Светлана Носкова
Программа «Знакомство с искусством керамики»
▼ Скачать + Заказать документы
Зеленогайский филиал МБДОУ Новоникольский детский сад
Тема программы :
«Знакомство с искусством керамики»
Автор: Носкова С. М.
Актуальность программы. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребё нка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо рассказывать ребёнку обо всём, что его интересует и плюс к тому, развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Программа „Знакомство с искусством керамики“» размещена в разделах
С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» .Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Новые образовательные программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получили более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Мелкая (тонкая) моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обучения ребенка. Именно поэтому при диагностике готовности к школе большое внимание обращают на то, как развита мелкая моторика дошкольников.
Уроки лепки воспитывают художественный вкус ребенка, умение наблюдать, учат не только смотреть, но и видеть, развивают фантазию и воображение. Здесь воспитывается усидчивость, развиваются мышцы пальцев и ловкость рук, а это в свою очередь способствует развитию речи. Ребенок учится сосредотачиваться, завершать начатое, выполнять задуманное. Лепка затрагивает работу обоих полушарий мозга, что сделает из него многогранную личность.
Новизна. Гончарное дело всегда привлекало внимание любителей «ручной» работы. Это очень древнее мастерство, популярность которого лишь растет с каждым годом.
Не только взрослые, но и дети, начиная примерно с трех лет, с удовольствием научатся работать с глиной. Глина – очень нежный, пластичный и благодарный природный материал. Работать с ней одно удовольствие.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.»В. А. Сухомлинский
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого) .
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.
Рекомендуется стимулировать умственное развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему ребенка.
Разработка и реализация программы сопровождается :
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года».
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минобрнауки РФ от 23.07.2013 №611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования».
Основной целью является развитие мелкой моторики и координации
движений пальцев рук и повышение заинтересованности детей.
Инновационная деятельность в данной программе дошкольников включает три этапа:
1. Непосредственное знакомство природным материалом-глиной.
2. Ориентировка (сбор информации).
3. Практическое обучение работе на гончарном круге.
Работа успешно реализуется посредством инновационных видов образовательных технологий, таких как:
проектные,
методы,
социально-игровые методы,
мультимедийная презентация,
использование компьютерных технологий.
.
Разработанная программа нацелена на внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Цель программы - развитие познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности детей в процессе воспитания в них любви и уважения к прошлому и формирование умения использовать усвоенные знания, умения и навыки в реальной жизни.
Положительные характеристики данной программы
Тренировка мелкой моторики рук:
• Развитие речи;
• Помогает стать более терпеливым, усидчивым и спокойным;
• Ребенок учится сосредотачиваться, завершать начатое, выполнять задуманное;
• Развитие воображения, фантазии, логического и образного мышления;
• Лепка затрагивает работу обоих полушарий мозга, что сделает из него многогранную личность;
• Выявляет творческие способности, уникальность и талант;
• Улучшает память и координацию;
• Ребенок учится экспериментировать, развивается любознательность.
Наиболее приемлемыми формами трансляции полученного в ходе реализации проекта опыта считаю:
информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения работы:
мастер-классы;
консультации;
дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждениях;
размещение информации о работе информационной площадки на сайте образовательной организации.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный
Формы и методы работы:
• инсценировки, театрализации и т. д.
• создание видеофильмов, презентаций, слайд-шоу.
Срок реализации программы : 3 года (октябрь 2017 года май 2020 года).
Практическая значимость:
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму. Как показывает практика, многие первоклассники в
начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении
навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук,
они плачут, нервничают. Уже на самых первых этапах обучения письму у
детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. На них
обрушиваются бесконечные напоминания: правильно держи ручку, тетрадь,
следи за посадкой, наклоном букв. И наступает момент, когда появляется и
быстро растет нелюбовь к письму, т. е. говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения.
Письмо -это сложный навык, включающий выполнение тонких
координированных движений руки. Техника письма требует слаженной
работы мелких мышц кисти и всей руки, также хорошо развитого
зрительного восприятия и произвольного внимания. Подготовка к письму
является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к
систематическому обучению. В дошкольном возрасте важна именно
подготовка к письму, а не обучение ему, что приводит к формированию
неправильной техники письма. Это связано с психолого-физиологическими
особенностями 4-5 летнего ребенка.
Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста
слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений,
не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и
двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в
восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся на разной
стадии развития. У детей 4-5 лет недостаточно сформирована способность к
оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв.
Реализуемость программы.
Реализация программы предусматривает внедрение опыта работы с глиной на гончарном круге в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
С детьми:
развитие познавательной активности;
экспериментирование;
моделирование;
наблюдение;
игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера;
С родителями:
Повысить уровень знаний родителей о подготовке детей к школе.
С воспитателями:
Распространение опыта, мастер-класс.
Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
Ожидаемые результаты и эффекты
1. Для образовательного учреждения:
Приобретение педагогами нового опыта работы по развитию мелкой моторики рук дошкольника, повышение профессионального мастерства.
Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по подготовке детей к школе.
Совершенствование педагогического мастерства.
Внедрение инновационных технологии в ДОУ.
3. Для педагогического процесса:
Совершенствование форм развития мелкой моторики рук дошкольников, переход от узкопредметного обучения к интеграционному.
Создание специальной образовательной среды (уголки экспериментирования)
3. Для педагогической системы:
Переход от традиционной системы обучения и воспитания к обучению с помощью интерактивных форм и методов, внедрению творческих инновационных технологий.
4. Для родителей:
1. Повышение заинтересованности родителей в подготовке детей к школе.
2. Повышение их грамотности.
Методы инновационного проекта.
- Изучение научно – практической, методической литературы по теме;
- изучение нормативных и инструктивных документов;
- анализ имеющегося опыта;
- теоретическое моделирование;
- педагогические технологии;
- оперативное управление;
- комплексное планирование;
- педагогический анализ;
- контроль выполнения планов;
- изучение, анализ, презентации и обобщение опыта по инновации.
Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта после окончания реализации программы
Внедрение инновационного проекта будет способствовать расширению содержания образования, повышению его качества и усилению преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Распространение инновационного проекта «Знакомство с искусством керамики» будет являться практическим материалом для интеграции образовательных областей.
В связи с тем, что познавательное развитие является основой жизни каждого человека, и ежедневно дети и их родители сталкиваются с решением ситуаций, проблем, то знания, приобретенные взрослыми и детьми в ходе проекта, будут способствовать формированию социальной компетентности.
Участие в проекте педагогов гарантирует развитие их инновационного потенциала и творческих характеристик, выражающихся готовностью совершенствовать педагогическую деятельность.
Широкое использование технологий будет способствовать воспитанию и развитию качеств личности, эффективного формирования предпосылок универсальных учебных действий.
Зеленогайский филиал МБДОУ Новоникольский детский сад
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРОГРАММЫ
Этап
предлагаемого проекта
(программы) Содержание
предлагаемого проекта (программы) Сроки
проведения Исполнители Соисполнители Форма представления результатов
предлагаемого
проекта (программы)
Подготовительный 1. Сбор и обработка теоретического материала.
2. Подготовка практического материала по теме проекта.
3. Изучение программно-методических материалов.
4. Анализ учебных материалов и дидактических пособий Сентябрь 2017 г. Воспитатели: Метод. кабинет 1. Создание программы инновационного проекта и планирование деятельности.
2 Обновление материально-технической базы.
Определение проблемы и разработка стратегии реализации инновационного проекта Определение нового направления и задач инновационного Разработка занятий по ознакомлению с искусством керамики.
Создание необходимых условий: методическая подготовка кадровых ресурсов, материально-техническое оснащение
Ознакомление старших и младших воспитателей, музыкальных руководителей с планом программы Октябрь 2017 г. Заведующий Воспитатели; младшие воспитатели; музыкальные руководтели Мастер класс работ на гончарном круге
1. Анкетирование педагогов по теме проекта.
Ноябрь - декабрь 2017 г. Воспитатели Заведующий Выявление уровня образовательных, профессиональных и практических знаний педагогов
1. Представление инновационного проекта.
2. Знакомство с программно-методической базой проекта.
3. Принятие педагогическим советом внутренних регламентов и документов Декабрь 2017 г. - январь 2018 г. Воспитатели Заведующий Изучение разработанных и принятых педагогическим советом документов по критериям и оценке качества
1. Анкетирование родителей по теме: «Как подготовить руку к пиьсму
2. Презентация инновационного проекта по теме: «Знакомство с искусством керамики».
3. Знакомство с результатами диагностики Январь - февраль 2018 г.
Февраль - март 2018г. Воспитатели Родители Выявление заинтересованности родителей в инновационном проекте «Развитие мелкой моторики рук посредством знакомства с искусством керамики».
Основной 1. Тематические занятия и праздники, циклы бесед.
2. Диагностическое. Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что мы сделаем для того, чтобы узнать?
3. Знакомство с природным ископаемым – глиной. Где добывают и для чего?
4.. Свойство глины – пластичность. Лепка руками посуды.
5. Повторение свойств глины. Лепка кувшина методом оттягивания
6. Почему глина – полезное ископаемое? Применение в быту.
7. Объёмная лепка из глины. Виды работы с глиной.
8. Сказочный домик из глины.
9. Повторение свойств глины.
10. Знакомство с искусством керамики.
11. Знакомство с мастерами гончарного ремесла.
12. Расширение знаний детей о возможностях лепки из глины.
13. Свойство глины - способность сохранять форму после просушки.
14. История русского гончарного ремесла. Показ работы на гончарном круге. Предварительная подготовка глины.
15. Работа на гончарном круге. Центровка глины
16. Лепка чаши. Отработка движений руками.
17. Закрепление работы на гончарном круге.
18. Повторение. Лепка посуды.
19. Пробное нанесение узора на незастывшее изделие.
20. Рассматривание и анализ высохших изделий.
21. Знакомство с расписными изделиями мастеров.
22. Роспись высохших поделок.
23. Нанесение оттисков на поделку.
24. Выставка поделок.
25. Закрепление работы на гончарном круге.
26. Рельефная лепка. (На ровный слой наносятся мелкие детали)
27. Работа по замыслу.
28. Закрепление работы на гончарном круге.
29. Лепка кувшина на круге.
30. Роспись кувшинов.
31. Сравнение изделий, выполненных вручную и на круге.
32. Что дети узнали о глине и её свойствах.
33. Работа по замыслу.
34. Диагностика.
35. Подведение итогов. Период 2017 г. -2019г. Воспитатели; воспитанники Метод. кабинет; заведующий; родители Включение в план схему проекта непосредственно образовательной деятельности, игр и других видов детской деятельности.
2. Практическая деятельность участников по проекту.
1. Организация родительских собраний, семинаров, открытых просмотров по теме инновационного проекта.
2. Вовлечение родителей в совместные проекты и мероприятия, проводимые в ДОО. Сентябрь 2018 г. - май 2019 г. Воспитатели Заведующий;
родители Создание новых организационных форм взаимодействия
1. Проведение семинара по внедрению инновационного проекта Декабрь 2019 г. Воспитатели Метод. кабинет; педагоги филиалов ДОУ Транслирование опыта инновационной деятельности ДОУ.
1. Проведение педагогических советов Октябрь 2019 г. -
Май 2019 г.
Воспитатели Метод. кабинет; заведующий; педагоги филиалов ДОУ 1. Повышение образовательных, профессиональных и практических знаний педагогов.
Заключительный Итоговая диагностика (воспитанники, педагоги, родители) Август - сентябрь 2019 г. Воспитатели Воспитанники; родители Выявление проблемы. Определение направлений работы
Техническое обеспечение инновационного проекта
№ Тип оборудования
Ключевые характеристики Количество Планируемый вид использования
1 Ноутбук ASUS 2 Для просмотра презентаций, видеоматериалов
индивидуальной работы с детьми по созданию научно – исследовательских работ
2 Мультимедийный проектор infocus 1 Для отображения информации
3 МФУ струйное HP 1 Для обеспечение печати и копирования документов
4 Телевизор Toshiba, Samsung 2 Для просмотра видеоматериалов
5 Музыкальный центр Samsung, LG 1 Для прослушивания аудиозаписей
Литература
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)
2. Гризик Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №5
3. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №7
4. Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №8
5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
6. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.
7. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
8. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.