Исетова Дина Каиргалеевна
Картотека прогулок на март
▼ Скачать + Заказать документы
МАРТ
Карточка №1
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели: формировать понятия о смене времен года; дать представление об особенностях каждого сезона.
Ход наблюдения: Улеглись в полях метели В белоснежные постели.
Отдохнуть пришла пора! У крыльца звенят капели,
Воробьи повеселели, Гонят зиму со двора! П. Образцов
Публикация «Картотека прогулок на март» размещена в разделах
Март — первый весенний месяц. Но поглядите в окно: идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по-зимнему, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки приближается. Солнце всходит раньше семи часов утра и заходит около восьми вечера, значит, день прибавился почти на пять часов.
Март — это весна света. Выдаются такие деньки, когда с утра разойдутся тучи, выглянет солнце и осветит укрытую снегом землю. Вот тут-то сразу и скажешь, что метелям и вьюгам приходит конец. Невольно жмуришь глаза, и не хочется уходить со двора.
Воспитатель задает детям вопросы: Перечислите признаки весны. Какой сейчас месяц? Что происходит со снегом весной? Как изменяется жизнь человека весной?
Трудовая деятельность: Уборка территории на участке. Цель: формировать трудовые умения. Оборудование: лопатки.
Подвижные игры: «Найди свой цвет» Цель: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.
«Солнышко и дождик» Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу. Оборудование: обручи, свисток.
Индивидуальная работа: Развитие движений. Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.
Самостоятельная деятельность детей: игры с ведерками и лопатками. Оборудование: ведерки, лопатки.
МАРТ
Карточка №2
Наблюдение за солнцем на небе
Предложить детям измерять длину тени от дерева в одно и то же время в течение недели. Убедиться, что тень с каждым днем становится короче. Сделать вывод о том, что солнце с каждым днем поднимается все выше.
Опыт: Где ночует солнышко. Обратить внимание на то, что солнышко в течение дня меняет свое положение на небе: восход солнца можно наблюдать из одного окна, а заход из другого.
Трудовая деятельность: Расчистка грядок на огороде от старых сорняков. Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым. Оборудование: мусорные пакеты, лопатки.
Подвижные игры:
«Воробушки и автомобиль» Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.
«Поезд» Цель: формировать умение ходить и бегать друг за другом небольшими группами, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать начинать движение и останавливаться по сигналу.
Оборудование: руль, свисток.
Индивидуальная работа: Развитие движений. Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении. Оборудование: обручи.
Самостоятельная деятельность детей: игры по замыслу детей.
МАРТ
Карточка №3
Наблюдение за поведением птиц на участке
Цель: побуждать детей к самостоятельным выводам – в чем проявляется весеннее оживление в жизни птиц: звонкая песенка синиц, воробьи подбирают себе пары, вороны сидят на яйцах.
Стихотворение: И. Никитина:
Звонко тенькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!
- Что делают птицы весной? (прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов и т. д).
Трудовая деятельность: Уборка территории на участке. Цель: формировать трудовые умения. Оборудование: метелки, лопатки, мусорные мешки.
Подвижные игры:
«Пробеги тихо» Цель: воспитывать выдержку, терпение, умение передвигаться бесшумно.
«Самолеты» Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу.
«Кролики» Цель: формировать умение прыгать на двух ногах продвигаясь вперед; развивать ловкость, смекалку, уверенность. Оборудование: свисток.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.
Самостоятельная деятельность детей: С-р игра: «Летчики» Цель: учить детей в ходе игры выполнять при необходимости и желании в одном сюжете попеременно 2-3 роли; знать правила ролевых взаимоотношений – подчинения, равноправия, управления.
МАРТ
Карточка №4
Наблюдение за воробьем
Цели: продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье; обогащать словарный запас художественным словом о воробье; активизировать внимание и память; учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.
Ход наблюдения
В канаве с водою талой Плещется воробей,
У темной ольхи я встала, Смотрю из-за голых ветвей.
Как беззаботный мальчишка, С головкой он хочет нырнуть.
Задорный, лихой воробьишка — Боюсь я его спугнуть.
Забыл он и голод, и стужу, Забыл, как поземка мела.
Он рад нынче солнечной луже И каплям скупого тепла!
Воспитатель задает детям вопросы: Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны?
Где любят жить воробьи — в лесу или по соседству с человеком? Почему? Кого боятся воробьи?
Чем они питаются весной? Как люди должны заботиться о птицах?
Трудовая деятельность: Расчистка дорожек от веточек. Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым. Оборудование: мусорные мешки, метелки.
Подвижные игры:
«Найди свой домик» Цель: формировать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, внимание, умение двигаться в разных направлениях.
«Воробушки и автомобиль» Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга. Оборудование: рули, свисток., обручи.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: совершенствовать навыки прыжков через скакалку. Оборудование: скакалка.
Самостоятельная деятельность детей: катание с горки.
МАРТ
Карточка №5
Наблюдение за тенью
Предложить детям измерять длину тени от дерева в одно и то же время в течение недели. Убедиться, что тень с каждым днем становится короче. Отметить это в дневнике наблюдений. Сделать вывод о том, что солнце с каждым днем поднимается все выше.
Загадка: Хоть весь день гоняйся за ней –
Не поймаешь (тень).
Опыт: Тень. Солнечный свет яркий. Если встать на асфальтовой дорожке спиной к солнышку, то на асфальте появится тень. Свет от солнца не может пройти через твое тело. Образуется тень.
Сравнительное наблюдение, что изменилось по сравнению с февралем: снег тает на солнце, рыхлый, ручейки в солнечную погоду, сосульки, капель (откуда берется, как звенит).
Дидактическая игра: «Угадай!» :
Веселая, звонкая, прозрачная – что это?
(капель, сосулька).
Холодный, снежный, светлый, весенний, солнечный – что это?
(день).
Трудовая деятельность: Сбор мусора на участке. Цель: воспитывать желание трудиться сообща.
Подвижные игры: «Кот и мыши» Цель: совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.
«Мышеловка» Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание; учить согласовывать слова с игровыми действиями. Оборудование: маска кота, свисток.
Индивидуальная работа: Упражнение с мячом. Цель: закреплять умение бросать мяч вверх и ловить двумя руками. Оборудование: мяч.
Самостоятельная деятельность детей: игры с мячами. Оборудование: мячи разных размеров.
МАРТ
Карточка №6
Сравнительное наблюдение: что изменилось по сравнению с февралем: снег тает на солнце, рыхлый, ручейки в солнечную погоду, сосульки, капель (откуда берется, как звенит).
Трудовая деятельность:
Предложить с помощью лопаточек и палочек, сделать бороздки для ручейка там, где еще лежит снег.
Цель: воспитывать желание трудиться сообща.
Подвижные игры:
«Береги предмет» Цель: приучать детей действовать по сигналу; развивать ловкость, выдержку, глазомер.
«Автомобили»
Цель: развивать ловкость и быстроту; закреплять умение передвигаться по площадке врассыпную.
Оборудование: рули, свисток, предметы.
Индивидуальная работа:
Упражнение с мешочками с песком.
Цель: закреплять умение бросать мешочки с песком вверх и ловить двумя руками.
Оборудование: мешочки с песком.
Самостоятельная деятельность детей: Создавать условия для игр и занятий на веранде, учитывая погодные условия. Формировать положительные привычки поведения.
МАРТ
Карточка №7
Наблюдение за собакой
Цели: систематизировать представления о жизни животных весной;
учить отыскивать причины изменений в жизни животных, устанавливать причинно-следственные связи; развивать доказательную речь; воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.
Ход наблюдения: Мой щенок похож немного
На бульдога и на дога,
На собаку-водолаза
И на всех овчарок сразу.
Воспитатель задает детям вопросы: Как вам кажется: этот щенок — «мальчик» или «девочка»? Какое имя (кличка) щенку подходит? Какое у щенка настроение? Чем, по-вашему, щенок больше всего любит заниматься? Собака, которую взяли в дом, признает вас хозяином.
Она будет с вами везде, готова переносить ради вас любые лишения. Ведь собака — преданный друг человека. Но и мы должны помнить, что о ней нужно заботиться, правильно кормить и содержать. Но прежде всего нужно любить ее.
Трудовая деятельность: Заготовка талой воды для поливки комнатных растений. Оборудование: ведерки.
Подвижные игры:
«Пузырь» Цель: научить детей образовывать круг, меняя его размер в зависимости от игровых действий; формировать умение согласовывать действия с произносимыми словами.
«Где звенит колокольчик?» Цель: развивать глазомер, слуховую ориентацию, умение ориентироваться в пространстве. Оборудование: колокольчик.
Индивидуальная работа: Развитие движений. Хождение по пенечкам. Цели: обучать самостраховке при выполнении движений в равновесии; развивать выносливость.
Самостоятельность деятельность детей: игры с кубиками. Оборудование: кубики.
МАРТ
Карточка №8
Наблюдение за небом
Появляются кучевые облака, в солнечную погоду небо голубое. Показать зависимость количества облаков от таяния снега. Уточнить, что снег и лед – это разное состояние воды.
Загадка: Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)
Трудовая деятельность:
Уборка опавшие ветки в определенное место.
Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.
Оборудование: мусорные мешки.
Подвижные игры:
«Цветные автомобили»
Цель: закреплять знание цвета, совершенствовать ориентировку в пространстве, развивать реакцию.
«Где постучали?»
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.
Оборудование: свисток, рули.
Индивидуальная работа:
Развитие движений. Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность. Оборудование: мешочки с песком.
Самостоятельная деятельность. Дать возможность каждому ребенку заниматься интересующим его делом.
МАРТ
Карточка №9
Наблюдение за работой дворника
Цели: активизировать познавательную деятельность; развивать умение видеть целесообразность трудовых действий; учить оценивать результаты труда.
Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы:
Кто обрезает деревья? Какие ветки он обрезает и чем? (Специальными ножницами — секатором)
С какой целью обрезают ветки у деревьев и кустарников? (Придать форму, освободить от лишних или больных веток)
Почему профессия называется — дворник?
Трудовая деятельность: Сбор мусора на участке, погрузка прошлогодних листьев на носилки.
Цели: приучать поддерживать порядок на участке; воспитывать желание помогать другим.
Оборудование: носилки, метелки, лопатки, грабли.
Подвижные игры:
«Мы веселые ребята» Цель: развивать ловкость, увертливость; совершенствовать умение соблюдать правила игры.
«У Мазая» Цель: совершенствовать согласованность движений. Оборудование: свисток.
Индивидуальная работа: Прыжки вверх с места. Цель: развивать умение концентрировать усилие, сочетая силу с быстротой.
Самостоятельная деятельность детей: игры с оставшимся снегом. Развивать у детей умение согласовывать свои действия с действиями партнеров в игре.
МАРТ
Карточка №10
Наблюдение за легковым автомобилем
Цели: продолжать различать автомобили по их назначению, сравнивать с другими видами транспорта; развивать наблюдательность; воспитывать положительное отношение к людям труда.
Ход наблюдения:
Воспитатель проводит наблюдение за автомобилями, движущимися по улице, предлагает детям вспомнить, какой это вид транспорта, задает вопросы: Почему он так называется? Какие вы видите автомобили? Какие автомобили перевозят людей? Чем отличается автобус от легковой машины? Что у них общего? Кто водит машину?
Спешат автобусы, Спешат машины легковые,
Торопятся, мчатся, Как будто живые.
У каждой машины Дела и заботы,
Машины выходят С утра на работу.
Трудовая деятельность: Коллективный труд на участке. Цель: закреплять навыки работы в огороде. Оборудование: метелки, грабли, мусорные пакеты.
Подвижные игры:
«Найди себе пару» Цель: развивать ловкость, умение избегать столкновений, действовать по сигналу быстро.
«Не попадись» Цель: развивать ловкость, быстроту; играть, соблюдая правила; совершенствовать прыжки на двух ногах. Оборудование: свисток.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: упражнять в бросании мяча вверх и ловле его обеими руками. Оборудование: мяч.
Самостоятельная деятельность детей: игры с мячами. Цель: учить детей в ходе игры выполнять при необходимости и желании в одном сюжете попеременно 2-3 роли; знать правила ролевых взаимоотношений – подчинения, равноправия, управления.
МАРТ
Карточка №11
Наблюдение за сосульками
Цели: знакомить со свойствами воды, различными ее состояниями.
Ход наблюдения:
Шаловливые сосульки Сели на карниз. Шаловливые сосульки Посмотрели вниз.
Надоело им свисать, Стали капельки бросать. Целый день идет трезвон— Кап-кап! Дон-дон! Ю. Клюшников
Опыт: Почему сосулька плачет? Прикрепите над ванночкой ситечко и положите в него сосульку. Понаблюдайте вместе с детьми, как через некоторое время из ситечка в ванну начнет капать вода. Подведите детей к мысли, что в тепле сосулька начала таять. А на улице ее согревает солнышко, и она начинает капать, «плакать».
Ребята, обратите внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома. Откуда произошло слово «капель»? Постойте тихонько и послушайте, как падают капли.
Пусть каждый ребенок рассмотрит сосульку, потрогает ее руками, выяснит, какая она — гладкая, шершавая и т. д. Почему сосульки «растут» кончиком вниз? (Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.) Есть примета: длинные сосульки — к долгой весне
Трудовая деятельность: Посыпание скользких дорожек песком. Цель: воспитывать заботливое отношение к друзьям и взрослым. Оборудование: лопатки, песок.
Подвижные игры: «Пожарные на учении» Цель: развивать ловкость, быстроту; совершенствовать умение действовать по сигналу.
«Ловишки с ленточками» Цель: развивать быстроту, ловкость, глазомер; совершенствовать ориентировку в пространстве, бег врассыпную. Оборудование: ленточки, свисток.
Индивидуальная работа: Развитие движений. Цель: тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа.
Самостоятельная деятельность детей: с выносным материалом.
МАРТ
Карточка №12
Наблюдение за таянием снега
Где он тает быстрее всего? (у ствола дерева). Корни деревьев впитывают воду. На крышах домов с солнечной стороны часто появляются сосульки. Подумайте, почему?
Дидактическая игра: «Умный словесник» :
Незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря (полынья).
Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной (половодье).
Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи (распутица).
Небольшой водный поток (ручей).
А как назвать его ласково? (ручеек).
Трудовая деятельность:
Подметание дорожек на участке.
Цели: воспитывать положительное отношение к труду; учить оказывать помощь младшим.
Оборудование: метелки.
Подвижные игры:
«Не оставайся на полу» Цель: развивать ловкость, быстроту, увертливость; играть, соблюдая правила.
«Ловишки» Цель: развивать увертливость, ловкость, быстроту.
Оборудование: свисток.
Индивидуальная работа: Прыжки вверх с места.
Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.
Самостоятельная деятельность детей: игры с мокрым песком. Оборудование: формочки, ведерки, лопатки.