Людмила Парамонова
Программа взаимодействия с семьями воспитанников «Только вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Актуальность:
Приказ №1155 «Об утверждении ФГОС ДО» поставил перед ДО новые принципиальные вопросы, связанные с повышением качества образования. Одним из условий успешной реализации ООП является построение взаимодействия с семьями воспитанников как с участниками образовательных отношений.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи,
Публикация «Программа взаимодействия с семьями воспитанников „Только вместе“» размещена в разделах
информировать родителей (законных представителей,всех заинтересованных лиц и общественность относительно целей дошкольного образования, а также о ООП ДО образовательного учреждения.
2. Цель и задачи взаимодействия с семьями воспитанников как
участниками образовательных отношений
Цель: установление партнёрских отношений между образовательным учреждением и родителями (законными представителями, создание атмосферы взаимопонимания и общности интересов.
Задачи:
- создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддержать родителей (законных представителей) в воспитании детей, в охране и укреплении их здоровья;
- вовлечь семьи непосредственно в образовательную деятельность
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укреплении здоровья детей.
-оказать помощь родителям (законным представителям) в развитии индивидуальных способностей детей и, при необходимости, в коррекции нарушений развития ребенка.
- использовать опыт семейного воспитания при реализации образовательной программы дошкольной организации.
3. Принципы взаимодействия ОУ с семьями:
- Принцип гуманизации: предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ОУ – семья»;
- Принцип индивидуализации: требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников, а так же создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия;
-Принцип открытости: обеспечивает каждому родителю возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок
-Принцип партнёрства: позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития ребенка.
-Принцип непрерывности: преемственность между дошкольным учреждением и семьёй воспитанника, обеспечивающий единые подходы к развитию ребенка в семье и в ОУ;
-Психологической комфортности: заключается в снятии всех стрессовых факторов образовательного процесса, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы
-Принцип активности: создания активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых.
4. Направления взаимодействия ОУ и семьи:
- Изучение семье, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей.
-Информирование родителей (законных представителей).
-Консультирование родителей (законных представителей).
-Просвещение и обучение родителей (законных представителей).
-Совместная деятельность детского сада и семьи.
5. Формы взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей)
1. Информационно-аналитические: опросы, анкетирование, «Почтовый ящик», беседы.
2. Познавательные: семинары-практикумы, лекции, дискуссии, круглые столы, педагогический совет с участием родителей (законных представителей, общие родительские собрания, групповые родительские собрания, педагогическая беседа, дни открытых дверей, эпизодические посещения, исследовательско-проектные и деловые игры, педагогическая библиотека для родителей (законных представителей).
3. Досуговые: Совместные праздники, развлечения, досуги, выставки детско-родительских творческих работ.
4. Письменные: «ОКНО», журнал благодарности родителям (законных представителей) «Хотим сказать спасибо…».
5. Наглядно-информационные: информационные проспекты, журналы и газеты, издаваемые для родителей (законных представителей)и родителями (законными представителями, фото-отчеты, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, а также аудиозаписи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и др. Данная информация может размещаться на стендах ОУ, а так же на сайте ОУ.
К формам взаимодействия с родителями (законными представителями) предъявляются такие требования как востребованность, оригинальность, интерактивность.
6. Этические нормы взаимодействия ОУ с семьями воспитанников:
-Неприкосновенность частной жизни, защита чести, достоинства и семейной тайны;
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (законными представителями);
- Позитивный настрой на общение;
- Проявлять корректность, выдержку, внимательность и такт к родителям (законным представителям);
- Проявлять индивидуальный подход к каждому родителю (законному представителю);
- Не допускать высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, раса, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
- Не допускать грубости, обвинений, угроз, оскорбительных выражений.
-Быть открытыми для общения.
7. Документация и отчетность.
В группе должна быть следующая документация, отражающая основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями воспитанников:
- Годовой план сотрудничества с семьей;
- Календарный план сотрудничества с семьей;
- Социальный паспорт семей группы;
- Сведения о родителях (законных представителях);
- Протоколы родительских собраний;
О результатах взаимодействия с семьями воспитанников воспитатели отчитываются ежегодно на итоговом заседании педагогического совета.
Критерии оценки эффективности взаимодействия ОУ с семьей.
Мотивационно - ценностный компонент:
Родители:
- сформирована потребность во взаимодействии с педагогами с целью реализации ООП ДО
- Осознание родителями (законными представителями) значимости их помощи ОУ в педагогической деятельности.
- Положительный эмоциональный настрой родителей (законных представителей) на совместную работу по воспитанию детей.
Педагоги: осознают необходимость взаимодействия с семьей по реализации ООП, потребность в изменении характера взаимодействия (от субъект-объектного к субъект-субъектному); обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников.
Когнитивный компонент:
Родители:
-знают психофизиологические особенности детей дошкольного возраста;
-знают приемы и методы взаимодействия с педагогами;
- рост педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
Педагог:
-владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
умеет ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д.
Деятельностно - поведенческий компонент:
Родители:
- реализуют методы, приемы воспитания ребёнка дошкольного возраста;
- активно взаимодействуют с педагогами ДОпореализации единой программы воспитания и развития ребенка в ОУ и семье.
- участвуют в образовательном процессе ОУ.
- увеличивается посещаемость родителями (законными представителями) мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей (законных представителей) анализировать собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей).
Педагог:
- учитывает социальный запрос родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;
- умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей; признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как «помощника»;
- стремится к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.
Рефлексивный:
Родители:
-осознанно принимают решение по различным педагогическим ситуациям
- целенаправленно обращаются за консультацией к педагогам и специалистам ОУ
-высказывают удовлетворенность родителями (законных представителей) качеством организации образовательных услуг в ОУ.
Педагоги:
- владеют самодиагностикой процесса организации общения с родителями, выявления положительных моментов и недостатков;
- осознают собственные ошибки и трудности в организации общения с родителями воспитанников, формируют установки на доверительное безоценочное взаимодействие с ними.
Методы исследования достижения планируемых результатов:
1. Анализ документов (в течение года по плану контрольно-аналитической деятельности):
Критерии анализа годового плана:
1) планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
2) учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;
3) планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;
4) разнообразие планируемых форм работы;
5) планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т. д.);
6) выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, на муниципальном и региональном уровнях;
7) выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри дошкольного учреждения, внутри микрорайона, в округе.
Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
1) планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;
2) разнообразие планируемых форм работы с семьей;
3) наличие анализа результативности проведенных мероприятий. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
1) разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
2) отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);
3) учет мнения и пожеланий родителей при организации
2. Анализ практического материала по сотрудничеству с семьями воспитанников (ежегодно в апреле-мае)
Подтверждением того, что планируемые мероприятия действительно реализуются, являться фактический материал: сценарии и конспекты, фото- и видеоматериалы.
3. Оценка применения индивидуального подхода к семьям воспитанников (ежегодно в апреле-мае)
1) проведение в ОУ социологических срезов для получения данных о семьях;
2) изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;
3) использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы
4) изучение запросов, нужд, интересов родителей;
5) выявление, обобщение, внедрение и распространения передового опыта семейного воспитания;
6) изучение мнения родителей о работе
4. Выявление запросов воспитателей по организации сотрудничества с семьей:(ежегодно в мае-июне)
1)Анкетирование воспитателей с целью выявление трудностей, возникающих у воспитателей при взаимодействии с родителями.
5. Анкетирование родителей с целью оценки качества работы ДО (ежегодно в мае-июне)
6. Тестирование с целью изучения родительского мнения по различным вопросам образования и воспитания детей (в течении года по мере необходимости).
7. Сравнительный анализ уровня родительской активности (ежегодно в мае-июне): посещение родительских собраний, совместных мероприятий, участие в анкетировании)
После анализа оценивания достижения планируемых результатов, состояния взаимодействия общеобразовательного учреждения с семьями подразделяется на три уровня:
Высокий уровень организации взаимодействия ОУ с семьей:
1) отсутствие формализма в организации работы с семьей;
2) учет социального запроса (интересов, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
3) социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т. д.) и учет его особенностей в планировании работы;
4) использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных, поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей;
5) систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОв области взаимодействия с семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами);
6) стремление к диалогу при организации работы с родителями;
7) выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
8) «открытость» ОУ для родителей;
9) осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.
Средний уровень организации взаимодействия ОУ с семьей:
1) стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу;
2) минимальный учет в работе интересов и потребностей, запросов родителей;
3) изучение социального профиля семей воспитанников (без активного использования полученных данных в работе);
4) сочетание использования во взаимодействии с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы, при большем акценте на традиционные формы;
5) нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогов в области взаимодействия с семьей;
6) организация открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни;
7) отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;
8) использование наглядно-информационных форм работы с семьей, поиск путей наиболее рационального их применения.
Низкий уровень организации взаимодействия ОУ с семьей предполагает:
1) формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей;
2) отсутствие учета в работе интересов и потребностей и запросов родителей;
3) изучение социального профиля семей воспитанников (без использования полученных данных в работе);
4) бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей;
5) организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников;
6) отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;
7) отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьей;
8) неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов.