Гараева Анастасия
Программа закаливания «Малышок-Крепышок»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов, это бесценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.
В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми.
Приходя в детский сад, большинство детей уже имеют целый букет заболеваний.
Появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями.
Публикация «Программа закаливания „Малышок-Крепышок“» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Следовательно, укрепление здоровья детей в дошкольных учреждениях – первостепенная задача педагогического и медицинского персонала. С древних времен было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья. Поэтому закаливающие мероприятия должны составлять основу воспитательно-оздоровительного процесса, цель которых – снизить заболеваемость детей.
Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека. Закаливать свой организм необходимо каждому. Начинать закаливание лучше с раннего возраста.
Поэтому в ДОУ необходим поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик закаливания, а также создание условий для укрепления здоровья, на основе активного использования закаливания начиная с раннего возраста
ЦЕЛЬ
Создание условий для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста в детском саду на основе активного использования закаливания.
ЗАДАЧИ
Внедрять комплекс закаливающих процедур с использованием различных природных факторов: воздуха, солнца, воды для детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Прививать детям младшего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки.
Формировать у детей стремление к здоровому образу жизни.
Осуществлять просветительную работу о закаливании среди родителей.
Обучать родителей конкретным приемам и методам оздоровления и укрепления организма.
ЗАКОНАДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.
3. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
4. Физкультурно-оздоровительный проект «Азбука здоровья».
5. Устав образовательного учреждения.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1. Осознание родителями и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
2. Овладение навыками самооздоровления.
4. Снижение уровня заболеваемости.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности – совместное участие воспитателей группы и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4. Принцип результативности и гарантированности – гарантия положительного результата независимо от уровня физического развития детей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Обеспечение благоприятного течения адаптации;
2. Выполнение санитарно-гигиенического режима;
3. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
4. Проведение санитарных и специальных мер по профилактике ОРЗ и ОРВИ;
5. Организация здоровье сберегающей среды в группе;
6. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
7. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей и родителей;
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Программа закаливания направленная на детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет, родителей.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ
Техническое и методическое обеспечение
1. Приобретение для группы
- кварцевой лампы
- морской соли
- ягод шиповника
- витамины С.
2. Пополнение спортивного уголка нестандартными пособиями
- чудо - ковриками
- массажерами
- ребристой доской.
3. Разработка программы закаливания и осуществление мероприятий направленных на закаливание детского организма.
4. Поиск новых, а также изучение и внедрение эффективных технологий и методик закаливания
- А. Колгушкина (специалист по закаливанию)
- Ю. Ф. Змановского
- Г. Н. Сперанского (врач – педиатр).
5. Создание здорового микроклимата в коллективе детей
- использование детьми спортивного оборудования и инвентаря в самостоятельной деяьельности.
6. Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей
-проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций
-педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам закаливания
-дни открытых дверей
-экскурсии по группе для вновь прибывших детей
-показ занятий для родителей
-совместные развлечения для родителей и детей
-круглые столы с привлечением медицинского работника детского сада
-круглые столы по обмену опыта закаливания детей в семье.
7. Налаживание тесного контакта с медицинским работником детского сада
- ежедневный прием детей в группу
- контроль состояния здоровья и развития детей
- поквартальный анализ состояния здоровья детей
-оказание консультативной помощи родителям и воспитателям группы по вопросам закаливания.
8. Участие в семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ
№ Формы
и методы Содержание
1. Обеспечение
здорового
ритма жизни - щадящий режим (адаптац. период);
- гибкий режим;
- организация микроклимата;
2. Физические
упражнения - утренняя гимнастика;
- физкультурно-оздоровительные занятия;
- подвижные игры;
- спортивные игры.
3. Гигиенические и
водные процедуры - умывание;
- мытье рук;
- игры с водой;
- обеспечение чистоты среды.
4. Воздушные
ванны - проветривание помещений;
- сон при открытых фрамугах;
- прогулка на свежем воздухе;
- обеспечение температурного режима.
5. Активный отдых - развлечения;
- игры – забавы;
- дни здоровья.
6. Специальное
закаливание - хождение босиком;
- игровой массаж;
- элементы дыхательной гимнастики.
7. Витаминизация - ежедневный прием витаминов С (осенне-зимний период).
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА
В группе созданы санитарно – гигиенические условия.
Мебель (столы и стулья) подобрана по росту детей. Для сквозного проветривания, окна оборудованы фрамугами. Для профилактических мероприятий по ОРВИ установлена бактерицидная лампа.
Для физического развития детей в группе созданы условия.
Имеется спортивный инвентарь и оборудование для физической активности:
1.1. мячи (резинные, набивные);
1.2. обручи разного размера;
1.3. игрушки, которые можно катать;
1.4. лесенки (наклонная и вертикальная);
1.5. в группе есть место для совместных игр детей, имеется открытое пространство для подвешенных игрушек;
1.6. весь спортивный инвентарь и оборудование доступны детям;
1.7. Для проведения утренней гимнастики, физкультурных развлечений в ДОУ имеется спортивный зал.
Для закаливания детей в группе созданы условия.
2.1 сухой бассейн;
2.2. «чудо-коврики» (коврики для массажа ног, изготовленные из бросового материала);
2.3. «бревнышко» (для профилактики плоскостопия);
2.4. оборудование для игр с водой.
Для физической активности детей на участке созданы условия.
Для развития ходьбы, прыжков и других движений имеется оборудование:
3.1. бревно;
3.2. шины, вкопанные в землю вертикально и горизонтально для прыжков;
3.3 турничок;
3.4. мишени для бросания мяча;
3.5. кольцо, корзина для забрасывания мяча;
3.6. спортивный инвентарь (мячи, обручи, санки);
3.7. игрушки, которые можно катать, бросать.
ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц Тема Форма Содержание
В течение всего года ежедневно выполняются мероприятия по закаливанию организма
(см. таблицу «Закаливающие мероприятия в режиме дня»).
сентябрь «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости» Анкетирование родителей Изучение запроса родителей по закаливанию детей в детском саду.
«Водичка, водичка…» Заучивание потешки.
Игры с водой. Привитие навыков и привычек личной гигиены; закаливание организма.
«День здоровья» 1. Игровой массаж
2. П. /игра «Мой веселый звонкий мяч»
3. М. /игра «Пузырь» Формирование основ здорового образа жизни; воспитывать привычку к строгому соблюдению режима дня.
октябрь «Профилактика простудных заболеваний через проведение закаливающих процедур».
Родительское собрание Расширение кругозора о способах закаливания.
«Предупреждение простудных заболеваний». Папка-передвижка.
Знакомство с мероприятиями, предупреждающими простудные заболевания.
«День здоровья» 1. Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
2. «Мишка косолапый» - ходьба на внешней стороне стопы
3. П. /игра «У медведя во бору» Укрепление мышц, формирующих свод стопы; формирование основ здорового образа жизни.
«Девочка чумазая» П. Барто. Чтение стихотворения. Купание куклы. Привитие навыков личной и общественной гигиены; закаливание организма.
«У солнышка в гостях» Физкультурное развлечение Воспитание потребности в здоровом и активном образе жизни, положительных эмоций, создающих бодрое жизнерадостное настроение.
ноябрь «Закаливание организма солнцем, воздухом, водой». Консультация для родителей Расширение представлений о способах закаливания детского организма, используя природные факторы.
«Что такое хорошо, и что такое плохо». В. Маяковский. Чтение стихотворения Привитие навыков личной и общественной гигиены; воспитание правил хорошего поведения.
«День здоровья» 1. Закаливающее дыхание
2. М. /игра «Поймай бабочку»
3. П. /игра «Бабочки» Укрепление дыхательной мускулатуры, способствовать углублению дыхания, устойчивости ритма дыхания; формирование основ здорового образа жизни.
декабрь «Полезные советы для родителей» Папка-передвижка Осуществление просветительной работы среди родителей по оздоровлению ребенка
«День здоровья» 1. «Поиграем с ручками»
2. М. /игра «Мы топаем ногами»
3. П. /игра «Воробышки и кот» Закаливание организма; формирование основ здорового образа жизни, двигательных навыков и умений.
«Льдинки – холодинки» Физкультурное развлечение Воспитание любви к физической культуре и спорту, чувства дружбы.
«Нос умойся». Э. Машковская Чтение стихотворения
Игры с водой Воспитание бережного отношения к своему здоровью; закаливание организма.
январь «День здоровья» 1. Игровой массаж
2. М. /игра «Кто умеет чисто умываться» по стихотворению А. Ануфреевой.
3. П. /игра «Солнечные зайчики». Развитие подвижности грудной клетки; закаливание организма, формирование основ здорового образа жизни.
«Чище умойся…»
З. Александрова Чтение стихотворения
Игры с водой Привитие навыков личной гигиены; закаливание организма.
февраль «Игра – не забава». Родительское собрание Знакомство с игровыми приемами, помогающими укреплять и сохранять здоровье детей.
«Игры, которые лечат» Папка-передвижка Формирование у родителей представления о необходимости заботы о своем здоровье и здоровье ребенка.
«День здоровья» 1. Игровой массаж
2. М. /игра «Игра с собачкой»
3. П. /игра «Вот сидит лохматый пес». Создание условий для закаливания организма; формирование основ здорового образа жизни.
март «С солнцем, воздухом, водой крепко дружим всей семьей». Фотовыставка Воспитание потребности в здоровом и активном образе жизни.
«День здоровья» 1. Массаж волшебных точек ушек
2. М/игра «Делай раз, делай два».
3. П/игра «Жмурки с колокольчиком» Создание условий для закаливания организма; формирование основ здорового образа жизни; активизация положительных эмоций.
апрель «В здоровом теле – здоровый дух» Фотовыставка Знакомство родителей с закаливающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.
«Путешествие в лес» Физкультурное развлечение совместно с родителями Сплочение в совместной деятельности родительского коллектива; привитие любви к активному отдыху, здоровому образу жизни.
«День здоровья» 1. Перешагивание препятствий
2. «Цапля» - ходьба с высоким подниманием коленей.
3. П/игра «Солнышко и дождик». Способствование углублению дыхания, устойчивости ритма дыхания; привитие навыков правильной осанки; закаливание организма; формирование основ здорового образа жизни
май «Вот какими мы стали» Родительское собрание Включение родителей в воспитательно-оздоровительный процесс.
«Здоровый малыш», как чистить зубы. Дидактическая игра Привитие навыков личной гигиены: правила ухода за зубами.
«Мойдодыр». К. Чуковский. Чтение стихотворения Привитие навыков личной и общественной гигиены.
«День здоровья» 1. Пальчиковая гимнастика
2. М/игра «Заинька попляши»
3. П/игра «Зайка беленький сидит» Воспитывать привычку к строгому соблюдению режима дня и вырабатывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями; формирование основ здорового образа жизни.
ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
В РЕЖИМЕ ДНЯ
№
Вид деятельности Первая младшая группа Вторая младшая группа
Время Продолжит. Время Продолжит.
1. Сквозное проветривание в отсутствии детей 6.50
9.20
12.30 10мин.
30мин.
30мин. 6.50
10.20
13.00 10мин.
30мин.
30мин.
2. Утренняя гимнастика в проветренном помещении 8.00 4-5мин. 8.00 5-6мин.
3. Гимнастика в постели 15.00 3-4мин. 15.10 5-6мин.
4. Дыхательная гимнастика
8.10
15.05 5мин.
5мин. 8.10
15.20 5мин.
5мин.
5. Игровой массаж 8.10
15.25 5мин.
5мин. 8.20
16.00 5мин.
5мин.
6. Хождение босиком по «чудо»-коврикам 15.10 5мин. 15.25 5мин.
7. Солевые дорожки 15.15 5мин. 15.30 5мин.
8. Умывание прохладной водой 15.20 5мин. 15.35 5мин.
9. Прогулка на свежем воздухе 9.20 – 11.20
16.30 -17.30 2час.
1ч. 10.20 -12.00
16.50-18.00 1ч. 40мин.
1ч. 10мин.
10. Подвижные игры
10.00
17.00 15мин.
15мин. 11.00
17.00 15мин.
15мин.