Приложение МААМ

Программа взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ

Валерия Мухина
Программа взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

Многие семьи, в которых воспитываются дети с ОВЗ, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении. Связано это с некомпетентностью родителей по вопросам воспитания и развития «особого» ребёнка. Такие дети большую часть своей жизни проводят в кругу семьи, причём круг этот достаточно замкнутый. Поэтому возникают проблемы не только образования и воспитания, но и взаимодействия с социумом.

Публикация «Программа взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ» размещена в разделах

Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети с ОВЗ, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей с ОВЗ, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях образовательного учреждения, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.

Цель: формирование психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития, обучения, воспитания и социальной адаптации детей с ОВЗ.

Задачи:

• формировать у родителей позитивное восприятие личности ребёнка с нарушениями развития;

• расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

• формирование взаимного доверия в системе отношений между учреждением и семьёй;

• повышение правовой компетентности родителей;

• коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с отклонениями в развитии.

В программе используются индивидуальные и групповые формы работы (не более 8 чел.).

Практические занятия организуются с каждой семьёй индивидуально.

Методы: семинары, лекции, тренинги, практические занятия.

Программа рассчитана на 1 год.

Ожидаемые результаты реализации:

• владение знаниями родителями особенностей психического, личностного развития ребенка с ОВЗ и его возрастных особенностей с учетом его нарушений в развитии;

• использование родителями детей с ОВЗ сведений о специфике воспитания и обучения;

• создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями;

• овладение родителями навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

• формирование у родителей эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний (установок).

План работы

1. Семинар на тему «Организация психолого - педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения» (сентябрь) - Учитель-дефектолог, педагог-психолог. Повышение уровня родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей, выработка единого взгляда образовательного учреждения и семьи на сущность процесса психолого - педагогического сопровождения с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка с ОВЗ.

2. Лекция на тему: «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ» (сентябрь) - Учитель-дефектолог, педагог-психолог. Знакомство с психологическим климатом в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ. Адекватная оценка роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.

3. Групповой тренинг «Взрослые и дети» (октябрь) - Педагог-психолог. Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка. Сплочение группы.

4. Лекция на тему: «Особенности семейного воспитания детей с ОВЗ» (ноябрь) - Учитель-дефектолог, педагог-психолог. Знакомство родителей с возможностями семьи в воспитании ребенка с ОВЗ.

5. Групповой тренинг «Общение с ребенком» (декабрь) - Педагог-психолог. Ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей.

Улучшение эмоционального состояния участников.

6. Групповой тренинг «Покажи мне любовь» (январь) - Педагог-психолог. Формирование представлений о безусловном принятии как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви. Развитие навыков конструктивного выражения негативных эмоций в адрес ребенка.

7. Круглый стой на тему: «Организация помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ: права и обязанности родителей, имеющих детей с ОВЗ». (февраль) -

Учитель-дефектолог, педагог-психолог. Повышение уровня родительской компетентности в юридических и правовых вопросах.

8. Тренинг «Родительская эффективность» включает занятия по следующим темам:

• «Я родитель»;

• «Учимся требовать и контролировать»;

• «Счастливая семья».

(март) - Педагог-психолог. Формирование доверительных отношений. Осознание родительской позиции и целей воспитания. Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине.

Формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком. Оказание эмоциональной поддержки родителям.

9. Тематический практикум «Класс родительского мастерства» включает занятия по следующим темам:

• «Формирование познавательной активности у детей с ОВЗ»;

• «Развитие коммуникативной сферы у детей с ОВЗ»;

• «Формирование психических процессов у детей с ОВЗ»;

• «Ребенок с ОВЗ. Как с ним общаться?»;

• «Формирование учебной мотивации у детей с ОВЗ».

(апрель-май) - Учитель-дефектолог, педагог-психолог. Повышение общепедагогической компетенции родителей (законных представителей, формирование практических навыков развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Формирование навыков адекватного общения с ребенком.

10. Индивидуальные консультации «Методы психолого-педагогического воздействия на ребенка с ОВЗ в семье» (сентябрь-май) - Педагог-психолог. В зависимости от запроса родителей.

На протяжении всех занятий участникам программы предоставляются информационно-методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением. Цель: психолого-педагогическая поддержка родителей.

План взаимодействия с семьями воспитанников второй младшей группы План взаимодействия с семьями воспитанников 2 младшей группы Цель: вовлечение максимального числа родителей в образовательный процесс, осуществляемый.

План взаимодействия с семьями воспитанников на 2 полугодие в разновозрастной группе Предлагаю вашему вниманию план взаимодействия с семьями воспитанников на 2 полугодие в нашей разновозрастной группе "Лучик".Январь( 2-я.

План взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группыПлан взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группы СЕНТЯБРЬ1. Групповое родительское собрание «Готовимся вместе к школе». Цель:знакомство родителей с задачами воспитания и обучения детей.

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Трудовые взаимодействия с семьями воспитанников группы раннего развитияТрудовые взаимодействия с семьями воспитанников группы раннего развития Трудовые или хозяйственные взаимодействия с семьями воспитанников детского сада в условиях реализации ФГОС ДОО. В соответствии с законом.

Творческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьямиТворческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьями Одной из результативных форм работы с родителями, являются «Выставки совместного творчества». Их цель: вовлечь родителей в процесс развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ
Опубликовано: 5 февраля 2024 в 15:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Мухина (УИ 3367151) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД