юлия веникова
«Развитие мелкой моторики — просто и эффективно». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ «Начальная школа п. Новосадовый»
«Развитие мелкой моторики - просто и эффективно»
Подготовил:
учитель-логопед Веникова Ю. В.
Публикация «„Развитие мелкой моторики — просто и эффективно“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Уровень речевого развития ребёнка находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики и общей умелости руки. Мелкая моторика - важный показатель физического и нервно-психического развития дошкольника. Тонкие движения руки способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия. При выполнении различных действий с предметами решается большая часть мыслительных задач - рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительным, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас проб и действий в своём опыте накопит ребёнок, тем скорее он перейдёт к более высокому уровню развития мышления – наглядно-образному. Он будет оперировать уже не предметами, а их образами. Это значит, что чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. У детей с различными речевыми нарушениями отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук. По данным исследований специалистов речь формируется под влиянием кинестетических (двигательных) импульсов передающихся от рук, а точнее от пальцев. Так, на основе проведё нных - опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речь находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, задерживается и речевое развитие. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев отмечал, что движения руками помогают снять умственную усталость. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Авторы А. А. Данилова, Т. Б. Филичева, В. В. Цвынтарный описывают и рекомендуют различные приёмы, развивающие и формирующие двигательные навыки, и дифференцированные движения пальцев рук и общей моторики. Особенно это важно в настоящее время, поскольку мелкая моторика у большинства детей дошкольного возраста недостаточна развита. На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения и речи можно применять различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, а также разнообразные задания в игровой форме с детьми в течение дня и на занятиях у логопеда, к которым относятся:
-массаж и самомассаж рук ребёнка; -выкладывание ритмических рисунков по образцу, на слух; -конструирование из кубиков мостов, домов, башен сначала по образцу, затем по памяти и произвольно
-складывание и выкладывание различных предметов, геометрических фигур, букв, цифр и других изображений из счётных палочек, спичек, камушков. -обведение контуров предметных изображений; -штриховка и раскрашивание контурных изображений предметов простыми и цветными карандашами;
-работа с мозайкой, пластилином, вырезание различных фигурок, полосок по контурам; -крупография (сортировка, выкладывание различных контуров);
-пальчиковые и словесные игры, пальчиковая гимнастика; Большое внимание нужно уделить играм-шнуровкам, застёгивание и растёгивание различных предметов и действий с ними увлекают детей стимулируют активность, желание играть. Благодаря играм у детей активируется процесс мышления, нацеливающий ихна самостоятельный поиск ответа на вопрос, побуждающий выявить признаки предметов, классифицировать их, решать различного рода проблемные ситуации. Яркость, красочность и доступность такой деятельности очень важны для детей, поскольку абстрактное мышление у них ещё недостаточно сформировано. Помимо этого непроизвольно решаются различного рода несложные математические и сенсорные задачи, закрепляются основные и оттеночные цвета, формы предметов, пространственная ориентировка.
Игры-шнуровки- детали пособия имеют множество дырочек, цветовая гамма разнообразна. Простые прикосновения приносят удовольствие, развивают тактильную
чувствительность и осязание ребёнка. Игры-застёжки- на больших деталях нашиты пуговицы разных размеров и разных цветов. На каждой маленькой детали имеется дырочка для пристёгивания её к большой детали. Эти игры развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий вверху, внизу, справа, слева формируют навыки шнурования, застёгивания, расстёгивания, развивают творческие способности, глазомер, внимание, укрепляют как отдельные пальцы, так и всю кисть руки, что в свою очередь, влияет на становление и формирование речи, а в дальнейшем и графических навыков, что немаловажно при подготовке к школе.
А сейчас уважаемые родители, мы с вами поиграем в пальчиковые игры в свободное время вы дома поиграете с вашими детками.
Игра «Хозяюшка»
Цель: развивать мелкую моторику рук ребёнка, координацию движений.
Наша-то хозяйка сметлива была.
(попеременно хлопать в ладоши и ударять кулачками друг о друга)
Всем в избе работу нужную дала.
Мисочку собачка моет язычком.
( показать собачку: большой палец поднять, указательный согнуть, остальные остаются прямыми. Пальцы другой руки сложить колечком, мисочка)
Мышка собирает крошки под столом,
(указательный палец и мизинец согнуть «ушки», остальные пальцы соединить в щепотку и выпрямить «мордочка»)
Кошка под окошком когтями скребёт.
(пальцы одной руки в том же положении, как у «мышки», но пальцы «мордочки» округлены)
Курочка в сапожках избушку метёт.
(одной ладонью погладить другую)
Вымела избушку –веник потрясла. (потрясти руку)
Вот и вся работа сделана была.
А веник лёг на бок под порог.
(расслабленные руки положить на колени)
Игра «Пальчики»
Цель: развивать мелкую моторику рук ребёнка.
Движения выполняются под текст стихотворения, ребёнок поочерёдно сгибает пальцы сначала на одной руке, потом на обеих одновременно.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик прикорнул
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик не шуми:
Братиков не разбуди!
Встали пальчики, ура!
Нам гулять идти пора!
Игра «Пальцы-дружная семья»
Цель: развивать мелкую моторику рук ребёнка.
Пальцы дружная семья, друг без друга им нельзя.
(ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Вот- большой, а это-средний, безымянный и последний-
Наш мизинчик малышок, указательный забыли!
(поочерёдно поднимать пальцы обеих рук вверх)
Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять и движенья выполнять.
(каждый палец руки поочерёдно соединять с большим пальцем)
Мы рога козы покажем,
(выдвинуть вперёд указательный палец и мизинец, остальные пальчики загнуть в кулачок,
Поднять «рога» к голове)
И рога оленя даже.
(широко раздвинуть пальцы обеих рук, скрестить ладошки и поднять «ветвистые рога» к голове)
И про зайку не забудем- ушками водить мы будем.
(выдвинуть вперёд указательные и средние пальцы обеих рук, поднять «ушки» к голове и пошевелить ими)
Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить.
(каждый палец руки поочерёдно соединять с большим пальцем)
Игра «Пальчиковая зарядка»
Цель: развивать мелкую моторику рук ребёнка.
Прилетела к нам вчера полосатая пчела.
(дети машут кистями рук, как крылышками)
А за нею шмель-шмелёк и весёлый мотылёк, два жука и стрекоза,
(загибают по одному пальцу на каждое название насекомого)
Как фонарики глаза.
(рисуют пальцем кружок, подносят пальцы к глазам)
Пожужжали, полетали, от усталости упали.
(Н. Нищева)
Литература
1. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. -СПб. : Издательский дом «Литера», 2008.-96с.
2. Гаврилова А. С., ШанинаС. А., Ращупкина С. Ю. Логопедические игры. М. : ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2010.-168с., ил. (Серия «Обучение с пелёнок»)
3. Иванова, Ю. В. Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы/ Ю. В. Иванова. -М. : Издательство ГНОМ, 2011.-160с.