Оксана Жданюк
Программа сотрудничества детского сада и родителями младшей группы в соответствии с ФГОС
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка.
Публикация «Программа сотрудничества детского сада и родителями младшей группы в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
Семья — это где дети рождаются, воспитываются, живут, это то место где ребенка воспринимают таким, какой он есть. В семье родители — образцы для подражания. В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» основной задачей, стоящей перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями :
«Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 44, п. 1.
«На основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС ДО, п. 3. 2. 1)
Задача Детского сада - повернуться лицом к семье, оказать педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Актуальность программы
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на смену термину «работа с семьей» пришел термин «взаимодействие с семьей», который предполагает сотрудничество на равных с учетом мнения и возможностей обеих сторон в совместной деятельности, направленной на развитие ребенка. Взаимодействие характеризуется доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, воспитательную, контролирующую и др. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.
Взаимодействие - представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Сотрудничество - это общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
При поступлении в учреждение дошкольного образования все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.
Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.
Также наибольшее внимание уделяется кризису трех лет - переход от раннего к дошкольному детству. В психологии считают этот период переломным и по мнению большинства исследователей, имеет отличительные характеристики процесса психического развития (наличие резких изменений в психике, обострение противоречий, негативных характер развития и т. д.).
Переживание кризиса трех лет является сложным не только для самого ребенка, но и для окружающих его взрослых: родителей, педагогов, которым важно выбрать правильные стратегии воспитани. В период кризиса детей трех лет взаимодействия детского сада и семьи приобретает особую актуальность. Семья являет собой важнейший институт общества, микрогруппу, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Соответственно, проблема построения отношений сотрудничества детского сада и семьи приобретает новые смыслы и грани, когда маленький ребенок особо остро нуждается в участии и внимании со стороны взрослых. В психолого-педагогической литературе особо подчеркивается необходимость создания единого пространства развития ребенка в раннем возрасте. Сознавая важность данной задачи, педагогические коллективы детских садов должны уделять большое внимание организации взаимодействия с семьей.
При взаимодействии учитывается дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи есть свои традиции, социальная и личностная специфика, свои проблемы. В этой связи актуализируется использование индивидуальных форм взаимодействия с родителями.
Период кризиса трех лет отражается на жизни ребенка как в семье так и на процессе его пребывания в детском саду. При этом возникает ряд трудностей по налаживанию системы одинаковых требований к ребенку родителей и педагогов. Совместная работа педагогов и психологов с родителями должна крепнуть и развиваться в процессе дальнейшего знакомства и установления более тесного контакта. Для того, чтобы сотрудничество крепло, необходимо систематически проводить работу с родителями, находить наиболее эффективные формы и методы взаимодействия с целью повышения мотивации к совместной деятельности и установления деловых партнерских отношений, что обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Однако, зачастую, даже опытному педагогу, с большим трудом удаётся рационально составить планирование работы с семьями, разработать и реализовать интересные, содержательные мероприятия для детей и родителей, наладить контакт с семьями.
Программа разработана на основе программы дошкольного образовательного учреждения; примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014., Стратегией развития ДОУ на 2018-2023гг. и нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ. (с изменениями и дополнениями, действующими на 01.09.2021).
Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28.(вступили в действие с 1 января 2021 года)
Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО). (с учетом изменений на 27.08.2015г.)
Устав МБДОУ.
Образовательная программа ДОУ.
Основные направления и задачи сотрудничества
Целью программы является - объединение усилий семьи и детского сада для воспитания и развития дошкольника.
Задачи:
1. распространить педагогические знания среди родителей;
2. оказать практическую помощь в воспитании детей;
3. способствовать активному участию родителей в жизнедеятельности ребёнка в детском саду;
4. привлечь родителей к пропаганде положительного опыта семейного воспитания.
Основными исполнителями реализации программы являются воспитатели группы администрация и специалисты ДОУ.
Содержание программы представлено двумя блоками:
1. «Педагогическое просвещение родителей». Воспитатели группы изучают специфику семейного воспитания, уровень педагогической культуры родителей, составляют социально-демографический паспорт семей, анализируют полученные данные, а затем организуют общесадовские и групповые родительские собрания, устные и письменные консультации в родительском уголке, мастер-классы.
2. «Включение родителей в деятельность группы и ДОУ». Воспитатели группы совместно с музыкальным работником организуют и проводят: проекты, практические занятия, конкурсы, совместные развлечения, творческие домашние задания и др.
1.2. Основные принципы построения программы
Основные принципы построения программы, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка
1. Принцип преемственности, согласованных действий.
2. Принцип организующей роли педагогов.
3. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.
4. Принцип открытости.
5. Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
6. Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.
7. Принцип обратной связи.
Этапы (ступени) и способы реализации концептуальных положений
1 ступень - адаптационная «Предлагаем познакомиться».
Задача данной ступени: сформировать такие стереотипы поведения ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни, т. е. в условия детского сада. Первая ступень включает в себя консультацию родителей, о том, как нужно осторожно, постепенно вводить ребенка в новые условия. Их организует и заведующая ДОУ и медсестра, к которым, как правило, приходят родители впервые с путёвкой в детский сад. По проблеме адаптации ребенка к условиям ДОУ организуется общее собрание для родителей готовящихся в ближайшие месяцы привести ребёнка в детский сад. Когда ребёнок начал посещать детский сад, воспитатели создают благоприятную атмосферу для жизнедеятельности детей, постоянно поддерживают личный контакт с родителями, обмениваются информацией.
Результатом 1 ступени является доверительное отношение родителей к воспитателям группы : родители не скрывают своих волнений по поводу адаптации ребёнка к новым условиям, адекватно реагируют на рекомендации воспитателей группы, прилагают усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач воспитания ребёнка. Продолжается работа по формированию навыков самостоятельности ребенка в самообслуживании. Для реализации 1 ступени отводится до 3 месяцев.
2 ступень взаимодействия «Давайте дружить и помогать друг другу»
Задача этой ступени: объединить усилия семьи и детского сада в совместных действиях по воспитанию, обучению, коррекции уровня развития; раскрыть возможности совместной работы. Опорой во взаимодействии семьи и воспитателя на данном этапе является дифференцированный подход к каждой семье.
В установлении контактов важно исследовать психолого-педагогическую грамотность родителей; отношение родителей к источникам информации; динамику в детско-родительских отношениях; а также выявить семейные ценности; знать, чего хотят родители от детского сада для себя и своего ребенка, какие формы сотрудничества предпочитают. Помощь в установлении контактов оказывает, в том числе и анкетирование.
Тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей дает возможность целенаправленно взаимодействовать, выбирать оптимальные варианты сотрудничества.
На первый план содержательной части второй ступени взаимодействия выступает консультационная помощь семье: «Добрые советы воспитателя», «Школа Айболита» и родительские собрания, которые носят просветительскую направленность. Письменные консультации размещаются в приёмной группы в привлекательно оформленном «Родительском уголке». Их рекомендуется оформлять крупным шрифтом (18, для удобного прочтения родителями и сменять их не реже 1 раза в месяц.
Для родителей, озабоченных одной и той же проблемой воспитания малыша эффективнее подгрупповая консультация, которая наряду с советами специалиста, дает возможность поделиться опытом семейного воспитания, подружиться родителям, семьям.
Положительно воспринимаются родителями практические семинары, позволяющие родителям научиться решать самостоятельно проблемные ситуации, возникающие в общении с ребенком, поделиться опытом, научиться практическим умениям и навыкам лепки, конструирования, организации игр, интересных сюрпризов. А это дает возможность в домашней обстановке интересно проводить досуг со своим ребенком, примером тому служит семинар – практикум «День рождения – праздник детства!»
В развитии детско-родительских отношений играет роль и совместное участие детей и взрослых в создании мини-музея в групповой комнате, экспозициями которого являются семейные коллекции; трудовой десант, например «Постройка снежного городка», в котором принимают участие и дети, и взрослые. В детском саду организуются фотовыставки, конкурсы совместного родителей с ребёнком творчества. Родители всегда желанные гости на детских утренниках. Воспитатели мастерят с детьми подарки для родных и близких к праздникам: «День матери», «23 февраля», «8 марта» и проводят беседы с детьми о ценностном отношении к семейной жизни, о роли матери и отца в семье, об уважительных, тёплых отношениях всех членов семьи друг к другу, о мудрости и опыте старшего поколения, о том, что когда дети вырастут, то создадут свою семью.
3 ступень «Детский сад и семья – единое пространство детства»
Эта ступень заключительная, она определяет, сложилось ли родительско - педагогическое сообщество, которое направляет свою деятельность на развитие ребенка. Форма взаимодействия семьи и детского сада наполняется новым содержанием, а именно: родители становятся участниками педагогического процесса, они «введены» во внутрь этого процесса. Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
1.4. Предполагаемый результат:
Семьи имеют возможность получать квалифицированную консультативную помощь педагогов в области дошкольного воспитания и образования. Родители проявляли себя сторонниками создания и поддержания единых требований с дошкольным учреждением к воспитанию и образованию дошкольников.
Положительно эмоционально окрашенное общение воспитателей и родителей в присутствии детей, обеспечивают лёгкое расставание с мамой утром в период адаптации и комфортное пребывание каждого воспитанника в детском саду.
Одним из положительных моментов отмечена технологичность программы, возможность реализовывать ее в любом дошкольном образовательном учреждении. Кроме этого, программа открыта к дополнениям и изменениям.
2. Содержательный раздел
Реализация программы рассчитана для работы с родителями, воспитывающих детей в возрасте от 2 до 4 лет. Рассчитана на период с 01.09.2021по 31.08.2022 гг. Содержание программы реализуется поэтапно, через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад.
2.1. Направления по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ.
1. Информационно – аналитическое: изучение семьи ребенка, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с ее членами для согласования воспитательного воздействия на ребенка (формы работы- анкетирование, опрос, беседа - для изучения статуса семьи, выяснение условий воспитания и воспитательно-педагогических потребностей родителей).
2. Познавательные: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, обучение родителей методами и приемами взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетенции.
3. Наглядно – информационные: информирование родителей о предстоящей деятельности детей, о результатах работы, педагогическое просвещение родителей (оформление стендов, папок-передвижек; памяток, буклетов проведение консультаций).
4. Досуговые: совместные мероприятия с родителями для укрепления чувства взаимопомощи, уважения и поддержки друг друга, как между детьми, так и между родителями и воспитателями (утренники, праздники, спортивные досуги, выставки, участие в конкурсах)
2.2. Основные формы реализации программы
Традиционные формы взаимодействия
• Беседы
• Оформление папок-передвижек и стендов
• Дни открытых дверей
• Выставки совместных работ
• Консультации
• Родительские собрания
• Совместные праздники и развлечения
• Брошюры, листовки и буклеты
Инновационные
Электронная приемная по обращению родителей.
• Проектная деятельность («Центр воды и песка», «Огород на подоконнике»).
• Участие в муниципальных, региональных, во Всероссийских и Международных конкурсах детского творчества
2.3. Этапы реализации программы
Первый этап – подготовительный
Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
Задачи данного этапа:
1. Анализ семейного социума для определения путей сотрудничества.
2. Установить индивидуальные контакты с каждой семьей ее членами для определения направлений взаимодействия.
Второй этап – практический
Цель - реализация программы сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Задачи данного этапа:
1. Активизировать и обогатить знания родителей в вопросах воспитания дошкольников.
2. Поддержать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, помочь им осознать воспитательную роль в семье, определить характер взаимоотношений с ребенком.
Третий этап – заключительный
Цель – подведение итогов.
Задачи данного этапа:
1. Провести анализ проделанной работы.
2. Определить эффективность, целесообразность, перспективы дальнейшего сотрудничества с семьями воспитанников.
3. Представить опыт работы педагогов с родителями на педагогическом совете ДОУ и на городском методическом объединении в 2021-2022 учебный год.
Значимость программы
Семья является социальным институтом воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В семье дети получают первый опыт познания окружающего мира, учатся общаться. Поэтому приоритетность поддержки семейного воспитания, психолого-педагогического сопровождения семьи было и будет актуально на протяжении всего пути развития общества.
Используемая литература:
1. Выготский Л. С. Психология [Текст] /Л. С. Выготский. -М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с
2. Давыдова, О. И., Богословец, Л. Г., Майер, А. А. Работа с родителями в детском саду : Этнопедагогический подход. [Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г. Богословец, А. А. Майер. - М. :ТЦ Сфера, 2005. – 144с.
3. Зацепина М. В. Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада : программа и методические рекомендации [Текст] /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. –М. : ЛитРес, 2006. – 220с.
4. Кризис трех лет: возрастная психология [Электронный ресурс] – URL : https://pups.su/psihologiya/krizis-3-goda.html (дата обращения 27.09.2018)
5. Кризис трех лет: причины, симптомы, диагностика, советы родителям [Электронный ресурс] – URL : https://mystroimmir.ru/psihologiya/ detskaya/krizis-3-let.html (дата обращения 20.09.2018)
6., О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. [Текст] / О. В. Солодянкина. - М. : АРКТИ, 2004. - 80с.
7. "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования" / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 304 с.
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (вступает в силу с 1 сентября 2013 года). – Новосибирск: Норматика, 2013.- 128 с. - (Кодексы, Законы, Нормы)
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.