Сальная Елена Сергеевна
Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализации «Прогулка в осеннем лесу» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализации (средняя группа)
Тема: ПРОГУЛКА В ЛЕС.
Цель: создание условий для познавательной и речевой активности детей по теме «Прогулка в лес».
Задачи: Побуждать детей к поискам выразительных движений для передачи характерных особенностей зверей. Поощрять импровизацию в сюжете, в ответах и вопросах. Побуждать интерес к импровизации с использованием мимики, жестов.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализации „Прогулка в осеннем лесу“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Театральные постановки, инсценировки, спектакли
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Развивать речевую выразительность. Учить детей чувствовать, понимать и сопоставлять характер музыки с образом животного. Воспитывать любовь к театрально-игровой деятельности.
Материал к занятию: канат (для изображения тропинки, круги (кочки, игрушки из кукольного, пальчикого, настольного театра, атрибутика для старичка - Лесовичка
Музыкальное оформление: шум леса, музыкально – инструментальная народная мелодия.
Ход занятия.
Воспитатель:
Здравствуй, солнышко!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, ветерок, трава!
Здравствуйте, мои друзья!
-Ребята, сегодня к нам пришло очень много гостей, давайте с ними поздороваемся.
В круг скорее становитесь,
И улыбкой поделитесь,
На соседа посмотрите
И ему вы улыбнитесь.
Значит у вас у всех хорошее настроение, вы добрые, вы умные, вы смелые и у нас все получится!
(Вдруг залетает в группу воздушный шарик, а на ниточке прикреплено письмо).
Воспитатель:
-Ребята, к нам прилетел воздушный шарик и к нему прикреплено письмо, что написано в письме, вам хочется узнать?
( Воспитатель открывает конверт и читает письмо: «В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти, интересней приключенья вам, ребята, не найти». Ребятам из группы «Солнышко» детского сада «Елочка».
А еще листик лежит в конверте, наверно из леса, с какого дерева этот листок? (ответы детей)
Воспитатель:
- А кто приглашает, не написано, предлагаю, ребята, пойти в лес и узнать, кто пригласил. Согласны?
Воспитатель:
- Но путь в лес будет очень не простой. Вы готовы, ребята? Тогда –вперед! Сначала нам с вами надо пройти по узенькой тропинке, она очень извилистая. Становитесь длинной змейкой. Будьте осторожны!
А теперь нам надо перепрыгнуть через лужи, перескочить с пенечка на пенечек. А вот и речка. Вам нужно пройти по тоненькой дощечке, смотрите, не упадите в реку.
-Вот мы и в лесу! ( звучит музыка: шум леса).
(вдоль стены расставлены деревья, елочки, пенечки, под деревьями расставлены игрушки из кукольного, пальчикого, настольного театра).
Воспитатель:
По извилистой тропинке мы пришли в осенний лес.
Посмотрите, посмотрите, сколько же вокруг чудес!
Здравствуй, Осень!
Здравствуй, лес!
Мы попали в край чудес!
Как здесь красиво, интересно!
( воспитатель предлагает детям повторить реплику: «Здравствуй, осень! Здравствуй, лес!» - с приветственной интонацией, меняя силу голоса)
(Детей встречает осень (девочка) и приветствует их, читая стихотворение, музыка умолкает).
Воспитатель: - Давайте, ребята, вспомним правила поведения в лесу. Чего нельзя делать в лесу, если вы его друзья? (воспитатель выслушивает ответы детей и показывает картинки подсказки)
-Молодцы!
Дети, вы прошли долгий путь с препятствиями, вам предлагаю отдохнуть, прилягте на осеннюю полянку, закройте глазки и послушайте, как тихо в лесу.
(звучит тихая музыка осеннего леса)
Воспитатель: - Ребята, открывайте глазки, что вы себе представили, слушая музыку? (ответы детей)
-Ребята, а кто же нас пригласил в гости?
-Кто живет в лесу? (ответы детей)
-Я хочу вам подсказать., кто-то еще живет…показываю игрушку Лесовичка. Какой он? (ответы детей). У старичка –Лесовичка много дел в лесу, надо ему помочь, он же маленький.
- Можно, ребята, я буду старичком – Лесовичком?
- Подскажите мне, пожалуйста, как мне в него превратиться?
-Помогите мне, пожалуйста, одеться (дети одевают)
(Воспитатель перевоплощается в старичка –Лесовичка. (старичок –Лесовичок произносит слова, шагая по тропинке.)
-Добрые слова не лень повторять мне целый день.
-Только выйду я из дома, «Добрый день!» - кричу знакомым.
-Здравствуйте, ребята! Добрый день!
-А какие добрые слова вы знаете? (дети называют)
- Молодцы!
Я - старичок – Лесовичок. Живу в лесу. А вы кто такие? Откуда пришли? (дети отвечают).
-Да, да, да это я вас пригласил в гости.
-У меня, для вас, ребята, в мешочке есть лесная загадка (достает открытку и читает) :
Дом со всех сторон открыт, Заходи в волшебный дом,
Он резною крышей крыт. Чудеса увидишь в нем.
Что это? (лес)
Дети, а вы помните, что лес – это дом для кого? (ответы детей)
(Старичок –Лесовичок подзывает детей к себе и предлагает произнести фразу «Су-, су, су-су белку видели в лесу» с различными интонациями: восторженно, испуганно, осторожно (шепотом, чтобы не вспугнуть, вопросительно, утвердительно, можно и индивидуально спросить 2-3 детей)
старичок – Лесовичок:
Все вы знаете, ребята,
Что в лесу живут зверята.
Вот они расселись в ряд,
И глядят все на ребят.
-Дети, посмотрите, какие зверята вас ждут в лесу. Подойдите поближе и посмотрите на них. Из какого театра они к нам пришли? Ребята, посмотрите, кто это? (старичок –Лесовичок берет лисичку).-
- Из какого театра она к нам пришла? (из пальчикового).
Педагог вместе с детьми определяет, из какого театра пришли : медведь, мышка, зайчик, волк, лиса, белка, еж.
Воспитатель:
-А вам бы хотелось поиграть с ними? Но для того, чтобы управлять этими зверушками, нужно потренировать наши руки и пальцы.
Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»
Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибать пальцы в кулачок,
Это лисёнок, это волчонок, начиная с мизинца)
А это спешит, ковыляет спросонок (Вращать большим пальцем)
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
( Упражнение проигрывается два раза: на движение, на интонацию). Воспитатель: А теперь выберете себе любую игрушку и мы поиграем. (Дети берут игрушки и садятся на полянку-коврик).
-Ребята, у каждого зверя есть свой голос. Попробуйте их «оживить», не называя животное, произнесите голосом как они разговаривают, каждый по очереди.
-Поговорим на языке зверей? Кто это у тебя Ксюша? и т д.
(старичок –Лесовичок показывает на ребенка, а тот в свою очередь произносит голосом своего животного).
-Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете язык зверей.
-А скажите, в каких сказках и мультфильмах живут наши животные? ( Дети называют сказки: «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Волк и козлята» и др.)
старичок-Лесовичок:
-А вы знаете стихи про зверей? (индивидуальное чтение 1-2 стиха детьми)
старичок – Лесовичок :
-У всех зверят есть не только свои голоса, но и свой характер, свои повадки, походка.
-Вы, ребята, знаете стихотворение про белку. Расскажите, пожалуйста.
Уронила белка шишку. Под корнями старой ели
Шишка стукнула зайчишку. Размышлял медведь
полдня:
Тот пустился наутек, «Что-то зайцы осмелели!
Чуть не сбил медведя с ног - Нападают на меня! Ой!
Ой! Ой!»
Давайте проиграем эту сценку. (Выбирают участников сценки, они одевают шапочки. старичок –Лесовичок помогает разыграть мини-сценку, проговаривая слова, скорректировать интонацию и движения.
Белка встает на возвышенное место за елкой (стульчик)и «случайно роняет шишку» на спящего под елкой Зайчика. Заяц просыпается в испуге, бросается на утек, наталкивается на медведя, отскакивает в сторону и прячется под елку. Медведь с удивлением разводит лапы в стороны, оглядывается и рычит «Что-то зайцы осмелели! Нападают на меня!».
старичок- Лесовичок: Молодцы, дети! Вы проиграли сценку как настоящие артисты.
-Ребята, в моем мешочке есть волшебная палочка. Стоит мне ею взмахнуть и вы превратитесь в моих друзей – лесных зверей. Сейчас заиграет музыка, вы послушаете, определите по характеру музыки, какое животное и изобразите его, а мы предложим гостям отгадать, назвать его.
Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть!
(Воспитатель заранее подбирает музыку для каждого животного и дает детям послушать ее, чтобы животное соответствовало характеру музыки.
Воспитатель помогает детям наводящими вопросами.
Под музыку дети имитируют движения животных. Гости отгадывают.
старичок – Лесовичок:
-Молодцы, справились с заданием.
-Ребята, а нашем лесу есть веселый оркестр. Послушайте:
Собрались музыканты на осенний лужок.
Приносили музыканты кто сопелку, кто рожок.
Если в бубен бьет медведь, бубну как не зазвенеть?
А комар забьет в него, не услышишь ничего.
Волк забрался на скамейку, в лапы взял свою жалейку.
Чтобы стало веселей, сил, жалейка, не жалей.
Захотелось даже зайке поиграть на балалайке.
Заиграл, и в тот же час все в лесу пустились в пляс.
(Дети встают в линеечку).
старичок – Лесовичок: -Вы будете -оркестр, я – дирижер. Я взмахну палочкой, и «заиграет» оркестр, а вы на слух определите, какие инструменты играют и изобразите их.
(включается инструментальная народная музыка, дети играют на музыкальных инструментах)
старичок – Лесовичок:
Все умолкли инструменты, и тогда со всех сторон
Раздались аплодисменты! Музыканты, на поклон!
(Дети выходят и кланяются.)
старичок – Лесовичок:
-Какие вы фантазеры, вы слушали музыку и правильно сыграли на воображаемых музыкальных инструментах. Молодцы!
-Палочкой сейчас взмахну и ребят опять верну.
-Наша прогулка подошла к концу, хочу угостить вас грибочками, которые я собрал лесу. Спасибо вам за приятное знакомство. Мне ребята, вновь надо превратиться в воспитателя. Вы поможете мне?
(старичок –Лесовичок дает детям корзинку и просит детей раздеть его)
-Нам, ребята, пора возвращаться в детский сад.
-Вам понравилась прогулка?
-Что больше всего понравилось?