Илякова Юлия
Коррекции нарушений устной речи с помощью элементов анималотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучении и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и
совершенствованию содержания их обучения, в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (МалафеевН. Н.).
Часто сопровождается проблемами речи, как устной, так и письменной:
. недостаточная сформированость фонетико-фонематической стороны речи;
• отставание в развитии фонематического анализа и синтеза;
• недостаточная сформированость лексико-грамматических категорий;
• отставания в развитии связной речи.
Нарушение как устной, так и письменной речи усугубляют познавательную деятельность обучающихся.
Задержка психического развития не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения. Однако требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка. В связи с этим, учащиеся в классах коррекционно-развивающего обучения нуждаются в систематической коррекционно - логопедической работе.
Учитывая специфику развития учащихся, ведущей технологией коррекционно-развивающих логопедических занятий была выбрана игровая анималотерапия. На занятиях логопеда дети становятся активными субъектами игровой ситуации. Игра помогает созданию ситуации успеха у учеников, что позволяет преодолевать имеющиеся затруднения, связанные с коммуникацией, повышает познавательную и речевую активность детей, ведет к лучшему усвоению нового материала.
К. Уилсон считает, что присутствие животного в школе может помочь как детям, так и учителям и объясняют подобный эффект наличием следующих факторов:
1) животные в большой степени способствуют усилению внимания;
2) наблюдение за животными и взаимодействие с ними меняет поведение детей в лучшую сторону;
3) присутствие животных стимулирует вербальную и невербальную экспрессию.
В настоящее время ученые (Л. Черноусько, О. Р. Арнольд, О. В. Артемова, Д. Натансон и др.) выделяют определенные виды анималотерапии.
1. Ненаправленная анималотерапия – взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического значения.
2. Направленная анималотерапия – целенаправленное использование животных и (или) их символов по специально разработанным терапевтическим программам.
Направленная анималотерапия, в свою очередь, подразделяется на виды в зависимости от того, какие именно животные используются – иппотерапия, дельфинотерапия, канистерапия, фелинотерапия и др.
Исследователи отмечают, что систематические занятия, проводимые с эмоциональным подъемом, увлечением, разнообразием исследуемых материалов, наглядности способствуют коррекции и дальнейшему психическому развитию ребенка (Н. Л. Кряжева, С. А. Радионова и др., устранению речевых нарушений, совершенствованию способностей детей с речевыми недостатками. Кроме того, наблюдения и занятия с животными помогают ребенку расслабиться, снимают психическую напряженность, активизируют внимание, позволяют лучше запомнить предложенный педагогом материал, дают ребенку ощущение свободы и радости, способствуют игровой инициативе, укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию, доверию, доброте.
С. В. Комышева пишет, что в работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией, арт-терапией, телесно-ориентированными методами.
В связи с этим, была разработана специальная программа, включающая элементы анималотерапии и направленная на развитие всех компонентов речевой деятельности, высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, познавательной активности у учащихся классов.
Логопедическая работа строится в соответствии со следующими принципами:
1) онтогенетический;
2) единства диагностической, коррекционной и профилактической работы, отражающей целостность всего процесса;
3) последовательности и поэтапности в реализации ведущих задач;
4) опоры в коррекции нарушений на сохранные качества личности и компоненты речи;
5) связи речи с другими сторонами психического развития учащихся;
6) предметно-практической направленности процесса воспитания.