Елена Малышевская
Программа «Ступенька»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Любая образовательная программа строится, опираясь на уже имеющийся жизненный опыт ребёнка, его знания полученные в дошкольные годы. Не смотря на нехватку мест в дошкольных учреждениях, почти каждый ребёнок, приходящий в первый класс, имеет за плечами определённый багаж знаний, являющийся фундаментом дальнейшего обучения. Как же быть ребёнку, проживающему в тундре, где нет детских садов, нет дошкольных гимназий, помогающих малышу адаптироваться к дальнейшему обучению? Как помочь маленькому тундровичку за короткий период получить первоначальный багаж знаний, умений, навыков, на приобретение которых уходит несколько лет дошкольного образования, необходимый для дальнего обучения и успешной адаптации в школе?
Публикация «Программа „Ступенька“» размещена в разделах
В ССШИ была разработана диагностическая программа, позволяющая выявить особенности важнейших компонентов познавательной сферы учащихся 0-х классов. Целью данной диагностической программы являлось выявление индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся, их актуальных возможностей для построения эффективного процесса обучения и успешной адаптации воспитанников младшего звена.
Диагностика показала, что у 50% недостаточно развиты элементы логического мышления, а у 60% недостаточно развита операция обобщения, в основном это связано со сниженным кругом общих представлений об окружающем мире. Учащиеся испытывают трудности в подборе самых простых обобщающих понятий. 38% учащихся испытывают трудности ориентировки в пространстве.
У многих возникают трудности в овладении письмом, чтением и счётом, что часто связано с недостатком зрительно- пространственного восприятия. Хорошо развитое это умение обуславливает правильность пространственного расположения буквы в строке, запоминания и правильного воспроизведения буквы или цифры.
В связи с этим возникла необходимость в создании программы, которая была бы направлена на расширение кругозора воспитанников, развитие элементов логического мышления (устанавливать и использовать закономерности, знакомила с некоторыми обобщающими понятиями, вырабатывала умение правильно располагать элементы в строке, воспроизводить простые геометрические фигуры. То есть помогала более успешно адаптироваться в школе и способствовала формированию познавательного интереса младших школьников.
Программа рассчитана на воспитанников младшей возрастной категории. Может быть использована в разновозрастных группах школ-интернатов.
Цель: формирование у воспитанников младшей возрастной категории
мировозренческих представлений.
Задачи:
1. Развитие зрительно-пространственного восприятия (научить ребёнка ориентироваться в тетради, правильно располагать элементы в строке).
2. Обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о природе и обществе; Развитие логического и образного мышления.
3. Развитие речи.
4. Овладение посильными приёмами самостоятельной работы.
4. Развитие мелкой моторики рук.
При работе по данной программе реализуются основные дидактические принципы:
-принцип доступности;
-перспективности развивающей направленности;
-самостоятельности и учёта индивидуальных особенностей воспитанников.
Этапы
Содержание деятельности в соответствии с этапами
1 этап-диагностический
Проведение диагностики «Оценка особенностей развития ребёнка»
2 этап-практический
Реализация программы в соответствии с планом работы *
3 этап-аналитико-диагностический
Диагностика оценка особенностей развития ребёнка (на выходе)
Анализ деятельности в рамках реализации программы «Ступенька»
Этапы реализации программы.
План работы
№ п/п
Темы занятий
Основная цель
Форма работы
1 Изучаем
цвета радуги:
-красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый
Формирование умения различать
цвета, копировать предметы.
Развивающие занятие с использованием игровых технологий
2
3
"Точка, точка, запятая. "
Логические цепочки
Формирование умения ориентироваться в тетради, графического написания простейших элементов цифр, букв, геометрических фигур
Развитие логического мышления
Работа в тетради
4
Транспорт:
вертолёт, поезд, автобус, машины (грузовые, легковые, спец. транспорт,велосипед, корабль.
Знакомство с различными видами транспорта, развитие операции обобщения
Развивающие занятие с использованием игровых технологий
5
Профессии:
строитель, пожарный, парикмахер, повар, врач, швея, учитель.
Знакомство с различными профессиями, развитие операции обобщения
Сюжетно – ролевые игры
6
Фрукты, ягоды:
яблоко, груша, слива,
клубника, малина, апельсин, лимон, банан, арбуз, виноград
Овощи:
картофель, морковь, свёкла, лук, огурец,
помидор.
Знакомство с названиями фруктов, ягод, овощей. Развитие операции обобщения, умения различать ягоды и фрукты, овощи.
Развивающие занятие с использованием игровых технологий
7
Сбор пазлов, конструирование
Развитие мелкой моторики рук
Игровые формы
8 Знакомство с
устным народным творчеством.
Сказки:
-русские народные
(«Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба».) ненецкие
-( «Голубика».)
- народов мира
(«Аладин».)
-загадки
Развитие речи, обогащение словарного запаса
Чтение сказок, рисование на прочитанную тематику.
Отгадывание загадок на различную тематику
Очерёдность проведения и количество занятий определяется с учётом индивидуальных возможностей воспитанников.
Результативность программы.
В конце учебного года воспитанники должны уметь:
- различать основные цвета радуги;
- использовать обобщающие понятия «посуда», «овощи», «фрукты», «транспорт»,
«профессии»;
- ориентироваться в тетради (право, лево, верх, низ);
- писать простейшие элементы цифр, букв, геометрические фигуры;
- продолжить простейшие логические цепочки;
- отгадывать загадки;
- собирать пазлы, картинки;
-выслушать собеседника, проявить к нему внимание и уважение;
-повторить услышанное;
-выполнять простейшую самостоятельную работу по словесной инструкции воспитателя;
Воспитанники должны знать:
- популярные сказки разных народов;
- названия овощей, фруктов.