МААМ-картинки

Программа сотрудничества детского сада и родителями младшей группы в соответствии с ФГОС

Оксана Жданюк
Программа сотрудничества детского сада и родителями младшей группы в соответствии с ФГОС

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка.

Публикация «Программа сотрудничества детского сада и родителями младшей группы в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Семья — это где дети рождаются, воспитываются, живут, это то место где ребенка воспринимают таким, какой он есть. В семье родители — образцы для подражания. В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» основной задачей, стоящей перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями :

«Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 44, п. 1.

«На основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС ДО, п. 3. 2. 1)

Задача Детского сада - повернуться лицом к семье, оказать педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.

Актуальность программы

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на смену термину «работа с семьей» пришел термин «взаимодействие с семьей», который предполагает сотрудничество на равных с учетом мнения и возможностей обеих сторон в совместной деятельности, направленной на развитие ребенка. Взаимодействие характеризуется доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, воспитательную, контролирующую и др. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.

Взаимодействие - представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Сотрудничество - это общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

При поступлении в учреждение дошкольного образования все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

Также наибольшее внимание уделяется кризису трех лет - переход от раннего к дошкольному детству. В психологии считают этот период переломным и по мнению большинства исследователей, имеет отличительные характеристики процесса психического развития (наличие резких изменений в психике, обострение противоречий, негативных характер развития и т. д.).

Переживание кризиса трех лет является сложным не только для самого ребенка, но и для окружающих его взрослых: родителей, педагогов, которым важно выбрать правильные стратегии воспитани. В период кризиса детей трех лет взаимодействия детского сада и семьи приобретает особую актуальность. Семья являет собой важнейший институт общества, микрогруппу, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Соответственно, проблема построения отношений сотрудничества детского сада и семьи приобретает новые смыслы и грани, когда маленький ребенок особо остро нуждается в участии и внимании со стороны взрослых. В психолого-педагогической литературе особо подчеркивается необходимость создания единого пространства развития ребенка в раннем возрасте. Сознавая важность данной задачи, педагогические коллективы детских садов должны уделять большое внимание организации взаимодействия с семьей.

При взаимодействии учитывается дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи есть свои традиции, социальная и личностная специфика, свои проблемы. В этой связи актуализируется использование индивидуальных форм взаимодействия с родителями.

Период кризиса трех лет отражается на жизни ребенка как в семье так и на процессе его пребывания в детском саду. При этом возникает ряд трудностей по налаживанию системы одинаковых требований к ребенку родителей и педагогов. Совместная работа педагогов и психологов с родителями должна крепнуть и развиваться в процессе дальнейшего знакомства и установления более тесного контакта. Для того, чтобы сотрудничество крепло, необходимо систематически проводить работу с родителями, находить наиболее эффективные формы и методы взаимодействия с целью повышения мотивации к совместной деятельности и установления деловых партнерских отношений, что обуславливает актуальность темы курсовой работы.

Однако, зачастую, даже опытному педагогу, с большим трудом удаётся рационально составить планирование работы с семьями, разработать и реализовать интересные, содержательные мероприятия для детей и родителей, наладить контакт с семьями.

Программа разработана на основе программы дошкольного образовательного учреждения; примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014., Стратегией развития ДОУ на 2018-2023гг. и нормативными документами:

Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ. (с изменениями и дополнениями, действующими на 01.09.2021).

Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28.(вступили в действие с 1 января 2021 года)

Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО). (с учетом изменений на 27.08.2015г.)

Устав МБДОУ.

Образовательная программа ДОУ.

Основные направления и задачи сотрудничества

Целью программы является - объединение усилий семьи и детского сада для воспитания и развития дошкольника.

Задачи:

1. распространить педагогические знания среди родителей;

2. оказать практическую помощь в воспитании детей;

3. способствовать активному участию родителей в жизнедеятельности ребёнка в детском саду;

4. привлечь родителей к пропаганде положительного опыта семейного воспитания.

Основными исполнителями реализации программы являются воспитатели группы администрация и специалисты ДОУ.

Содержание программы представлено двумя блоками:

1. «Педагогическое просвещение родителей». Воспитатели группы изучают специфику семейного воспитания, уровень педагогической культуры родителей, составляют социально-демографический паспорт семей, анализируют полученные данные, а затем организуют общесадовские и групповые родительские собрания, устные и письменные консультации в родительском уголке, мастер-классы.

2. «Включение родителей в деятельность группы и ДОУ». Воспитатели группы совместно с музыкальным работником организуют и проводят: проекты, практические занятия, конкурсы, совместные развлечения, творческие домашние задания и др.

1.2. Основные принципы построения программы

Основные принципы построения программы, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка

1. Принцип преемственности, согласованных действий.

2. Принцип организующей роли педагогов.

3. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.

4. Принцип открытости.

5. Принцип индивидуального подхода к каждой семье.

6. Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.

7. Принцип обратной связи.

Этапы (ступени) и способы реализации концептуальных положений

1 ступень - адаптационная «Предлагаем познакомиться».

Задача данной ступени: сформировать такие стереотипы поведения ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни, т. е. в условия детского сада. Первая ступень включает в себя консультацию родителей, о том, как нужно осторожно, постепенно вводить ребенка в новые условия. Их организует и заведующая ДОУ и медсестра, к которым, как правило, приходят родители впервые с путёвкой в детский сад. По проблеме адаптации ребенка к условиям ДОУ организуется общее собрание для родителей готовящихся в ближайшие месяцы привести ребёнка в детский сад. Когда ребёнок начал посещать детский сад, воспитатели создают благоприятную атмосферу для жизнедеятельности детей, постоянно поддерживают личный контакт с родителями, обмениваются информацией.

Результатом 1 ступени является доверительное отношение родителей к воспитателям группы : родители не скрывают своих волнений по поводу адаптации ребёнка к новым условиям, адекватно реагируют на рекомендации воспитателей группы, прилагают усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач воспитания ребёнка. Продолжается работа по формированию навыков самостоятельности ребенка в самообслуживании. Для реализации 1 ступени отводится до 3 месяцев.

2 ступень взаимодействия «Давайте дружить и помогать друг другу»

Задача этой ступени: объединить усилия семьи и детского сада в совместных действиях по воспитанию, обучению, коррекции уровня развития; раскрыть возможности совместной работы. Опорой во взаимодействии семьи и воспитателя на данном этапе является дифференцированный подход к каждой семье.

В установлении контактов важно исследовать психолого-педагогическую грамотность родителей; отношение родителей к источникам информации; динамику в детско-родительских отношениях; а также выявить семейные ценности; знать, чего хотят родители от детского сада для себя и своего ребенка, какие формы сотрудничества предпочитают. Помощь в установлении контактов оказывает, в том числе и анкетирование.

Тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей дает возможность целенаправленно взаимодействовать, выбирать оптимальные варианты сотрудничества.

На первый план содержательной части второй ступени взаимодействия выступает консультационная помощь семье: «Добрые советы воспитателя», «Школа Айболита» и родительские собрания, которые носят просветительскую направленность. Письменные консультации размещаются в приёмной группы в привлекательно оформленном «Родительском уголке». Их рекомендуется оформлять крупным шрифтом (18, для удобного прочтения родителями и сменять их не реже 1 раза в месяц.

Для родителей, озабоченных одной и той же проблемой воспитания малыша эффективнее подгрупповая консультация, которая наряду с советами специалиста, дает возможность поделиться опытом семейного воспитания, подружиться родителям, семьям.

Положительно воспринимаются родителями практические семинары, позволяющие родителям научиться решать самостоятельно проблемные ситуации, возникающие в общении с ребенком, поделиться опытом, научиться практическим умениям и навыкам лепки, конструирования, организации игр, интересных сюрпризов. А это дает возможность в домашней обстановке интересно проводить досуг со своим ребенком, примером тому служит семинар – практикум «День рождения – праздник детства

В развитии детско-родительских отношений играет роль и совместное участие детей и взрослых в создании мини-музея в групповой комнате, экспозициями которого являются семейные коллекции; трудовой десант, например «Постройка снежного городка», в котором принимают участие и дети, и взрослые. В детском саду организуются фотовыставки, конкурсы совместного родителей с ребёнком творчества. Родители всегда желанные гости на детских утренниках. Воспитатели мастерят с детьми подарки для родных и близких к праздникам: «День матери», «23 февраля», «8 марта» и проводят беседы с детьми о ценностном отношении к семейной жизни, о роли матери и отца в семье, об уважительных, тёплых отношениях всех членов семьи друг к другу, о мудрости и опыте старшего поколения, о том, что когда дети вырастут, то создадут свою семью.

3 ступень «Детский сад и семья – единое пространство детства»

Эта ступень заключительная, она определяет, сложилось ли родительско - педагогическое сообщество, которое направляет свою деятельность на развитие ребенка. Форма взаимодействия семьи и детского сада наполняется новым содержанием, а именно: родители становятся участниками педагогического процесса, они «введены» во внутрь этого процесса. Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

1.4. Предполагаемый результат:

Семьи имеют возможность получать квалифицированную консультативную помощь педагогов в области дошкольного воспитания и образования. Родители проявляли себя сторонниками создания и поддержания единых требований с дошкольным учреждением к воспитанию и образованию дошкольников.

Положительно эмоционально окрашенное общение воспитателей и родителей в присутствии детей, обеспечивают лёгкое расставание с мамой утром в период адаптации и комфортное пребывание каждого воспитанника в детском саду.

Одним из положительных моментов отмечена технологичность программы, возможность реализовывать ее в любом дошкольном образовательном учреждении. Кроме этого, программа открыта к дополнениям и изменениям.

2. Содержательный раздел

Реализация программы рассчитана для работы с родителями, воспитывающих детей в возрасте от 2 до 4 лет. Рассчитана на период с 01.09.2021по 31.08.2022 гг. Содержание программы реализуется поэтапно, через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад.

2.1. Направления по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ.

1. Информационно – аналитическое: изучение семьи ребенка, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с ее членами для согласования воспитательного воздействия на ребенка (формы работы- анкетирование, опрос, беседа - для изучения статуса семьи, выяснение условий воспитания и воспитательно-педагогических потребностей родителей).

2. Познавательные: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, обучение родителей методами и приемами взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетенции.

3. Наглядно – информационные: информирование родителей о предстоящей деятельности детей, о результатах работы, педагогическое просвещение родителей (оформление стендов, папок-передвижек; памяток, буклетов проведение консультаций).

4. Досуговые: совместные мероприятия с родителями для укрепления чувства взаимопомощи, уважения и поддержки друг друга, как между детьми, так и между родителями и воспитателями (утренники, праздники, спортивные досуги, выставки, участие в конкурсах)

2.2. Основные формы реализации программы

Традиционные формы взаимодействия

• Беседы

• Оформление папок-передвижек и стендов

• Дни открытых дверей

• Выставки совместных работ

• Консультации

Родительские собрания

• Совместные праздники и развлечения

• Брошюры, листовки и буклеты

Инновационные

Электронная приемная по обращению родителей.

• Проектная деятельность («Центр воды и песка», «Огород на подоконнике»).

• Участие в муниципальных, региональных, во Всероссийских и Международных конкурсах детского творчества

2.3. Этапы реализации программы

Первый этап – подготовительный

Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

Задачи данного этапа:

1. Анализ семейного социума для определения путей сотрудничества.

2. Установить индивидуальные контакты с каждой семьей ее членами для определения направлений взаимодействия.

Второй этап – практический

Цель - реализация программы сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

Задачи данного этапа:

1. Активизировать и обогатить знания родителей в вопросах воспитания дошкольников.

2. Поддержать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, помочь им осознать воспитательную роль в семье, определить характер взаимоотношений с ребенком.

Третий этап – заключительный

Цель – подведение итогов.

Задачи данного этапа:

1. Провести анализ проделанной работы.

2. Определить эффективность, целесообразность, перспективы дальнейшего сотрудничества с семьями воспитанников.

3. Представить опыт работы педагогов с родителями на педагогическом совете ДОУ и на городском методическом объединении в 2021-2022 учебный год.

Значимость программы

Семья является социальным институтом воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В семье дети получают первый опыт познания окружающего мира, учатся общаться. Поэтому приоритетность поддержки семейного воспитания, психолого-педагогического сопровождения семьи было и будет актуально на протяжении всего пути развития общества.

Используемая литература:

1. Выготский Л. С. Психология [Текст] /Л. С. Выготский. -М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с

2. Давыдова, О. И., Богословец, Л. Г., Майер, А. А. Работа с родителями в детском саду : Этнопедагогический подход. [Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г. Богословец, А. А. Майер. - М. :ТЦ Сфера, 2005. – 144с.

3. Зацепина М. В. Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада : программа и методические рекомендации [Текст] /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. –М. : ЛитРес, 2006. – 220с.

4. Кризис трех лет: возрастная психология [Электронный ресурс] – URL : https://pups.su/psihologiya/krizis-3-goda.html (дата обращения 27.09.2018)

5. Кризис трех лет: причины, симптомы, диагностика, советы родителям [Электронный ресурс] – URL : https://mystroimmir.ru/psihologiya/ detskaya/krizis-3-let.html (дата обращения 20.09.2018)

6., О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. [Текст] / О. В. Солодянкина. - М. : АРКТИ, 2004. - 80с.

7. "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования" / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 304 с.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (вступает в силу с 1 сентября 2013 года). – Новосибирск: Норматика, 2013.- 128 с. - (Кодексы, Законы, Нормы)

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

Публикации по теме:

Создание развивающей среды на летнем участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы)Создание развивающей среды на летнем участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы) У наших родителей золотые руки! Нашим родителям не до скуки: В цветнике красоту наводили, Красивые цветы посадили. Прохожих работой своей.

Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДОФормы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО разработан.

План сотрудничества с родителями первой младшей группы на 2016–2017 учебный год Сентябрь Анкеты знакомств «Анкета для родителей детей, вновь поступающих в ДОО», "Адаптация ребенка в условиях дошкольной организации".

План сотрудничества с родителями младшей группы на 2020–2021 СЕНТЯБРЬ Коллективные: 1. Родительское собрание «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет». 2. Консультация «Режим и его.

Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы)Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы) Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы).Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход.

Рабочая программа в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» Рабочая программа 2 группы раннего возраста на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

Взаимодействие детского сада и семьи в соответствии с ФГОС в зимнее время годаВзаимодействие детского сада и семьи в соответствии с ФГОС в зимнее время года Одно из приоритетных направлений в работе дошкольных учреждениях с внедрением ФГОСТ дошкольного образования,является взаимодействие детского.

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы)Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы) «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» – В. А. Сухомлинский Сумасшедший.

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС. Часть IВзаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС. Часть I «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» В. А. Сухомлинский С введением федерального.

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС. Часть IIIВзаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС. Часть III «Какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут. Тот, кому удается создать такую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа сотрудничества детского сада и родителями младшей группы в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 19 мая 2022 в 16:00
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД