Наталья Гаврилова
Катехизис. Воскресная школа
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы:
1. Христианское учение о Промысле Божием. Действительность, действия, виды Промысла Божия.
2 Что значит имя Иисус Христос? Иисус Христос – истинный Сын Божий Предвечное рождение Сына Божия. Иисус Христос есть Господь.
3. Пресвятая Дева Мария, Ее место в домостроительстве нашего спасения. Мария – Богородица и Приснодева.
4. Для чего в Символ веры включены слова «и страдавша и погребенна»?
5. Почему Воскресение Христово есть основание христианской веры?
6. Каким будет Второе Пришествие Христово?
7. Учение о Пресвятой Троиц (троичности Лиц в Боге) в Священном Писании Нового Завета.
Публикация «Катехизис, Воскресная школа» размещена в разделах
8. Почему Святому Духу воздаются поклонение и прославление равные со Отцем и Сыном?
9. Почему Церковь называют святою?
10. Что такое церковное Таинство? Необходимость участия в Таинствах. Определение и значение Таинства Покаяния.
11. Какова будет участь праведников после всеобщего воскресения?
Ответы:
1. Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям». Христианское представление о тварном мире основывается на убеждении в том, что мир имеет основание и цель своего бытия в Боге. Бог, невидимо присутствуя в мире в Своих энергиях, удерживает мир в бытии и сохраняет его порядок, не сливаясь при этом с миром, пребывая над всеми (Еф. 4,6).
Аргументы в существовании Промысла Божьего: А) молитва. Молитва как живое общение человека с Богом невозможна и бессмысленна без уверенности в попечительных действиях Бога в мире.
Б) представление о Боге как абсолютном свободно-разумном Существе. Бог не только все знает, но и любит Свое творение и выражает Свое отношение к тому, что находится вне Его. Бог не может быть безучастен к миру, который Он Сам сотворил по Своей благости.
В) ограниченность мира. Тварное бытие не могло бы существовать без произведшей его Причины. Оно существует только потому, что сохраняется в бытии той же Силой, которая дала ему бытие.
С) само устройство мира, его сложность, целесообразность, красота, гармония, которые очевидны даже в его падшем состоянии. Это также говорит о благом и разумном Начале, лежащем в основе мира.
Методологически в едином промыслительном Божественном действии можно различать две составляющих: мирохранение, то есть поддержание всего существующего в бытии и мироправление, то есть направление всех событий, имеющих место в мире, к предназначенным Творцом целям.
Предметами Божественного Промысла являются как весь мир в совокупности, так и каждая его мельчайшая частица, то есть различают общий Промысл, который объемлет весь мир, как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами, и частный Промысл, распространяющийся на частные предметы, явления и отдельные существа [1, с. 62].
2. Иисус означает «Спаситель», Христос – Помазанник, Мессия. В Ветхом Завете помазанниками называли пророков, царей и первосвященников, служение которых прообразовывало собой служение Господа Иисуса Христа. Таким образом, в наименовании «Иисус Христос» содержится указание на человеческое естество Спасителя.
Наименованием Иисуса Христа Сыном Божиим устанавливается личностная самотождественность Иисуса Христа со вторым Лицом Пресвятой Троицы. «Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Сей же самый Сын Божий назван Иисусом, когда родился на земле, как человек» [2].
На особый характер богосыновства Иисуса Христа указывают слова Символа: «Единородного, иже от Отца рожденнаго… рожденна, не сотворенна». Прежде всего это значит, что Сын не есть тварное существо. Термин «рождение» означает произведение из собственной сущности, тогда как «творение» — произведение из ничего или из иной сущности [2]. При рождении наследуются существенные свойства, то есть сущность, поэтому родить можно только подобного себе, в то время как при творении создается нечто новое, сущностно отличное от творца. Родить можно только равное себе по достоинству существо, тогда как творец всегда выше своего творения. Кроме того, рожденный всегда личностно отличен от родившего, ибо «в собственном смысле слова «рождение» есть добавление ипостаси» [4, с. 3].
Из учения о происхождении Сына от Отца посредством рождения следует, что Сын
1. не есть творение Божие;
2. происходит из сущности Отца и, следовательно, единосущен Отцу;
3. обладает равным с Отцом Божественным достоинством;
4. личностно отличен от Отца.
Рождение от Отца является личным (ипостасным) свойством Сына Божия, «которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы» [2].
Слова «рожденнаго прежде всех век» указывают на предвечный характер рождения, говорят о совечности Отца и Сына. Эти слова Символа направлены против еретика Ария, считавшего, что Сын Божий имел начало Своего бытия [5, с. 3].
Таким образом, «Сын Божий» есть собственное имя второго Лица Пресвятой Троицы и по смыслу фактически равнозначно наименованию «Бог». Поэтому в Символе исповедуется вера в Иисуса Христа как в «Бога истинна от Бога истинна». Это означает, что «Сын Божий называется Богом в том же истинном смысле, как Бог Отец» [2]. Слова «Света от Света» призваны хотя бы отчасти пояснить тайну предвечного рождения Сына Божия. «Смотря на солнце, мы видим свет: от сего света рождается свет, видимый по всей подсолнечной; но и тот и другой есть один свет, нераздельный, одной природы» [2], [1, с. 16].
3. Святая Дева есть и нарицается Богородицей в том смысле, что Она родила Иисуса Христа по человечеству, ибо Рожденный от Нее в самом зачатии и рождении от Нее и был, и присно есть Истинный Бог. Как Истинный Бог Он в момент Своего зачатия от Святого Духа и Девы Марии принял человеческое естество в единство Своей Божественной Ипостаси, так что плоть стала плотью Бога Слова; но и в воплощении, и по воплощении Он неизменно пребыл Тем же Самым Божественным Лицом, вторым Лицом Пресвятой Троицы – Богом Словом, по причине чего и Святая Дева, родив Его, стала Богородицей и навсегда Ею осталась. Божественная истина о Святой Деве Богородице составлена из двух истин: одна – та, что Святая Дева есть Приснодева; а вторая – та, что Святая Дева есть Богородица. Новый Завет благовествует нам о том, что Пресвятая Дева Мария родила Спасителя как Дева, без участия мужа. Об этом нам свидетельствует сама беседа между святым благовестником, Архистратигом Гавриилом, и Пресвятой Девой Марией.
Сверхъестественность рождения Спасителя проявилась особенно в том, что Святая Дева и по рождении пребыла Девой. Нам вверен факт, но не объяснен образ свершения. Таким образом, Дева и по рождении пребывает Приснодевой и до самой Своей смерти не познала мужа.
Пресвятая Богородица является первой после почитания Христа. Ее важность в домостроительстве нашего спасения в том, что благодаря Ее чистоте, непорочности, любви к Богу, стало возможно воплощение Бога и соответственно спасение всего человечества от вечной смерти [1, с. 30].
4. В Символе веры сказано, что Христос не только был распят, но и пострадал. Следует иметь в виду, что Христос «страдал и умер не Божеством, а человечеством» [2, с. 40].Однако хотя Божественная природа бесстрастна, Пострадавшим, Субъектом страдания и смерти, вследствие ипостасного соединения естеств во Христе, был Бог, второе Лицо Пресвятой Троицы, потому что на Кресте страдало Его собственное человечество. Подобным образом лицо человеческое усвояет себе страдание собственного тела. Страдание Христово является тайной, в которую не может проникнуть человеческий ум. Человечество Христа с момента Воплощения находится в двойственном положении. С одной стороны, оно изначально подчинено всем условиям человеческой падшести, с другой – эти условия не имеют основания в самом Его человечестве, ибо Христос свободен от греха. Страдания и смерть для Христа были совершенно противоестественны, поэтому и недопустимо судить о них по аналогии с нашими страданиями [1, с. 61].
5. Христианская вера изначально есть вера в факт Воскресения Христа из мертвых, освобождение человечества от последнего из последствий греха – телесной смерти. Телесное Воскресение Иисуса Христа, таким образом, есть удостоверение действительности совершенного Им дела Искупления. В противном случае крестная смерть была бы всего лишь позорной казнью, мученичеством за идею, но не имела бы искупительного значения. Воскресение Иисуса Христа является залогом нашего Воскресения. Воскресение Христово – не просто оживление, но преображение человеческого естества, качественное изменение его состояния. В Воскресении человечество Христово совлекается тления и Господь восстает в новом и славном образе, Его воскресшая человеческая природа наполнена вечной жизнью Царства Божия [4, с. 6], [1, с. 61].
6. Второе пришествие Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти. После Вознесения Христова Ангелы говорят апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1,11).
Второе пришествие Его будет со славой и величием: «приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими» (Мф. 16,27) и «сядет на престоле славы Своей» (Мф. 25,31). Явление Спасителя будет всеобщим и явным для всех: «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24,27) [1, с. 10].
7. В Новом Завете Указанием на троичность Лиц в Боге могут служить события Крещения и Преображения Господня. Они в равной степени являются явным Откровением человечеству о Троичности Божества. Торжественно Богоявление и Преображение примечательны тем, что в эти моменты произошло Откровение Пресвятой Троицы, ибо слышен был голос Отца и присутствовал Святый Дух. В первом случае под видом голубя, во втором – как сияющее облако, осенившее апостолов» [3, с. 3]. На единство трех Божественных Лиц указывает заповедь о крещении, данная Господом ученикам по Воскресении : «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28,19) [1, с. 40].
8. Догмат о Пресвятой Троице является основанием всего христианского веро- и нравоучения, в частности, учения о Боге – Творце и Промыслителе мира.
Учение о Триединстве Божества сводится к следующим основным положениям:
Бог троичен, троичность состоит в том, что в Боге – Три Лица (Ипостаси) : Отец, Сын, Святой Дух. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо. Три Божественных Лица отличаются личными (ипостасными) свойствами. Каждое лицо Святой Троицы - Отец, Сын и Святой Дух, - суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающих всеми Божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество, нераздельно обладают всеми Божескими совершенствами, имеют единую волю, силу, власть и славу, каждое из Лиц Троицы обладает Божественным естеством в совершенстве и всецело. В Троице Лица не являются индивидуумами. Божественные Лица не делят природу на части, но каждое Лицо заключает в себе общую природу во всей полноте. Поэтому Святому Духу воздается поклонение и прославление наравне с другими лицами Святой Троицы [1, 39].
9. Источник и основание святости Церкви находится в ее Главе и в Святом Духе, Который постоянно изливает святость и освящение на все тело Церкви, то есть на всех, кто соединен с ее Главой. Все члены Церкви призваны к святости: «плод ваш есть святость» (Рим. 6,22). Так же Церковь называется святой потому, что обладает всей полнотой благодатных даров, освящающих верующих [1, с. 11].
10. «Таинство есть священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать, или, что то же, спасительная сила Божия» [2]. Для согрешающих в Церкви установлено таинство Покаяния. Искренне кающиеся в грехах получают их прощение: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1,9). «Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святою.»[2].
«Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом»[1, с. 27].
11. «Жизнь будущего века» есть та жизнь, которая откроется после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова» [2]. Для праведных это будет жизнь блаженная. Источником такого блаженства будет особая близость ко Господу, непосредственное общение с Ним: тогда мы «увидим Его, как Он есть» (1Ин. 3,2, и «будет Бог все во всем» (1Кор. 15,28, и мы «всегда с Господом будем» (1Фес. 4,17). В блаженстве души будет участвовать и тело, «оно будет прославлено Светом Божиим, подобно как тело Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе»[2]. Блаженство праведных будет иметь различные степени, «по мере того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах»[2]. Блаженство праведных будет вечным: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10,28) [1, с. 40].
Список литературы:
1. Давденков О., протоиерей. Катехизис // Сайт Азбука веры. URL : https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/katehizis/3_10_40 ( дата обращения: 21.03.2020).
2. Дроздов Ф., святитель. Пространный христианский катехизис // Сайт Азбука веры. URL : https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/2_4 ( дата обращения: 21.03.2020).
3. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Сайт Азбука веры URL : https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/ocherk-misticheskogo-bogoslovija-vostochnoj-tserkvi/3 ( дата обращения: 23.04.2020).
4. Поснов М. Э. История христианской Церкви // Сайт Азбука веры. URL : https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/istorija-hristianskoj-tserkvi-do-razdelenija-tserkvej-1054-g/1_4_5 ( дата обращения: 23.04.2020).
5. Синаит А., прип. Путеводитель // Сайт Азбука веры. URL :https://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sinait/putevoditel/2_4 ( дата обращения: 23.04.2020).