Венера Шарапова
Пояснительная записка к лепбуку «Звуки и буквы»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Шарапова Венера Яхиевна
Лепбук «Звуки и буквы»
Пояснительная записка
Изучение звуков и букв родного языка детьми 5-7 лет групп компенсирующей направленности с нарушениями речи всегда вызывает определенные трудности. Поэтому в своей практической деятельности я разработала и использую лэпбуки по обучению грамоте и по развитию связной речи.
Публикация «Пояснительная записка к лепбуку „Звуки и буквы“» размещена в разделах
Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук.
Лэпбук - не просто книжка с картинками и кармашками. Это учебное пособие, которое я использую на всех этапах работы: постановка, автоматизация и дифференциация звука, а также знакомство с буквой. Также упражнения и игры направлены на формирование всех сторон речи: развитие фонематического слуха и восприятия, лексико-грамматических навыков, связной речи. Таким образом, можно сказать, что лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети. Лэпбук предназначен для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста.
В пособии лэпбук «Звуки и буквы» отражены следующие разделы:
Алфавит; какие бывают звуки речи; гласные и согласные (фонетическая таблица)
Задание 1: Распределить по кармашкам гласные и согласные буквы. При определении дети опираются на свои ощущения: положение языка в ротовой полости, тактильно-вибрационный контроль, наличие воздушной струи и её длину.
Задание 2. «Сделай букву сам»
Задание 3. Разложить картинки по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом.
Задание 4. Найдите пару. Парные звуки. Звонкие и глухие звуки.
Задание 5. Раскрась те предметы, где есть буква П.
Задание 6. Соберите слова из чего состоит дерево (корни,листва,ветки,крона,ствол)
Задание 7. Проговаривать слоги (по ромашке)
Задание 8. Ребусы
Прямые слоги л-л-л-ла, л-л-л-лу
Обратные слоги ал-л-л-л, ул-л-л-л
Чистоговорки дети составляют самостоятельно, опираясь на рисунки. За основу берут последний слог в слове: «Ца-ца-ца- на лугу овца» и т. п.
Книжка-гармошка со стихами про буквы и звуки.
Книжка- малышка тренировочные упражнения и загадки про буквы и звуки.
Игры со слогами; на что похожа буква; «Азбука - лото».
Артикуляционная гимнастика.
В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы. (Фонетику, словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики). Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции.
В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется и совершенствуется. Здесь нет границ для фантазии, формы представления могут быть любые: тексты, рисунки, картинки игры. Всё, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся стрелочки ромашка, конвертиках разных форм, карточках, открывающий цветок и т. д. Для детей в основном доступны именно эти формы, для взрослых же границ для фантазии нет.
Лэпбук по обучению грамоте позволяет в интересной и доступной форме знакомить детей со звуками и буквами родного языка, учить анализировать звучащее слово, помогает сформировать первоначальные навыки чтения и письма.
Лэпбук содержит систематизированный практический материал, который помогает мне организовать, спланировать и провести работу с детьми.
Игровой характер многих заданий поможет дошкольнику быстрее и лучше понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв и сделает этот процесс более интересным и увлекательным.
Всем известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества мы находим использование лэпбука в образовательном процессе. Его можно использовать как в детском саду, так и дома.
Результаты использования «лэпбука» в совместной деятельности.
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает «лэпбук» и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.
3. Ребенок дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию– хорошая подготовка к обучению в школе.
4. «Лэпбук» хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.