Наталья Пьянькова
Конспект СОД с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с элементами театрализации «Сказочный театр»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект СОД с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с элементами театрализации
Тема: «Сказочный театр».
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Разработала и провела: воспитатель 1 категории Пьянькова Н. А.
Публикация «Конспект СОД с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с элементами театрализации „Сказочный театр“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Участники: дети, педагог.
Приглашенные: родители воспитанников.
Цель: Формирование навыков связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
Воспитательные:
1. Вызвать эмоциональный отклик у детей от общения со сказкой.
2. Воспитывать интерес, сопереживание к героям знакомых сказок.
3. Воспитывать активность, инициативность.
Развивающие:
1. Развивать навыки связной речи, умение высказываться полными, развернутыми предложениями.
2. Способствовать развитию диалогической речи.
3. Развивать у детей умение разыгрывать сцену из знакомой сказки.
4. Развивать эмоциональную сферу детей.
Образовательные:
1. Закреплять умение детей строить связные высказывания из 4-5 предложений.
2. Активизировать словарь детей, использовать в речи понятия: «мимика», «жест», «эмоция», «трагедия», «комедия».
3. Закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки.
4. Учить детей составлять загадки и отгадывать их.
5. Дать детям представление о профессии актера театра.
6. Привлекать детей к участию в инсценировке отрывка из знакомой сказки.
Предварительная работа: чтение русских народных и авторских сказок («Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Золушка», «Красная шапочка», «Цветик-семицветик»); составление рассказов по иллюстрациям из сказок; дидактические игры: «Угадай сказку», «Я начну, а ты продолжи», «Из какой сказки?»; театрализованные игры: «Расскажи сказку руками», «Покажи сказочного героя»; игра-пантомима «Цветок»; рисование «Герои любимых сказок»; инсценировка отрывков из знакомых сказок.
Активизация словаря: «эмоции», «мимика», «жесты», «трагедия», «комедия».
Методы и приемы: игровая ситуация, сюрпризный момент, беседа «Какие бывают сказки?», вопросы к детям, дидактические, театрализованные игры, игра-пантомима, художественное слово, творческое задание.
Индивидуальная работа: с Кириллом П., Арсением В., Артемом С., Тимуром Г.
Оборудование и материалы: сундучок, карточки с заданиями, кубик с изображением разных эмоций, книга со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик», цветок из картона с семью лепестками, накидка и платок для роли бабушки, медали для детей «Знаток сказок».
Ход образовательной деятельности:
Вступительная часть (организационный момент):
Воспитатель и дети встают в круг.
Восп. : - Ребята, давайте поздороваемся, поприветствуем новый день, друг друга и наших гостей.
Дети: - Здравствуйте!
Воспитатель и дети проговаривают слова приветствия «Я здороваюсь везде», которые сопровождаются движениями:
Я здороваюсь везде: в доме и на улице!
Даже «здравствуй» говорю я соседской курице.
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй легкий ветерок,
Здравствуй маленький дубок!
Здравствуй утро, здравствуй день,
Мне здороваться не лень!
Мотивационный момент (введение в игровую ситуацию):
Восп. : - Ребята, и взрослые, и дети очень любят сказки. Вы согласны?
(Ответы детей).
- Например, моя любимая сказка «Волшебник изумрудного города» А. Волкова. А у вас? (Ответы детей).
Восп. : - В мире много сказок, грустных и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них. Ребята, а где можно встретить сказку?
Дети: - В мультиках, в кино, в книгах, в театре.
Восп. : - А кто показывает сказки в театре?
Дети: - Актеры, артисты.
Восп. : - А вы хотели бы стать актерами и сами показывать сказки?
Дети: - Да.
Восп. : - А как вы думаете, ребята, что для этого нужно? (Ответы детей).
Восп. : - Чтобы стать артистами, нужно многое уметь и много трудиться, а именно, уметь правильно и понятно говорить, хорошо двигаться, показывать разные эмоции, мимикой и жестами изображать разных героев. Давайте вспомним, что такое «эмоции», «мимика» и «жесты»? (Ответы детей).
- Ребята, ну что вы готовы стать артистами? Вы думаете, что справитесь?
Дети: - Да, справимся!
Восп. : - Хорошо, вижу, что вы уверены в своих силах. Сейчас мы это проверим. Итак, начинаем! Повторяйте за мной заклинание: «Один, два, три, театр в гости приходи!» (Дети повторяют 3 раза: тихо, погромче, громко).
Основная часть:
Сюрпризный момент:
Восп. : - Ребята, когда я гуляла в воскресенье со своей дочкой около Театра юного зрителя, то встретила знакомого актера из этого театра. Я очень удивилась и обрадовалась, когда он передал для ребят из нашей группы красивый сундучок и сказал, что актерам кукольного театра понравились зрители из 75 детского сада (что они были хорошими зрителями, соблюдали правила поведения в театре, внимательно и с интересом слушали рассказ экскурсовода). Так вот, ребята, чтобы стать артистами, нам нужно выполнить задания, которые нам передали из театра в волшебном сундучке. Воспитатель достает сундук, открывает его.
Задание 1.
Восп. : - А в первом задании ребята, актеры из театра нам прислали вопросы:
1. Скажите, пожалуйста, ребята, какие сказки бывают? На какие группы их можно разделить? (Народные, авторские).
2. Какие народные сказки вы знаете? Кто их написал? («Три медведя», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Царевна-лягушка»).
3. Какие авторские сказки вы знаете? («Золотой ключик» А. Толстого, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, «Цветик-семицветик» В. Катаева).
4. Ребята, чем отличается сказка от рассказа? О каких событиях рассказывается в сказках? (О волшебных, которых не бывает на самом деле).
Ответы детей должны быть полными, развернутыми. После ответов можно попросить одного ребенка составить небольшой связный рассказ по вопросам.
Восп. : - Ребята, я очень рада, что вы ответили на все вопросы правильно. Вы сделали первый шаг для того, чтобы стать актерами, так как люди этой профессии должны много читать и знать разные сказки.
Задание 2. Дидактическая речевая игра «Вспомни сказочные слова»
Восп. : - Ребята, в этом задании вас просят вспомнить, какие слова говорили герои из разных сказок? Слушайте внимательно!
1. С помощью каких слов можно было сварить вкусную кашу в горшочке?
(«Раз, два, три, горшочек вари!»).
2. Какие слова велела Емеле произносить щука?
(«По щучьему велению, по моему хотению!»)
3. Какие слова говорила, глядя в волшебное зеркальце, царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?
(«Свет мой, зеркальце, скажи! Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»)
4. О чем предупредила добрая Фея Золушку перед отправлением на бал?
(«Только помни, в полночь карета вновь станет тыквой, лошади - мышами, а твое красивое платье превратится в лохмотья»).
5. Какие слова нужно было произносить девочке в сказке «Цветик-семицветик»? («Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!»)
(Ответы детей).
Восп. : - Ребята, ваши правильные ответы говорят о том, что вы внимательно слушаете сказки, и у вас хорошая память. А хорошая память просто необходима актерам, потому что им нужно запоминать много текста. Молодцы, ребята! Второй шаг к цели сделан! Смотрим, какие еще задания нас ждут в волшебном сундучке?
Задание 3. Игра «Изобрази эмоцию»
Воспитатель просит детей встать в свободном порядке и посмотреть на него.
Восп. : - Ребята, давным-давно, когда зарождалось театральное искусство, актеры надевали на лица разные маски. Когда они исполняли грустную пьесу- трагедию, они одевали грустные, хмурые маски. Если на сцене разыгрывалась веселая пьеса - комедия, актеры одевали веселые, улыбающиеся маски. Вот задание: попробуйте изобразить разные настроения при помощи мимики - выражения нашего лица.
Дети по очереди кидают кубик с изображением разных эмоций и показывают ту эмоцию, которая выпала на кубике: грусть, радость, удивление, страх, восторг, счастье.
Воспитатель обращает внимание на детей, у которых соответствующая мимика на лице отсутствует, предлагает изобразить нужную эмоцию, глядя на педагога и повторяя за ним. Можно рассказать историю, соответствующую изображению на кубике.
Восп. : - Ребята, у вас очень хорошо получается. Мимические навыки нужны актерам, чтобы быстро перевоплощаться на сцене. И с этим заданием вы справились! Я вами очень довольна!
Задание 4. Дидактическая игра "Составь загадку"
Восп. : - Ребята, в этом задании вам предлагают составить загадку, небольшой рассказ из 3-4 предложений о своей любимой сказке или сказочном герое, конечно же, не озвучивая название сказки и имени сказочного героя. Например. Этот герой из авторской сказки. Он сделан из дерева. У него длинный нос, который он постоянно куда-то засовывает. Он веселый, смешной, смелый, не любит учиться. А очень любит посещать театр кукол.
(Буратино). Воспитатель предлагает 4-5 детям составить свои загадки. Остальные дети отгадывают.
- Да ребята, это трудное задание. Актеру нужно тренироваться постоянно, придумывать разные истории, развивать фантазию и воображение. Очень здорово, что вы попробовали свои силы и в этом задании.
Восп. : - Я предлагаю вам немного отдохнуть и расслабиться. Проводится игра - пантомима на расслабление мышц «Цветок»:
- Теплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.
Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднять голову, распрямить корпус, руки развести в стороны, затем поднять вверх - цветок расцвел; голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать ее.
Мимика: глаза полузакрыты, мышцы лица расслаблены.
Задание 5. Игра-инсценировка по сказке «Цветик-семицветик»
Восп. : - Ну что ж, ребята, в сундуке осталось последнее задание. Послушайте отрывок из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»:
«…Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит - место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала.
Вдруг откуда ни возьмись - старушка.
- Девочка, девочка, почему ты плачешь?
Женя старушке все и рассказала.
Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:
- Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется - цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит.
С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.
- Этот цветик, - сказала старушка, - не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.
Девочка вежливо поблагодарила старушку…»
- А задание, ребята, такое: нужно разыграть отрывок из сказки по ролям. Кто из вас попробует? Попросим девочек.
Девочка, которая играет роль старушки, надевает накидку и платок, берет в руку цветок. Дети разыгрывают сценку. Воспитатель подсказывает, если дети забывают текст.
Когда сценка заканчивается, дети-зрители аплодируют.
Заключительная часть:
Восп. : - Ребята, вы выполнили все задания из сундучка. Педагог подводит итог занятия. Вопросы к детям:
1. Кем вы хотели сегодня стать? (Актерами, артистами).
2. Что должны уметь артисты? (правильно говорить, хорошо двигаться, иметь хорошую память, изображать эмоции, играть разные роли).
3. У вас сегодня получилось быть артистами? (Да). Почему вы так считаете?
4. Какое задание было для вас самым сложным? Какое задание не вызвало затруднений? (Ответы детей).
Восп. : - Ребята, несмотря на то, что задания сегодня были сложными, вы с ними справились. Я очень этому рада! За то, что вы сегодня постарались, потрудились и все задания выполнили, вас ждет награда.
Воспитатель раздает детям медальки «Знаток сказок».
- Актеры театра юного зрителя приглашают вас в театр и очень ждут на своих представлениях.
Воспитатель и дети прощаются с гостями.