Светлана Головатова
Программа экспериментальной деятельности. Аспекты гендерного воспитания детей 5–7 лет в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста.
Публикация «Программа экспериментальной деятельности, Аспекты гендерного воспитания детей 5–7 лет в условиях детского сада» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Половая идентификация ребенка происходит уже к трем-четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием ложны быть наполнены понятия "мальчик" и "девочка". Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребенок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками, к примеры, курение, брань, мат. Ребенок еще и не использует эти символы "мужественности" в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.
Возникает противоречие между необходимостью использования дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков и современной системой воспитания, которая не отводит места социализации мальчиков и девочек. Основные аспекты этой проблемы определили И. Е, Алешина и А. С. Волович:
1. первичная феминная идентификация ребенка с матерью
2. феминизация воспитания (дома и в детском саду воспитанием детей в основном занимаются женщины)
3. феминные базовые ориентации ребенка (зависимость, подчиненное положение, пассивность)
Кроме того, постоянная негативная стимуляция взрослых, направленная на поощрение "мужских проявлений" и наказание за "не мужские" (например, "Не плачь, как девочка!", приводит к панической тревоге из страха сделать что-то "женское". Осутствие возможности проявить свою маскулинность сначала в детском саду, а затем в школе и на работе сжимают статус мужчины в обществе, что, в свою очередь, затрудняет ориентацию на культивирование мужских качеств у мальчиков.
Социализация девочек происходит несколько легче, т. к. социальные признаки феминности накладываются на генные образования. Однако содержательные компоненты фемининности е способствуют становлению элементов самоуважения и самоценности девочек. Традиционно их награждают прозвищами: плакса, ябеда, трусиха, подлиза, и т. д. Их гораздо чаще опекают родители, что способствует развитию чувства собственной незначительности; существенное влияние на становление образа девочки, женщины оказывают историко-культурные образцы. Отрицательным фактором в усвоении содержательной стороны женской принадлежности выступает также необходимость совмещать женскую функцию и профессиональную - очень сложно работать и быть хорошей мамой.