Ольга Борбонова
Программно-методические и дидактические материалы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Программно-методические и дидактические материалы
В современном дошкольном учебном процессе воспитатель по отношению к детям перестает быть источником информации, а становиться организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действиям. Именно поэтому важное место в своей работе отвожу развитию самостоятельности детей. На занятиях стараюсь, так чтобы дети самостоятельно продолжили усвоение полученной знаний, не стоит мешать ребенку идти к самому себе. Но самое важное в работе с детьми – создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Когда я говорю «путь к себе» - это путь к тому, чтобы все было разное и какое угодно. Пусть будет разнообразие, но при общем для всех начале.
Публикация «Программно-методические и дидактические материалы в ДОУ» размещена в разделах
Для реализации поставленных целей в своей работе опираюсь на теоретические основы психолого-педагогических теорий Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталова, Л. С. Выготского, Е. Н. Ильина, Д. Б. Эльконина. Основной теорией, на которой основывается моя педагогическая деятельность, является технология педагогического сотрудничества. Основными целевыми ориентациями данной технологии являются:
• переход от педагогики требования к педагогике отношений;
• гуманно-личностный подход к ребенку;
• единство обучения и воспитания.
Выстраиваю учебный процесс в рамках личностно - ориентированного обучения. Так как оно предполагает осознанную ориентацию учителя на личность ребенка, что является условием его развития. Следовательно, моя позиция предполагает:
1. оптимистический подход к ребенку и его будущему, стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать это развитие;
2. отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию, при этом ещё проявлять и активность;
3. опора на личностный смысл и интересы (социальные и познавательные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
На занятиях бурятского языка на обсуждение выносятся проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения. Для выполнения поставленных задач использую проблемные методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, метод проблемного изложения. При таком обучении дети лучше усваивают материал, так как они проходят через все этапы исследования, с помощью воспитателя делают открытие.
Сегодня под проблемным обучением понимается учебное занятие, которое предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность детей, в результате происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле, она создается с помощью действий, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные признаки объекта познания, и формирует у детей следующие компетенции: учебно-познавательную, коммуникативную, социокультурную и информационную.
Решая задачи, связанные с развитием речи детей, на занятиях бурятского языка систематически обращаюсь к работе с текстом, его комплексному анализу. В работе с текстовыми упражнениями придерживаюсь следующих условий: текст должен иметь воспитывающий-познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно - эстетические качества личности ребенка, совершенствовать его знания о мире и своим содержанием поддерживать интерес к бурятскому языку. Комплексный анализ текста способствует систематизации знаний, преемственности в обучении, дает возможность повторить ранее изученный материал. При этом задания не только проверяют теоретическую грамотность ребенка, но и призваны стимулировать мыслительную деятельность, образное мышление. В своей работе комплексный анализ текста применяю как средство речевого развития дошкольников, способ контроля знаний и подготовки по итоговому занятию.
Но самым главным на занятии бурятского языка считаю развитие речи и воспитание личности, способной отстаивать свое мнение. Поэтому больше внимания стараюсь уделять диспуту, который начинается с постановки проблемного вопроса педагогом.
Занятие-диспут, занятие-дискуссия – наиболее развернутые формы самостоятельной деятельности детей, наиболее яркое проявление технологии проблемного обучения, где формируются коммуникативная, учебно-познавательная компетенции. Такие занятия являются одной из важных форм активизации учащихся посредством поднятия интереса к обучению, как учебному предмету, развивают устную речь, стимулируют творческую самостоятельность.
По этой же причине я применяю в своей работе следующие методы: метод проектов, метод глубокого ситуативного анализа, исследовательский метод, метод ролевой игры. Само применение данных методик помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека. Применение вышеперечисленных методик помогает создать на уроке атмосферу взаимопонимания.
Для подготовки детей на занятиях применяю тестовые материалы, карточки с заданиями, провожу проверочные работы по диагностике. Такая форма работы помогает детям в дальнейшем успешно пройти диагностическое обследование по бурятскому языку.
Но независимо от того, по какой схеме построено занятие, к какому типу относится – главное для меня, чтобы эти занятия были занятиями – сотрудничества, где все понимают, когда каждый ребенок чувствует, что он способен справиться с заданием учителя-воспитателя. Атмосфера успеха очень важна для любого занятия, особенно для занятия, цель которых есть подтолкнуть и направить детей на собственное творчество, на развитие собственной мысли, на формирование общечеловеческих ценностей.
Также в моей работе практикуется проведение нестандартных форм занятий с применением компьютерных презентаций. Мною накоплена уже достаточно большая коллекция презентаций к занятиям. Кроме этого, в своей работе я использую материалы и других цифровых образовательных ресурсов, имеется собственная коллекция дисков, содержащих дополнительную информацию к занятиям.
Например: сказка как один из элементов культуры способствует приобщению дошкольников к историческому опыту бурятского и русского народов. Богатый фонд сказок создан благодаря усилиям нескольких поколений собирателей, среди которых были – декабрист Н. А. Бестужев, русские ученые филологи Г. Н. Потанин и А. Р. Руднев, известные бурятские ученые Ц. Жамцарано, Б. Барадин, М. Н. Хангалов, писатели, ученые, учителя – Х. Н. Намсараев, А. И. Шадаев, А. Тороев, С. П. Балдаев и др. Исследования бурятских ученых-фольклористов Е. В. Баранниковой, С. С. Бардахановой, В. Ш. Гунгарова, Б-Х. Б. Цыбиковой позволяют выявить основные жанры, структурные особенности, сюжетный состав бурятских сказок, изобразительно-выразительные средства, которые могут эффективно использоваться в развитии речи дошкольников. Органичное вплетение в сюжеты сказок образцов малых жанров фольклора (пословиц, поговорок, загадок, благопожеланий, парных слов) придают им неповторимый национальный колорит, способствуют углублению идейного содержания сказки. Постигая смысл пословиц «Хн болохо багаhаа, хлэг болохо унаганhаа» (Человека видать с ребенка, скакуна с жеребенка) : загадок «Тэнгэридэ тэмээн нбэ» (По небу верблюд кочует) : благопожеланий «Ута наhа наhалжа, удаан жаргал эдлээрэйт» (Желаю вам долгой жизни и большого счастья, комментируя их содержание, дети овладевают речевыми навыками и умениями, усваивают обычаи и традиции, морально-нравственные принципы бурятского народа.
Современный педагог имеет возможность пользоваться всеми информационными ресурсами исходя из своих потребностей, целей и этапов конкретного занятия. Диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности педагога. Применение информационных технологий в преподавании бурятского языка не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современных дошколят к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы. Успешность любой педагогической технологии зависит от личности педагога и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.
Технологии мультимедиа и Интернета получили широкое распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их в качестве средства обучения, в том числе и обучения бурятскому языку. Информационные технологии позволяют любому педагогу добиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических средств. Презентация хороша для анонсирования новой темы.
Информационно-обучающие программы более сложны в исполнении. Это может быть презентация или слайд с материалами занятия, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари, по предмету или на электронные библиотеки.
Тестирующие программы как способ контроля очень широко распространены в современном дошкольном учреждении: это варианты от простых карточек с рисунками до сложных многоуровневых программ. С помощью программного обеспечения педагог может разработать различные материалы. Это могут быть карточки с заданиями, тесты, опорные конспекты, схемы и т. д.
Для развития познавательного интереса большую роль играет фольклорная работа по предмету, которая, сочетаясь по учебной программе, ведет к общей образовательной цели. Провожу игры, мини-концерты, праздники «Сагаалган», смотры-конкурсы, викторины и другие познавательные мероприятия. Вместе с родителями и администрацией детского сада сшили бурятские костюмы. Такая работа также создает условия для формирования творческих умений.
Акцентирую внимание на практическую направленность обучения бурятскому языку. В зависимости от темы и цели программного содержания стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия: уроки-соревнования, викторины, итоговые занятия. Они способствуют творческому осмыслению материала, воспитанию самостоятельности детей в овладении знаниями, формированию навыков монологической и диалогической речи. На занятиях-соревнованиях или викторинах осуществляю групповую работу, что способствует воспитанию коллективизма, создаются условия для раскрытия и проявления индивидуальных особенностей детей. Также, на таком занятии создается атмосфера сотрудничества ребенок-дети, а участие консультантов и подсказок на этапе проверки обеспечивает сотрудничество педагог – дети.
При этом использую формы работы: индивидуальную, работу в парах, в группах, фронтальную, самостоятельную, работу со схемами, опорными сигнальными карточками, с учебниками. Также использую интерактивные технологии, начинаю с работы в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре дети могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденный материал. Это позволяет разнообразить занятия, создать ситуацию успеха, мотивировать детей на добывание знаний. Наличие эффективных форм работы, индивидуальный подход к детям приводят к успешности обучения бурятскому языку.
Таким образом, современные педагогические технологии, используемые на моих занятиях, помогают достичь поставленных целей обучения.
Проблемное обучение позволяет всесторонне и гармонически развивать ребёнка; технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость. Развитие исследовательских навыков позволяет развивать эти навыки в процессе обучения с последующей презентацией слайдов и докладов. Проектные методы позволяют перейти на уровень социально-значимых результатов; технология «Диспут» развивает навыки публичного выступления. Обучение в сотрудничестве развивает взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Использование проектной технологии повышает интерес детей к изучению предмета, способствует развитию творческих способностей детей путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (приобщение к фольклору, развитие любознательности, расширение кругозора, критического мышления, помогает детям приобрести навыки работы с большим объемом информации, исследовательские умения (видеть проблему и наметить пути ее решения, коммуникативные умения (работа с подгруппами). В результате обучения с использованием проектной технологии повышается мыслительная деятельность детей, обеспечивается овладение детьми знаниями, умениями и навыками по изучаемому предмету.
Для взаимодействия с детьми на занятиях и вне их, обеспечения сотрудничества обучающихся на занятиях я стараюсь создавать атмосферу доверия, взаимного уважения между воспитателем и учеником, вовлекать детей в активную самостоятельную деятельность. На своих занятиях я применяю приёмы включения всех детей в активную мыслительную деятельность. Стараюсь тщательно продумывать занятия, чётко ставить цели и задачи, правильно использовать средства обучения, ориентируя детей на приобретение знаний по теме, определяя воспитательную направленность занятия.
Добиваюсь, чтобы для моих занятий были характерны принципы научности, высокая плотность содержания, активизация деятельности детей. Ребятам предоставляю возможность для самовыражения. Диалогическая и монологическая речь детей по теоретическим вопросам чередуется с разными видами практической работы.
Я считаю, что уровень познавательной деятельности детей на моих занятиях выше среднего. Для развития интереса использую следующие виды работ: применение учебных пособий, раздаточные материалы, карточки с заданиями разнообразных тестов, которые наиболее трудных слов и т. д. ; использование на занятии компьютеров; проектная деятельность.
Чтобы удовлетворить образовательные потребности отдельных воспитанников с отличающимися возможностями и склонностями, необходимо вовлекать детей в различные творческие конкурсы: смотры-конкурсы, познавательные игры, конкурсы чтецов, и др. Наши творческие проекты: «Портфолио дошкольников в которой отведена страничка для отметки успехов в изучении бурятского языка, «Край родной люби и знай», «Здоровый образ жизни, в который включены «Эрын гурбан наадан», а так же традиции и обычаи бурятского народа. В целях создания условий, обеспечивающих выявление и развитие детей и реализацию их познавательных возможностей, мною разработана рабочая программа, основанная на принципах развивающего и воспитывающего обучения, индивидуализации и дифференциации обучения, учёта возрастных возможностей. Результатом внедрения этой рабочей программы является позитивная динамика участия обучающихся в конкурсах творческих работ.
Много внимания уделяю работе с родителями и считаю, что с ними обязательно нужно проводить совместные мероприятия. Это работа вошла в мою практику: проведения праздников «Сагаалган», открытые занятия, день открытых дверей, родительские собрания. В результате такой работы складывается позитивное отношение их к детскому саду, улучшается контакт с родителями.