Забидат Алижанова
Конспект занятия «Промыслы народов Дагестана»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательная: Закрепить знание основных элементов узора, умение самостоятельно составлять узор на ковре, создавать украшения, передавать характерные элементы дагестанского орнамента и цветовую гамму с помощью разнообразного материала. Учить проявлять замысел, творчество.
Развивающая : Развивать наблюдательность, творческую способность и эстетическое восприятие окружающего.
Публикация «Конспект занятия „Промыслы народов Дагестана“» размещена в разделах
- Дагестан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Укреплять познавательные интересы детей к труду народных мастеров.
Воспитательная: Воспитывать у детей чувство причастности к культуре народов Дагестана. Воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям разных народов Дагестана. Воспитывать умение радоваться результатам.
Предварительная работа: чтение произведений, рассматривание образцов узоров, заучивание отрывков Р. Гамзатова о народных промыслах Дагестана, беседы о труде.
Ход занятия.
Дети под национальную мелодию, в национальных костюмах входят в зал.
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и друг друга.
Ассаламу алейкум!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым доверчивым
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель: Настал новый день. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Я дарю вам свою улыбку. Поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.
(Дети садятся на свои места)
Беседа
Воспитатель: : Ребята, как называется наша страна, наша большая Родина?)
А как называется столица нашей страны?)
А как называется наша малая Родина) Столица)
А как называется наш район) село)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Сегодня мы с вами будем говорить о труде мастеров Дагестана.
Воспитатель: Великий поэт Расул Гамзатов сказал:
(Одновременно просмотр видео презентации о Дагестане)
«Дагестан - не просто экзотическая страна,
не просто красивые холмы и скалы.
Дагестан - это республика, у которой три сокровища». Давайте их вспомним.
1 реб. Первое сокровище - земля, горы и равнины.
2реб. Второе сокровище - вода, реки, озера, море.
3 реб. Третье сокровище - люди: их дружба с другими народами мира и дагестанское гостеприимство.
Восп: И на самом деле, в Дагестане много разных достопримечательностей, но славен наш край еще, и своим гостеприимством, соблюдением традиций, народными промыслами и мастерами.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на эти фотографии. Онки были сняты на праздничной ярмарке в городе Махачкала. Сюда приехали со всех районов нашей республики и привезли свои изделия и промыслы.
Ребята, а знаете ли вы, что означает слово «ремесло»? Слово «ремесло» означает умение делать что то руками. У человека владеющего ремеслом – «золотые руки», т. е в руках этого человека есть волшебство, и о этими руками может сделать разные, красивые и нужные для человека предметы. Давайте вспомним ремесла Дагестана.
Дети называют по слайдам.
Унцукуль – мастерством насечки и резьбы,
Кубачи – чеканкой по золоту и серебру,
Табасаран славен ковроткачеством.
Аул Балхар – гончарным искусством,
Воспитатель: Молодцы, дорогие мои!
Наша Амира выучила стих про Дагестан.
Стих про Дагестан.
Дагестан мой гордый край!
Ты богат мастерами умельцами.
Дагестан ты мой горный край!
Твои пени и сказки чудесные.
Воспитатель: Молодец, Амира!
Восп. Ребята, я предлагаю вам превратится сегодня в народных умельцев Дагестана и изготовить изделия своими руками. Вы согласны?
Ответы детей.
Восп. Вам придется вложить много усилий, очень постараться. Поэтому проведем разминку.
Воспитатель и дети вместе:
В Дагестане есть гора
Очень-очень высока
Под горой течет река
И бурлива, и шумна…
Мы по мостику пройдем-
Речку эту перейдем.
Восп. Вот столы, где будут лепить балхарские кувшины, украшать кубачинские изделия и наносить узоры на ковры.
Дети сами выбирают вид ремесла и садятся за столы.
Воспитатель подходит к первому столу.
Воспитатель: Вы мастера из селения Балхар. Будете лепить кувшины. У каждого есть пластилин. Сначала греем пластилин, потом делаем шарик и начинаем придавать форму кувшина. А потом из белого пластилина сделаем узоры.
Подходит ко второму столу.
А вы мастера золотых дел и оружейного дела знаменитого аула Кубачи.
У вас на столе лежат изделия, назовите их: браслеты, колье, кинжалы, мелкие различные предметы для украшений. Эти камушки самоклеющиеся. Чтобы приклеить их на изделия надо будет снять пленку. Проявите, свою фантазию в их расположении.
Подходит к третьему столу.
Перед вами ковровые изделия, но без цвета. Предлагаю раскрасить свой ковер необычным способом, используя вот такой цветной песок. Сначала украсим внутренний узор, а затем общий фон. Цвет выбираете по своему вкусу. Нанесите клей, а потом посыплете цветным песком.
Дети работают, воспитатель поощряет и оказывает индивидуальную помощь.
Восп. Дети вы закончили, вытрите свои руки салфеткой. Свои изделия перенесите на эти столы, на которых разложены картины с изображением изделий.
Дети по этим картинкам выбирают соответствующий стол, куда будут выставлять свои работы. Становятся вокруг своих изделий и представляют их.
Восп. Уважаемые мастера, расскажите нам, пожалуйста, о своем ремесле.
Ребенок. В нашем селении Кубачи изготавливают вот такие различные изделия из золота и серебра и наносят узор. И нас называют мастерами златокузнецами.
Тайну кубачинского изделия
Не ищите в нитках серебра
Носят тайну золотого искусства
В сердцах кубачинцы мастера
Восп. Представьтесь пожалуйста, откуда вы приехали и каким видом ремесла вы занимаетесь?
Ребенок. Мы приехали из высокогорного аула Балхар наш аул славится гончарным мастерством.
Самые прекрасные кувшины
Делают из обычной глины,
Так же, как прекрасный стих
Создают из слов простых.
Воспитатель: А вы?
Реб. В нашем табасаранском районе есть фабрика по изготовлению ковров, называется АРТЕЛЬ В артели работают много людей. Чтобы соткать ковер, нужно приложить много усилий.
Девушки – табасаранки
Струны ниток разноцветных
Пальцами перебирают,
Словно музыку играют.
Переливы звуков этих
Ты увидишь на паркете,
На стенах внутри домов
Всюду музыка ковров.
Восп. Вот и мы стали сегодня мастерами умельцами Дагестана. Предлагаю вам дети эти изделия сдать в музей нашего села.
Восп. Наш дагестанский народ умеет не только трудиться, но и отдыхать и веселиться. И мы повеселимся и станцуем лезгинку.
Звучит дагестанская лезгинка и дети исполняют свой танец.