Елена Косарева
Консультация для родителей «Просто о детской дружбе»
▼ Скачать + Заказать документы
Я хотела бы предложить поговорить с вами о детской дружбе. Когда ребенка начинают интересовать сверстники, как они выбирают друзей и почему некоторых малышей другие дети не любят. Когда же общение с другими детьми становится важной частью жизни ребенка?
Когда ребенок появляется на свет, его никто не интересует, кроме мамы и папы. Дети не замечают других детей. С года до двух ребенка больше интересуют предметы. Они все вокруг ощупывают, облизывают, учатся использовать разные предметы. Дети их не интересуют, их деятельность предметна. За игрушкой они не видят сверстников. Уже начиная с трехлетнего возраста, малыша начинают интересовать другие дети. Сверстник прочно входит в жизнь ребенка и уже на всю жизнь закрепляется там. Но зачем же ребенку общаться с ребенком, неужели не достаточно общения с взрослым. Разве это не одно и тоже? Оказывается - нет. С определенного возраста ребенку важно общаться именно с другими детьми, а взрослые отходят как бы на другой план. Знаменитый пример, когда малыш ответил своей маме: «Мне ребенков нужно, а ты не ребенок».Кроме того, общение со сверстниками имеет свои особенности, которых лишено общение с взрослым. Эти два варианта общения качественно отличаются друг от друга и не могут быть взаимозаменяемы. В общении со сверстниками ребенок учиться разнообразным формам общения, тем, которыми он редко пользуется с взрослыми. Общаясь с другими детьми своего возраста, ребенок может проявлять свою волю, лидерские качества, он может спорить и ссориться с ними. В отношениях со взрослыми все это практически не проявляется. Кроме того, в общении со сверстниками дети более свободны в своих действиях, они могут кривляться, кувыркаться, в общем, вести себя более свободно. Это развивает некоторую непосредственность в отношениях, а также позволяет открыть некоторый творческий потенциал. В общении с взрослым ребенок все же придерживается каких-либо норм и правил.
Публикация «Консультация для родителей „Просто о детской дружбе“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Дружить детей нужно учить – да-да, такие, казалось бы, естественные взаимоотношения не рождаются из ниоткуда, способность к дружбе не впитывается с молоком матери, малышам необходимо объяснять правила взаимодействия в коллективе, их значимость. Детская дружба – это настоящая удача, ведь ребенок, имеющий друга, более защищен, уровень его психологического комфорта намного выше, чем у одиночки.
Что такое дружба? Это взаимодействие с окружающими людьми. Если раньше ребенку было достаточно общения с мамой и другим домашними, то уже с трех лет его постепенно начинают интересовать сверстники. Как же с ними взаимодействовать? Во многом успех или неуспех отношений зависят от того, какими навыками общения ребенок овладел при взаимодействии с родителями.
В процессе воспитания дружбы помните — для детей вы самый первый, наиболее естественный и доступный тренажер по части общения и взаимодействия с миром.
Быть приветливым и добрым — замечательная позиция или установка для начала отношений, но для долгой дружбы этого, к сожалению недостаточно. Невозможно радоваться друг другу бесконечно. Невозможно иметь одинаковые желания, одинаковые стремления, одинаковые мнения обо всех событиях, явлениях и предметах.
Как же научить ребенка дружить со сверстниками, быть всегда желанным членом детского коллектива? Помощью в прохождении этого сложного этапа в отношениях станут умение уважать чувства и желания другого, а также навыки установления и отстаивания своих приоритетов.
-Поощряйте само стремление ребенка дружить с кем-то, поддерживайте в нем интерес к другим детям. То, что его предпочтения переменчивы, совершенно нормально. Он набирает социальный опыт, наблюдает за разными детьми, анализирует (хоть и неосознанно) свои ощущения по отношению к каждому из них. Именно из таких «проб» со временем выкристаллизуется настоящая дружба.
-Спрашивайте ребенка больше о тех детях, о которых он сам рассказывает.
Помогайте ему поддерживать дружбу — например, всегда давайте ребенку с собой не одно яблоко, а два.
-Посоветуйте обменяться игрушками с другом, Это азы отношений для ребенка пока в новинку. Одно дело — дружеские чувства, симпатия, а другое — дружба - поведение. Если первое возникает спонтанно, то второму необходимо учиться. И кто объяснит это малышу, если не мама с папой?
Иногда наши дети начинают дружить с тем, кто нам не нравится. Это может быть плохо воспитанный ребенок, или маленький тиран, помыкающий вашим малышом, или попрошайка, клянчащий игрушки и гостинцы, или подстрекатель, который подбивает вашего сына или дочку на разные нехорошие поступки… Ваша тревога вполне понятна. Что же делать?
Если сын или дочка совершают какие-то неблаговидные действия, не обвиняйте только чужого ребенка. Старая истина — «виноваты оба», — как правило, справедлива. Обсудите со своим ребенком, где и почему лично он был неправ. Если он действительно пошел на поводу у приятеля, научите его, как выходить с достоинством из подобных ситуаций, не поддаваться на провокацию.
-Проанализируйте: а почему он все-таки дружит с ним?
-Постарайтесь, чтобы у малыша была возможность поддерживать отношения с другими детьми, помогите ему сойтись с приятными, дружелюбными, уравновешенными ребятами, чтобы он мог сделать выбор в пользу последних.
- Избегайте запретов и ультиматумов — этим вы ничего не добьетесь.
Что нужно знать родителям о детской дружбе
в 2 года – дети делают первые шаги к дружбе. Они начинают вместо одиночного времяпровождения выбирать игры друг с другом.
в 3 года – дружба переходит на новый, альтруистический этап. Дети могут делиться вещами, пытаться помочь другим. Но это период только обучения, а значит, возможны и конфликты, и недопонимания.
в 4 года – больше уже общения, больше дети идут на совместные игры, особенно если они посещают дошкольные учреждения. Но дети в этот период считают другом того, с кем играют, и не слишком заботятся о дружеских отношениях.
в 6-7 лет – это дружба по интересам. Дети дружат с тем, с кем весело и хорошо, кто умеет делиться. У девочек в этот период более тесная дружба с «лучшими» подружками, чем у мальчиков с их друзьями. Девочки и мальчики в этом возрасте обычно дружат порознь.
в 10 лет – это дружба, в которой есть близкие друзья, допускаемые в личное пространство ребенка. Показатели дружбы для этого возраста : внимательность другу к другу, взаимное доверие, отзывчивость, общие интересы. В этом возрасте с друзьями делятся и сотрудничают.
от 12 лет – дружба имеет решающее значение для развития личности, даже в сравнении отношений с родителями. Эта дружба более приближена к признакам взрослой дружбы, но имеет более яркий характер. Мальчики и девочки дружат между собой, закладывая базу для будущих романов. Друзья в этом возрасте часто помогают бороться со страхами, преодолевать внутреннее одиночество, делятся секретами, чувствами, мыслями. Эти отношения обычно имеют длительный характер.