Валентина Бориско
Весенние прогулки в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека прогулок
«Весна»
май
Прогулка №1.
«Наблюдение за цветущей яблоней»
Цель: учить детей видеть красоту ярких красок весны. Познакомить с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветение). Воспитывать умение любоваться цветущими деревьями; обогащать словарный запас детей.
Ход прогулки:
- Все ли деревья одинаковы весной? Найдите отличия.
Публикация «Весенние прогулки в подготовительной группе» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
На некоторых есть хорошо заметные цветы, на других нет. Яблонька, на этом дереве цветочные почки все распустились, и дерево стоит как невеста, все белое от цветов, тогда как листья на нем еще не распустились. Это своеобразное приспособление к опылению насекомыми. Если бы на дереве первыми распустились зеленые листочки, то насекомым было бы трудно подлетать к цветочкам. Другие плодовые деревья покрыты зелеными листочками, у них цветы очень невзрачные или их совсем не видно, большинство из них опыляется ветром.
Приметы: ранний прилет грачей и жаворонков- к теплой весне; вороны купаются- к теплу.
Поговорки: Дерево скоро садят, да не скоро от него плоды едят. Ай да месяц май - и холоден и тепел.
Загадки:
Летом вырастают, а осенью опадают. (листья)
Нам в дождь и в зной поможет друг, зеленый и хороший,
Протянет нам десяток рук, и тысячи ладошек. (деревья)
Яблони в цвету — весны мгновенье.
Яблони в цвету — весны рожденье.
Счастья аромат — любовью дышит.
Вновь у нас весна — люблю, ты слышишь.
Я от красоты её сегодня млею.
Буду целовать тебя, как я умею.
В этой красоте мы вместе сами.
Расцветёт весна, смотри глазами.
Счастье и любовь опять на свете.
Они все вокруг, мы вместе с этим.
Будем аромат вдыхать на радость.
Жизнь любить свою — природы сладость.
Яблони в цвету — весны творение.
Яблони в цвету — миг откровений.
Счастья аромат — он вместе с нами.
Подвижные игры: «Прыгаем по кругу» Цель: учить детей прыгать на двух ногах по кругу, держа руки на поясе. Приземляясь на носки полусогнутые ноги. Укреплять своды стоп. Развивать внимание, умение действовать по сигналу.
Прогулка № 2.
«Наблюдение за солнцем».
Цель: помочь обнаружить связи между теми или иными признаками погоды, сезонными изменениями в жизни растительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу.
Ход прогулки:
Солнце лучезарное смотрит с высоты
На леса зелёные, пышные сады.
Даже лютик маленький, крохотный цветок,
Подставляет солнышку тонкий стебелёк.
А Солнца шар лучи плескал,
Весну лучами он купал
И ей шептал: «Весна моя,
Возьми, что хочешь – жизнь твоя».
- Когда вы возвращаетесь с прогулки, замечаете, где находится солнце?
Почему вы чувствуете, что весна уже наступила?
Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит?
Важнейшим фактором, определяющим погоду, является солнце — источник жизни, света и энергии. Весной солнце начинает подниматься все выше и выше, тем сильнее оно греет землю, поэтому погода теплее. Солнце — источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы все растения и животные.
Подвижные игры: «Не замочи ног», «Извилистая тропинка» - учить перепрыгивать через препятствия и приземляться на обе ноги.
Прогулка № 3.
«Наблюдение за погодой».
Цель: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.
Ход прогулки:
Хорошо весной, поле чистое,
Муравой-травой ты украшено.
Да цветочками все душистыми
В утро майское принаряжено. С. Дрожжин
Рассмотрите пейзажные картинки, сравните их и скажите, какое время года изображено. (Детям предлагаются картинки с изображением ранней и поздней весны.)
Каким стало небо? (Ярко-синим.)
Что произошло с почвой? (Оттаяла, нагрелась, стала просыхать.)
Какая была температура воздуха, когда шел снег?
При какой температуре идет дождь?
Чем отличается поздняя весна от ранней? Назовите эти отличия.
С наступлением поздней весны стало ослепительно сиять солнце, потеплело. От весеннего тепла растаял снег и сбежал ручейками в реки; водоемы освобождались ото льда; оттаяла почва, зазеленела трава, появились цветы; на деревьях распустились листочки; птицы звонко щебечут, гремят первые грозы. Май третий месяц календарной весны и второго периода весны фенологической, который у фенологов принято называть «Голой весной» и который сменил «Снеготаяние», первый период весны. После него в хронологическом порядке идут период «Зелёной весны» и за ним последует четвертый последний период, название которому «Предлетье».
Подвижные игры: «Мы — капельки», «Живой лабиринт», учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг; тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалку.
Прогулка № 4.
«Наблюдение за облаками».
Цель: побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений; закреплять знания о неживой природе.
Ход прогулки:
Дождик теплый и недолгий постирал все облака.
Их, как белые простынки, сушит солнышко пока.
Ветер тучки после сушки гладил-гладил, да устал.
И по небу мятой кучкой те простынки разбросал! Ю. Симбирская
Если по небу бегут облака, значит их ветер спустил с поводка.
Лёгкие лапы, уши и хвост. Легче пушинки каждый барбос.
Если вы так от природы легки, Здорово бегать На-пе-ре-гон-ки! О. Шамшурина
Нагостившись в дальних странах, к нам спешат издалека
Рассказать об океанах кучевые облака.
Из чего состоят облака? Всегда ли они бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду?
По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры — жди хорошую погоду.
Облака - это вроде как корабли под белыми парусами. Надует их ветер, и поплывут они по небесному половодью. Зимой-то в ясный морозный день примечали небось, какое небо бывает? Прозрачное, зеленоватое, будто неживое, будто его ледком затянуло. А в марте, как только пригреет солнышко, тут небо и оживёт, заголубеет, словно вода в весеннем разливе. Вот тут-то и поплывут по нему белые корабли облаков.
Подвижные игры: «Найди, где спрятано», «Краски» - учить ориентироваться в пространстве.
Прогулка № 5.
«Наблюдение за цветением сакуры».
Цель: познакомить детей с цветением кустарника сакуры. Формировать представление о цветущих кустарниках, показать их развитие в весенний период. Совершенствовать знания детей о том, что растения – живой организм, и об условиях, необходимых для его существования в природе.
Ход прогулки:
Загадка: Это дерево чудесно и японцам всем известно –
Это символ их страны… Древо всех, кто влюблены.
И, когда оно цветёт, то к нему спешит народ,
Чтоб не только повидать, чтоб желанье загадать…
Что за дерево такое?
Коль в цвету, как расписное…
Хоть плодами несъедобно,
Но цветами – бесподобно:
Нежно-розового цвета
И пушистые при этом.
Это древо распрекрасно – Это САКУРА, всем ясно.
Сакура — название декоративной вишни, родиной которой является неповторимая страна Япония, поражающая изысканностью культуры и традиций. Дальневосточное сакура дерево отличается цветением удивительной красоты. Эта особенность вишни послужила поводом сделать сакуру символом Японии, как процветающего государства. Неповторимым цветом цветущей сакуры стремятся украсить свои приусадебные участки и жители России, которые желают прикоснуться к традиции японского праздника ханами: полюбоваться цветением вишневого дерева. Сакура цветет не дольше недели, но за этот период дарит окружающим вдохновение на свершение многих дел.
Подвижные игры: «Ловишка с мячом» Цель: учить детей бегать врассыпную в зале, образовывать круг, бросать мячом в движущуюся мишень – ребёнка. Развивать умение действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга. Воспитывать выдержку.
Прогулка № 6.
«Наблюдение за цветением сирени».
Цель: расширять знания детей о сирени. Формировать экологическую культуру у детей. Развивать умение замечать изменения в природе; наблюдательность; внимание; речь; воображение, восприятие красоты. Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.
Ход прогулки:
Весной все цветет и благоухает. Но сегодня мы с вами поговорим о прекрасном кусте с прекрасными цветами и не менее чудесным запахом. Но чтобы понять, о чем пойдет речь, предлагаю послушать загадки и дать мне отгадки.
«Она кустиком растёт и сиренево цветёт,
Правда, иногда бывает, белым цветом расцветает.
Её цветки душистые и четырёхлучистые,
Все собраны в соцветья и смотрятся в букете.
Она в мае расцветает. Как кустарник называют? «(Сирень)
Ах, как прекрасна та сирень,
Что за моим окном цветет.
Она украсив майский день,
В любви признание к ней ждет.
Я каждый год, как в первый раз,
Влюбляюсь в нежный цвет ее.
Наряд весны, я без прикрас,
Не представляю без нее. Алибеков Р.
Сирень – это необыкновенно красивый и чрезвычайно многообразный цветущий кустарник, которой радует нас своей красотой с середины мая. сирень - это благоухающий кустарник, радующий нас в мае. Его цветы, немного похожие на колокольчики, собраны в пушистые кисти разных цветов и оттенков: от белого до розового, от лилового до фиолетового. Лиловый цвет, чуточку бледный и с розовинкой называют сиреневым. Кусты сирени могут цвести и радовать глаз до сотни лет. Сирень – растение декоративное, его сажают в садах и парках для красоты.
Как еще используют сирень?
Аромат сирени широко используют при изготовлении ароматов (духов) и ароматерапии. А древесину, как и в древности, для изготовления музыкальных инструментов и сувениров. Соцветия сирени – съедобны и из них даже варят варенье. Кроме того, сирень довольно часто используют и в народной медицине, как компонент лекарственных средств.
Подвижные игры: «Кто самый меткий» Цель: учить детей бросать мешочки с песком в вертикальную цель сверху из-за головы, стараясь попасть в неё. Развивать глазомер, моторику рук.
«Стоп» Цель: учить детей бросать мяч о стену так, чтобы он, коснувшись стены, отскочил от неё. Ловить мяч на лету двумя руками, бросать мяч, стараясь запятнать игроков. Развивать глазомер, ловкость, быстроту реакции.
Прогулка № 7.
«Наблюдение за черемухой».
Цель: Расширять представления и знания детей о деревьях, об их значении в нашей жизни. Вызвать у детей интерес к окружающему миру. Формировать желание стать другом и защитником природы. Расширять представления и знания детей о первоцветах, об их значении в нашей жизни. Развивать речь, активизировать внимание и память.
Ход прогулки:
Загадка: Будто снежный шар бела, по весне она цвела,
Нежный запах источала. А когда пора настала,
Разом сделалась она вся от ягоды черна. (Черёмуха)
Звонкой песней скворушка веселит простор.
Белая черёмушка встала на бугор.
То ли с неба звездочки, снег ли на ветвях?
Или в белых сборочках кофта на плечах? (Е. Русаков)
Народные приметы: Пшеницу нужно сеять, когда цветет черемуха. Урожай на черёмуху – урожай на рожь. Если у черемухи много цвета, лето будет мокрое.
Черемуха – это листопадное дерево, реже кустарник. Ствол у черемухи прямой и стройный. Крона широкая, густая. Растет черемуха быстро. Морозов не боится. Весной она вся прикрыта кисточками из белых с сильным запахом цветов. Черёмуху очень любят не только люди, но и насекомые. Это прекрасный медонос. Ягоды у черёмухи черного цвета. Ими лечились люди даже много веков назад. Об этом говорят археологические раскопки: косточки были обнаружены при раскопках построек каменного и бронзового веков в предгорьях Альп. С черёмухой связанны и весна, и возврат холодов, с которыми обычно совпадает время ее цветения. Воздух, напоенный слегка горьковатым ароматом, словно говорит о том, что наконец-то закончилась зимняя пора и наступило долгожданное обновление природы. Дерево это чрезвычайно полезное: цветы и листья черемухи выделяют так много летучих фитонцидов, что очищают воздух вокруг, убивая болезнетворные микроорганизмы и даже мелкие насекомых – комаров и клещей. Правда, по этой же причине не стоит вносить букеты черемухи в дом: может заболеть голова.
Подвижные игры: «Кого назвали, тот ловит мяч» Цель: учить детей ловить мяч, подброшенный вверх двумя руками, не прижимая к груди, бросать вверх, называя имя ребёнка. Развивать умение действовать быстро. Укреплять моторику рук.
«Кто прыгает» Цель: учить детей прыгать на двух ногах, приземляясь на носки полусогнутые ноги. Развивать внимание, быстроту. Укреплять своды стоп.
Прогулка № 8.
«Наблюдение за "Багульник" - рододендрон».
Цель: Развивать умение детей делать выводы о том, что любое растение, кустарник или дерево - это живой организм, который нуждается в тепле, свете и воде. Продолжать знакомить детей с растениями, произрастающими на Дальнем Востоке. Уточнить представления детей о строении багульника (ветки, почки, листья, корни). Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Ход прогулки:
Загадка: Пахучий кустарник на кочке растет,
Не ярко, но пышно летом цветет.
Название он рододендрону дал,
А сам незнакомцем для жителей стал.
Вздыхая, замер дивный лес.
Цветёт багульник, цвет роняя.
Цветёт багульник, мир чудес
Весенней сказкой наполняя.
И лес, и небо, и река
В пушистых, белых лепестках. Анна Алферова
Когда зацветет между сопок багульник,
Заплачет береза прозрачной слезой.
И я, одиноко шагающий путник,
Промокну под сильной весенней грозой.
Весна побежит по далеким распадкам,
Подернутся сопки весенней листвой.
Вода из ручья мне покажется сладкой,
Но все-таки слаще - дорога домой! Игорь Апрельский
Чудо Дальневосточной природы воспетое поэтами, после серых зимних красок расцветает удивительно нежным сиренево-розовым цветом на сопках ранней весной. Дальневосточный первоцвет - рододендрон остроконечный, который у нас называют "багульник". Не случайно именно он стал символом Дальневосточной весны. Рододендрон в переводе "розовое дерево", по классификации растений это совершенно не багульник болотный, но вот прижилось название в народе и никак иначе у нас его не называют, за исключением специалистов.
Начинает цвести в конце апреля, когда деревья еще не успели обзавестись листвой и потому на фоне темных стволов смотрится просто волшебно и это его чуть было не погубило. Одна из особенностей человеческой натуры - увидев красивый цветок сорвать его, и рвали, и несли домой охапками, не замечая, что с каждым годом, все меньше и меньше расцвечиваются розовым цветом сопки по весне. Я надеюсь, что вы вырастите любителями природы и сумеете восстановить то, что натворило наше поколение и мы увидим цветущие по весне сопки вокруг города.
Подвижные игры: «Бездомный заяц». Цель: развивать быстроту движения, ориентирование в пространстве.
Прогулка № 9.
«Наблюдение за самокатом».
Цель: закреплять знания о назначении самоката. Повторить правила безопасного катания на самокате.
Ход прогулки:
Загадка: Одной ногой толкаемся, другой ногой стоим.
И очень быстро катимся. Практически — летим.
За руль его мы держимся им можно управлять,
Чтоб нам, набравшим скорости, людей не посбивать!
Колесики красивые обычно там их два,
Еще на нем подножка есть что это, детвора! (Самокат)
- Что такое самокат? Для чего он нужен? Что мы не должны забывать катаясь на самокате?
Что за чудо самокат. Ножкой оттолкнулся.
Прокатился метров пять. И в забор уткнулся.
У папы машина, у брата машина.
Они говорят о бензине и шинах,
Об автоинспекторе и о дороге,
О том, что сегодня ремонт слишком дорог.
А мне, чтобы ехать нужна лишь дорожка,
В машине моей только руль да подножка,
Да два колеса (Уместятся в карманах).
Жаль только в машине нет места для мамы.
На этой машине, куда захочу.
Туда без бензина я лихо домчусь!
Машине такой я, конечно же, рад.
Зовётся машина моя- С А М О К А Т!
Самокат — двухколёсное средство передвижения с низкой платформой, на которой наездник едет в положении стоя. В более традиционном значении под собственно самокатом понимается самокат, приводимый в движение мускульной силой — с помощью отталкивания ногой от земли. Однако в последнее время получили широкое распространение электросамокаты, для которых основным (и единственным практичным) пособом использования является движение с помощью электромотора.
Самокаты используются не только в качестве персонального транспорта, но и для досуга, занятия спортом и физкультурой. Существуют несколько типов самокатов, отличающихся различными параметрами, но принцип движения остаётся неизменным. Изначально так называли велосипед.
Во время езды на самокате необходима экипировка, которая состоит из налокотников, наколенников, шлема на голову и перчаток без пальчиков. Одежда должна быть легкой и не стеснять движения, а обувь мягкой, надежно фиксирующей ногу. Кататься нужно по безопасной, ровной местности, объезжая ямы и выбоины.
Подвижные игры: «Катаемся на самокате». Цель: Развивать координацию, укреплять мышцы ног ребенка.
Прогулка № 10.
«Наблюдение за дождем».
Цель: Учить детей самостоятельно определять погоду. Продолжать знакомить с информацией о видах дождя, их особенностях; причинах образования дождей. Определять характер дождя – мелкий, моросящий, затяжной, холодный.
Ход прогулки:
Загадка: Не идёт, не скачет, а плывёт и плачет.
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт.
И никуда я не иду, покуда он идёт.
Меня частенько просят, ждут,
А только покажусь, так прятаться начнут.
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит. Афанасий Фет. Весенний дождь
Дождь — атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель жидкости. Жидкие осадки с меньшим диаметром капель называются моросью. Дождь выпадает, как правило, из смешанных облаков. Дождь идет, когда маленькие капельки воды, собранные в облаке, слипаются и увеличиваются. Если воздух больше не может их удерживать, они падают на землю в виде дождя. Ветер разносит тучи над землей, и они проливают на нее живительную влагу. Ведь без дождя не будут расти деревья, цветы, травы.
Подвижные игры: «Быстро возьми» Цель: учить детей ходить, бегать по кругу, действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту.
«Пятнашки» Цель: учить детей бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту.
Прогулка № 11.
«Наблюдение за первым насекомым».
Цель: уточнить содержание понятия «насекомые», учить сравнивать их по существенным общим признакам. Воспитывать любознательность, радостное, заботливое отношение к пробуждающейся природе.
Ход прогулки:
- Кого из насекомых вы увидели первыми? Почему?
Загадка: Червяком она была, только ела да спала.
Потеряла аппетит, смотришь - по небу летит. (бабочка)
Его фигура подвела – гораздо толще, чем пчела.
Полоски - словно у осы, на брюшке - капельки росы.
Смотри, он плюхнулся на хмель - большой, мохнатый, толстый. (шмель)
Бабочка мило порхнула,
Села на яркий цветок,
В сладкий нектар окунула
Крохотный свой хоботок.
Крылья — цветочки раскрыла —
Ими любуюсь стою.
Я про игрушки забыла,
Песню уже не пою.
Громко кричать перестану,
Братец мой тоже молчит.
Бабочку трогать не стану —
Пусть куда хочет летит.
Шмель кружится над цветком — ярко-синим сапожком.
Аромат его привлёк, шмель, жужжа, влетел в цветок.
Закачался стебелёк, шмель расправил хоботок,
Пил нектар, собрал пыльцу, полетел затем к крыльцу.
Первой просыпается крапивница — яркая, пёстрая бабочка. Крылья сверху кирпично-красные, вдоль крыла спереди крупные чёрные и жёлтые пятна, а по бокам крыла — оторочка из голубых треугольничков с чёрной каймой. Крапивницей она названа за то, что только её гусеницы могут есть жгучую крапиву. Замечено, что крапивница может предсказывать погоду: если в яркий солнечный день бабочка прячется в укрытие, то, значит, часа через два будет дождь и гроза.
Позднее, дней через десять после крапивницы, просыпается лимонница. У этой бабочки самец и самка разного цвета, хотя и похожи. Самка бледно-жёлто-зелёного цвета, а самец ярко-жёлтого. Лимонницу со сложенными крыльями заметить трудно: она похожа на жёлтый листок. А ещё у этой бабочки есть интересная особенность: если внезапно потревожить её, то она падает на землю, сложив крылья, и прижимает ножки. Попробуй, заметь такую!
Ранней весной в садах и парках появляются крупные шмели. У шмеля чёрное тельце с рыжим пушистым воротничком, мохнатое брюшко и ярко-жёлтая пыльца на задних ножках (на лапках у шмеля есть специальное приспособление — корзиночки для сбора пыльцы). Серьёзный, неторопливый, он деловито облетает цветок за цветком в поисках нектара и пыльцы.
Подвижные игры: «Медведи и пчёлы» Цель: учить детей лазить по гимнастической стенке, взбираться на скамейки, кубы без помощи рук, спрыгивать на носки, на полусогнутые ноги, бегать врассыпную. Развивать ловкость, смелость, быстроту.
Прогулка № 12.
«Наблюдение за ёлочкой весной». Цель: расширять знания о елочке, учить детей бережно относиться к деревьям, воспитание умения видеть красоту природы. Развивать любознательность, познавательные интересы, потребность в самостоятельной поисковой и изобразительной деятельности.
Ход прогулки:
Загадка: Стою в тайге на одной ноге,
сверху шишки, снизу мишки,
Зимою и летом зеленого цвета,
платьице в иголках, а называюсь я.
- Что происходит с ёлочкой весной? Почему она стоит такая красивая, загадочная?
Первое - очевидная вещь, которую все знают с малолетнего возраста - хвойные не сбрасывают листья (иголки) в зимний период. Дерево не уходит в спячку, а лишь замедляет процессы своей жизнедеятельности. Замедление процессов жизни хвойных обусловлено единственным фактором это понижением температуры окружающего воздуха. В весенний период, в солнечную погоду, температура воздуха на освещенной стороне дерева может подниматься выше 10 градусов, что запускает процесс активного испарения влаги до оттаивания почвы. Чтобы ель смогла получать достаточное количество влаги, понадобится гораздо большее время. Поэтому весной, при установлении положительной температуры воздуха, приствольные круги елей необходимо обильно пролить водой. Желательно - теплой, но не превышающей 60 градусов, с целью разморозить поверхностный слой почвы и часть корневой системы.
У ели, как и у лиственных деревьев, весной распускаются почки и появляются молодые побеги. Весеннее пробуждение дерева хорошо заметно. Крона ели становится пестрой, двухцветной.
Среди темной, перезимовавшей хвои виднеется множество светло-зеленых отростков, коротких и толстых. Именно такой вид имеют молодые побеги. Они рассеяны по всей кроне. Подойдя поближе, замечаешь, что почти все эти побеги располагаются на концах ветвей и похожи на пушистые кисточки. Одни из них, более длинные, свешиваются вниз, а те, что покороче, поднимаются кверху.
В самой ранней стадии развития побег представляет собой плотный пучок маленьких хвоинок, очень коротких и мягких, прижатых друг к другу. Позднее побег немного удлиняется, хвоинки подрастают, располагаются более рыхло. Но и в это время они еще остаются светло-зелеными, мягкими, неколючими. Если попробуете растереть их, сжав в пальцах, почувствуете, какие они нежные, сочные. Никакого "хвойного" запаха вы при этом не ощутите: хвоинки пахнут, как обычная зелень. А если попробуете пожевать светло-зеленые "кисточки", вас удивит их кислый вкус. Хвоинки почти такие же кислые, как щавель. Взрослая, старая хвоя совершенно иная - темная, жесткая, колючая, на вкус явственно смолистая и некислая.
Подвижные игры: «Медвежата» Цель: учить детей ходить на высоких четвереньках, наперегонки. Развивать мышцы спины, ног, ловкость.