоянии. Начинает упражнение «гласный», он долго протягивает свой звук, а «согласный» идет ему навстречу, кратко проговаривая свой звук. Когда дети встретились, обнялись, звуки «подружились», получился обратный слог АМ. Для получения прямого слога дети меняются местами: «согласный» начинает упражнение, а «гласный» идет ему навстречу.
Упражнение 15
Упражнение предназначено для индивидуальных и групповых занятий. Оно развивает слух и речь у детей.
Цель: способствовать закреплению правильного произношения отдельных трудных для ребенка звуков, развить умение добавлять недостающий заданный звук в конец слова и произнести слово полностью.
Оборудование: предметные картинки.
Рекомендуется брать ряды слов с одинаковым недостающим звуком в конце.
Вы раскладываете перед ребенком картинки, а затем начинаете произносить слова, но не договариваете последний звук. Ребенок должен догадаться с помощью картинки, что это за слово, и повторить его полностью.
По мере тренировки, вы можете произносить слова без картинок, давая ребенку задание добавлять в конце какой – то определенный звук (или прямой слог) и назвать слово целиком. Например: эти слова нужно закончить звуком (к) – ма (к, со (к, жу (к, лу (к, ра (к, моря (к, рыба (к, вол (к, ба (к) или слогом ка-: бан (ка, соба (ка, игол (ка, май (ка, ромаш (ка) и т. д.
Упражнение 16
Упражнение предназначено для индивидуальной и групповой работы с детьми. Для его выполнения необходим мяч. Оно развивает логическое мышление.
Цель: способствует закреплению в речи детей обобщающие понятия.
Оборудование: мяч.
Дети стоят кругом. Вы называете какой – либо предмет и бросаете мяч одному из детей. Ребенок, который его поймал, должен вернуть мяч вам и назвать обобщающее понятие, к которому этот предмет относится. Например, лук – овощ, яблоко – фрукт, брюки – одежда, тарелка – посуда, ботинок – обувь, поезд – транспорт и т. д.
Упражнение 17
Это упражнение предназначено для индивидуальных занятий с ребенком. Оно требует от него большой сосредоточенности.
Цель: способствовать закреплению в речи детей употребление простых предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.
Оборудование: тематическое стихотворение, шары разных цветов.
Вы предлагаете ребенку прослушать стихотворение о шарах и помараться запомнить их местоположение. Затем ребенок должен вспомнить место и цвет каждого шара и попробовать положить шар соответствующего цвета в названные места в комнате. Для увлекательной игры:
Надуваю я шары,
Буду с ними я играть,
Сколько их – давай считать!
Белый лег на шкаф поспать,
Со шкафа теперь его не достать.
Зеленый шар попал на кровать,
С кровати его очень просто нам взять.
Красный шар на стол попал,
Возьмем его мы со стола.
Желтый шар в углу отдыхал,
Его мы возьмем из угла.
На кресло синий вдруг угодил,
Его мы с кресла возьмем,
Сколько шаров насчитал ты один?
А теперь посчитаем вдвоем.
Упражнение 18
Это упражнение по развитию речи предназначено для индивидуальных занятий с ребенком. С его помощью развивается левое полушарие головного мозга.
Цель: способствовать совершенствованию грамматического строя речи детей, способствовать накоплению знаний подбирать подходящие действия к предметам и предметы к действиям.
Оборудование: для выполнения упражнения дополнительного оборудования не требуется.
Вы называете детям слово – предмет и предлагаете им хлопками выбрать из ряда подходящее для него действия. Например: кошка мяукает, летает, ходит, играет, лает, гуляет, царапается, поет, разговаривает, лазает и т. д.
После подбора подходящих действий к нескольким предметам вы называете действие и предлагаете таким же образом выбрать подходящие ему предметы. Например: летает – утка, самолет, корова, автобус, ворона, ракета, медведь, вертолет и т. д.
Упражнение 19
Упражнение по развитию речи предназначено для индивидуальных занятий с ребенком. Оно помогает развить левое полушарие головного мозга.
Цель: способствовать формированию детей образовывать новые слова (названия соков) от названий овощей и фруктов, развивать связную речь.
Оборудование: предметные картинки с изображением отдельных овощей и фруктов.
Вы даете ребенку образец речи на примере какого – либо овоща или фрукта: «Я приготовлю из яблок яблочный сок». Далее ребенок пробует образовывать слова самостоятельно. Вы при необходимости помогаете ему правильно образовывать слово.
Следите за тем, чтобы ребенок образовывал новые слова правильно и не коверкал их.
Упражнение 20
Упражнение подходит для индивидуальных занятий. Оно развивает внимание, память, мышление ребенка.
Цель: упражнять детей в понимании смысла слов и предложений, развивать их слуховую память, закрепить понятие о признаке предмета, подбирать подходящий предмет к признакам.
Оборудование: предметные картинки с изображением предметов для каждого ряда признаков.
Вы раскладываете на столе предметные картинки с изображением предметов для каждого ряда признаков.
Вы раскладываете на столе предметные картинки и называете ряды признаков, а ребенок должен найти подходящую для каждого ряда картинку и повторить словосочетания целиком.
Например, красивая, заботливая, любимая, единственная – мама; сильный, строгий, высокий – папа; пушистая, рыжая, хитрая – лиса; деревянный, квадратный, обеденный – стол и т. д.
По мере тренировки, занятие можно проводить на слух, без использования картинок, но вы должны подобрать наиболее яркие, характерные именно для этого предмета слова – признаки.
Заключение.
Постоянно уделяя внимание своему ребенку и занимаясь с ним, вы поможете ему развить словесно – логическое мышление, а также речь, слух, чувство ритма. Все эти качества необходимы для дальнейшего успешного развития ребенка. Игровая форма занятий способствует общению с ребенком и прививает ему интерес к интеллектуальным играм. Помните, что заниматься с ребенком нужно только в хорошем настроении. Игровые упражнения должны быть для него радостью. Они являются планомерным этапом не только учебного процесса, но и воспитательной деятельности. Общение с родителями в такой форме он должен воспринимать как награду и знак любви. Это возможно только в том случае, если вы проявите по отношению к ребенку терпение и доброжелательность.
Помогайте ребенку тогда, когда задание для него действительно сложное и он реально затрудняется с его выполнением. В иных случаях дожидайтесь, пока ребенок справится сам, и подбадривайте его.
Таким образом, и вы в игровой форме освоите эффективное общение с ребенком, при котором взаимодействуют обе стороны, поочередно предоставляя друг другу слово. Помогайте ребенку учиться и развивать свои способности, но избегайте назидания и чрезмерной опеки.