Наталья Серегина
Программа по самообразованию «Экологическое воспитание детей через опытно-экспериментальную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ СОШ № 165
Программа по самообразованию воспитателя
Серегиной Натальи Владимировны
Тема: «Экологическое воспитание детей через опытно-экспериментальную деятельность».
2021-2022 уч. год
Введение
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.
Публикация «Программа по самообразованию „Экологическое воспитание детей через опытно-экспериментальную деятельность“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть»и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Целью экологического воспитания в нашем образовательном учреждении является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность в природе, как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Цели:
- повышение педагогического уровня;
- формирование положительного отношения к природе;
- формирование экологических знаний у детей;
- побуждать любить и беречь природу бережно распоряжаться её богатствами;
- развитие свободного общения с детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
Задачи:
-Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать
-Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности
-Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
-Осуществление систематической работы с детьми;
-Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
Актуальность темы:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть осознанной и не противоречить основным законам природы. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать его не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
-Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
-Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
-Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе.
- сформировать основы экологической культуры, научить экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Выход темы:
- консультации для родителей
-консультация для педагогов
-картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей
-проведение родительского собрания "Природа глазами ребенка"
Формы и методы работы с родителями и детьми:
-Родители:
-сотрудничество через консультации
-родительское собрание
-беседы
-совместное изготовление и приобретение дидактического материала
- Дети
Формы
- наблюдения
-НОД
-экскурсии
-труд в природе
-экологическая тропа
-эксперименты и опыты
-дидактические игры
-проекты
Наглядные методы:
-целевые прогулки;
-наблюдения;
-показа сказок (педагогом, детьми);
-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
-проведение дидактических игр;
Словесные методы:
-чтение литературных произведений;
-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
-загадывание загадок;
-проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
-организация продуктивной деятельности детей;
-оформление гербария растений, плодов;
-изготовление с детьми наглядных пособий.
Работу по данному направлению я начала с того, что провела тщательный отбор и анализ материала, придерживаясь определённых требований.
- Опыты и эксперименты подбираю с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
-Опыты должны давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные знания и стимулировать к усвоению новых
Для успешной реализации моей деятельности был использован перспективный план.
Месяц Тема Цель НОД с детьми
Сентябрь
Октябрь Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем.
Почему всё звучит?
Беседа «Органы чувств человека»
«Путешествие за витаминами»
«Зонтик для любознайки»
«Фруктовая лаборатория. Интересный апельсин»
«Зачем зайчику другая шубка?»
Тема: «Ягода рябина» Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении.
Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета
Воспитывать интерес к собственной личности, к людям другого пола
Познакомить детей с витаминами А, В,С; рассказать, в каких продуктах они содержатся, какую роль играют для здоровья человека.
Расширять представления об окружающем мире через знакомство с основными физическими явлениями.
Развивать способности самостоятельного поиска, умения делать выводы в ходе работы с материалами. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к живому.
Расширение представлений детей об окружающей действительности через развитие познавательного интереса к поисковой деятельности. Д/и «Угадай,что звучит», «Отгадай по запаху», «Отгадай на вкус»
Д/и «Есть ли голос у деревянной линейки» Беседа «Почему всё звучит?» «Какие ещё можете назвать предметы, которые будут звучать?»
Д/и «Угадай по запаху»
Игра «Волшебный сон»
Д/и «Разложи овощи и фрукты в корзины»
Беседа «Витамины»
Чтение рассказа «Мой друг зонтик» «Беседа на тему «Какому подарку я буду рад?»
Беседа «Интересный апельсин»
Игра «Фрукты, овощи»
Физкультминутка «Заячья присядка» Игра «Чемодан» Игра «Волшебный ветерок»
Беседа «Ягода рябина» Отгадывание загадок Прослушивание звуков «пение птиц»
Ноябрь Свойства воды, какие предметы могут плавать?
Делаем мыльные пузыри.
«Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию».
Тема: «Чем можно потушить огонь?» Выявить свойства воды
Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла
показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов.
показать детям, какие средства можно использовать при тушении пожара.
Беседа «Вода» Отгадывание загадок Просмотр презентации «Волшебница водица»
Игра «Какой формы пузыри,какой лети дальше, выше»
Беседа «огонь друг, огонь враг»
Декабрь Снег и его свойства
Гололедица
Мёрзнет ли песок
Чем полезен холодный снег для растений Закреплять знания свойствах снега
Закреплять знания детей о свойствах различных состояний воды.
Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и влажного песка (при замерзании)
Формировать у детей взаимосвязь с живой и не живой природой. Наблюдение за снегом Чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идёт» М. Познанской
Беседа о свойствах воды.
Беседа «Мёрзнет ли песок»
Проведение опыта
Проведение опыта
Беседа «Снег приносит пользу растениям»
Январь
Как корень служит
В гостях у фермера.
Жизнь диких животных в лесу. Формировать понятие у детей о значении корня для роста и развития растений.
Расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах.
Расширять представления детей об изменениях в жизни животных связанных со сменой времен года.
Беседа «как корень служит?»
Проведение опыта по установлению значения корня для роста и развития растения
Просмотр презентации «Домашние животные зимой» Отгадывание загадок.
Просмотр презентации «Дикие животные зимой» Отгадывание загадок.
Февраль Что природа создала? Что сделал человек?
«На земле, в небесах и на море»
«Воздух и его свойства»
«Поможем героям сказки»
Продолжать знакомить детей с объектами природы и предметами, созданными человеком.
Дать детям начальные представления об армии, познакомить с классификацией родовых войск.
Ознакомление с понятием «воздух» и его свойствами.
Привить интерес к сказкам,стимулировать желание помочь героям сказки. Просмотр презентации
«Что природа создала»
«Что сделал человек»
Отгадывание загадок
Игровое упражнение «Рода войск»
Игра «Морской бой»
Беседа «Воздух»
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
Чтение сказки «Пузырь, Соломинка, лапоть» Беседа по данной сказке Д. и. «Плавает-тонет» «найди деревянные предметы»
Март
«Почему тает снег»?
«Масленица»
«Загадки семицветика»
«Путешествие муравьишки» Формировать у детей понятие о зависимости смены сезонов от Солнца.
Продолжать знакомить детей с народными праздниками
Формировать у детей умение передавать литературный текст последовательно с опорой на картинки
Закреплять и уточнять знания детей о лесе, насекомых Беседа Зависимость смены сезонов от Солнца
Беседа «Народные праздники-Масленица»
Физкультминутка «эй, подружки-хохотушки»
Чтение сказки В. Катаев «Цветик-семицветик», беседа по содержанию, опыты с сыпучими материалами.
Игра «перевёртыши», «собери фигуры», «ваше желание».
Игра «Дорисуй предмет», «на что похоже?»
Наблюдение за растениями участка детского сада.
Апрель
«Как спасти цветок»
«День и ночь»
Тайны живой природы. Сажаем лук.
«Знакомство с бумагой» Формировать представления о воде, о том, где вода встречается в природе.
объяснить детям, почему бывает день и ночь
Закреплять знания детей о росте и развитии растений.
Закрепить знания о широком применении бумаги. Рассматривание плаката
«круговорот воды в природе»
Рассматривание изображений воды, чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»
Карточка № 7
Просмотр карточек схем, на которых изображены условия, необходимые для роста и развития растений.
Посадка лука
Эксперимент «Взаимодействие воды и бумаги»
Май «Я и мои друзья»
«Мыло фокусник»
Посуда
«Ткань» Формировать представления о дружбе, взаимопомощи»
Познакомить детей с разновидностями мыла.
Познакомить детей с материалами, из которых изготавливают посуду
Познакомить детей с разными тканями, из чего изготавливают ткань Д. И. «Узнай по голосу»
Физкультминутка «Жук»
Пластическое упражнение «Поссорились-помирились»
Отгадывание загадок Игра на внимательность Просмотр презентации «мыло фокусник»
Познакомить с изделиями из стекла, фарфора, пластмассы. Чтение рассказов о работе стеклодувов, гончаров. Рассматривание изображений посуды
Рассматривание ниток разных по составу (шерсть, шёлк)
Рассматривание иллюстраций
Приложения
Диагностика экологических знаний детей
1. Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида диких и домашних)
2. Какие животные домашние, какие дикие, назови
3. Зачем человек держит корову, овцу, лошадь? Как он ухаживает за ними?
4. Назови и покажи птиц на картинках (3-4 вида)
5. Чем птица ест, чем покрыто тело птицы? Что общего у всех птиц?
6. Назови и покажи домашних птиц
7. Расскажи, как выросла птичка?
8. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме
9. Назови и покажи части тела рыбы на картинке
10. Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь? (2-3 вида)
11. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья
12. Узнай, с какого дерева лист (3-4 вида)
13. Назови, узнай растение по цветку (3-4 вида)
14. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (4-5 вида)
15. Что нужно, чтобы растение росло?
16. Что произойдёт, если растение не поливать?
17. Назови, какое сейчас время года, какое время года было? (найди и покажи на картинке)
Критерии оценки ответов:
1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы
Подсчё т результатов:
15 – 22 баллов – низкий уровень
23 – 35 – средний уровень
36 – 45 – высокий уровень