Светлана Бузанова
Программа внеурочной деятельности «Инфознайка»
▼ Скачать
1. Пояснительная записка
Общая характеристика курса «Инфознайка»
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Дополнительная образовательная программа по информатике «Инфознайка» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе:
1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 22.12.2012г.
№273-Ф3.
Публикация «Программа внеурочной деятельности „Инфознайка“» размещена в разделах
2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897)
3. Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. 2 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
4. Бородин М. Н., Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы : методическое пособие, 2014.
Курс «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития. Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ, в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из четырех ступеней, фактически продолжающих друг друга.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Цели и задачи курса «Инфознайка»
Цель программы :
Формирование начальной информационной компетенции и культуры обучающегося, формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки, хранении и передачи информации, дать учащимся начальные знания в области информатики, обучить их работе на компьютере в системной среде MS Office, графическом редакторе.
Данная цель достигается решениями следующих задач:
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки, хранении и передачи информации;
ознакомить с понятиями
формировать основные навыки и умения использования компьютерных устройств;
формировать представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, программа, графический редактор, текстовый редактор, модель – и их свойствах;
формировать алгоритмическое мышление, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; создавать умения составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;
формировать знания об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формировать умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
воспитать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации.
Сведения об учебной программе
Программа курса рассчитана на 34 часа
Формы занятий
Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
• демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
• фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
• самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Режим занятий:
Занятия проводятся: 1 раз в неделю
Содержание программы
Компьютер, информация, операционная система.
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Человек и компьютер. История возникновения компьютера. Понятие информация. Виды информации по способу восприятия. Виды информации по способу представления. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Устройства ввода и вывода информации. Рабочий стол. Представление о файле и папке. Создание папки и действия с ней. Запуск программы. Основные действия с окном.
Технология обработки текстовой информации.
Назначение и основные функции текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора MS Office. Настройка рабочей среды.. Повторение основных правил набора текста. Основные элементы текста. Приемы перемещения по тексту. Редактирование текста. Фрагмент текста, действия с ним. Изменение шрифта. Списки. Маркированные и нумерованные списки. Вставка в текстовый документ таблицы. Редактирование таблицы. Графические изображения в текстовом документе. Сохранение и открытие текстового документа.
Технология обработки числовой информациии.
Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Выполнение арифметических действий в программе. Работа с двумя программами.
Технология обработки графической информации.
Назначение и основные функции графического редактора Paint. Повторение приемов создания изображений с помощью основных инструментов для рисования. Настройка инструментов Редактирование компьютерного рисунка.
Сборка рисунка из деталей. Фрагмент рисунка, действия с ним. Работа с текстом в графическом редакторе. Построение геометрических фигур. Сохранение созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске.
Обобщающее занятие.
2. Планируемые результаты освоения курса
С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
1-я группа требований: личностные результаты Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик» :
1.1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
1.2) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
1.3) социальные компетенции;
1.4) личностные качества
2-я группа требований: метапредметные результаты Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:
2.1) познавательных;
2.2) регулятивных;
2.3) коммуникативных;
2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)
3-я группа требований: предметные результаты Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
• наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
• соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;
• устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
• понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
• выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как, такой же, как, различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
• решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
• самостоятельно составлять план действий (замысел, проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы, разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если… то…», «не только, но и…» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
• овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — путем поиска (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
• получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?»;
• получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?», нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;
• приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось:
• учетом индивидуальных интеллектуальных различий учащихся в образовательном процессе через сочетания типологически ориентированных форм представления содержания учебных материалов во всех компонентах УМК;
• оптимальным сочетанием вербального (словесно-семантического, образного (визуально-пространственного) и формального (символического) способов изложения учебных материалов без нарушения единства и целостности представления учебной темы;
• учетом разнообразия познавательных стилей учащихся через обеспечение необходимым учебным материалом всех возможных видов учебной деятельности.
Кроме того, соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось через развитие операционно-деятельностного компонента учебников, включающих в себя задания, формирующие исследовательские и проектные умения. Так, в частности, осуществляется формирование и развитие умений:
• наблюдать и описывать объекты;
• анализировать данные об объектах (предметах, процессах и явлениях);
• выделять свойства объектов;
• обобщать необходимые данные;
• формулировать проблему;
• выдвигать и проверять гипотезу;
• синтезировать получаемые знания в форме математических и информационных моделей;
• самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих практических действий и др.
В результате всего вышеперечисленного происходит развитие системы УУД, которые, согласно ФГОС, являются основой создания учебных курсов.
Все компоненты УМК представляют собой единую систему, обеспечивающую преемственность изучения предмета в полном объеме. Эта системность достигается:
1) опорой на сквозные содержательные линии:
• информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);
• информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
• источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
• работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
• средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, мультимедийные устройства);
• организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и др.);
2) использованием общей смысловой структуры учебников, позволяющей осуществить названную преемственность. Компоненты этой структуры построены в соответствии с основными этапами познавательной деятельности :
• раздел «Повторить»—актуализация знаний. Содержит интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе, способствует установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностно значимая информация). Выбранные авторами примеры могут быть знакомыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных интересов;
• содержание параграфа представлено через компоненты деятельностного ряда : «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь» — новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последовательность действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе развивается творческая деятельность;
• разделы «Мы поняли», «Мы научились» — рефлексия. Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использование средств стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при подготовке к контрольной работе);
• «Слова и термины для запоминания» — обобщающее знание. Обобщение и классификация;
• практические задания, включая задания в рабочих тетрадях и ЭОР. Формирование и развитие умений использовать полученные теоретические знания по информатике, умений структурировать содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач (культура мышления, культура решения задач, культура проектной и исследовательской деятельности); формирование и развитие умений осуществлять планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и сознательно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и самоопределение); формирование и развитие умений по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных задач, а также умений по организации сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.
Таким образом, структура изложения материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД, которые формируются и развиваются в рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности. Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
• учебную мотивацию;
• учебную цель;
• учебную задачу;
• учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);
• метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).
В программе преследуется оптимальное сочетание научного и методического аспектов в построении курса учебного предмета, поэтому содержание компонентов базируется на исторической логике развития науки. В программе обеспечивается оптимальное сочетание научного содержания и методики организации обучения. В частности, будет использована следующая структура урока.
3. Календарно-тематическое планирование курса
3 год обучения. (3 «В» класс)
№ Дата
проведения Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов в том числе
теоретических практических
1. Компьютер, информация, операционная система. 9 7 2
1 Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. 1 1
2 Человек и компьютер. История возникновения компьютера. 1 1
3 Что такое информация? Виды информации по способу восприятия. 1 1
4 Виды информации по способу представления. 1 1
5 Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.
Устройства ввода и вывода информации. 1 1
6 Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Представление о файле и папке. 1 0,5 0,5
7 Создание папки и действия с ней. 1 0,5 0,5
8 Изменение настроек Рабочего стола. 1 0,5 0,5
9 Запускаем программы. Освоение основных действий с окном. 1 0,5 0,5
2. Технология обработки текстовой информации. 12 4,5 7,5
10 Назначение и функции текстового процессора MS Office Word.
Знакомство с интерфейсом. 1 0,5 0,5
11 Основные правила набора текста. Набор текста по образцу. 1 0,5 0,5
12 Основные элементы текста. Освоение приемов перемещения по документу. 1 0,5 0,5
13 Набор текста по образцу. Редактирование текста. 1 1
14 Действия с фрагментами текста. 1 0,5 0,5
15 Изменение шрифта текстового документа. 1 0,5 0,5
16 Списки. Создание простейшего маркированного и нумерованного списков. 1 0,5 0,5
17 Вставка в текстовый документ таблицы. 1 0,5 0,5
18 Редактирование таблицы. 1 0,5 0,5
19 Рисование таблицы. 1 1
20 Графические изображения в текстовом документе. Создание рисунка с помощью панели Рисование. 1 0,5 0,5
21 Создание рисунка с помощью панели Рисование. Конкурс рисунков. 1 1
3. Технология обработки числовой информации. 2 1 1
22 Калькулятор – помощник математиков. Выполнение арифметических действий в программе Калькулятор. 1 0,5 0,5
23 Освоение совместных действий при работе с двумя программами. 1 0,5 0,5
Технология обработки графической информации. 13 4 ,5 8,5
24 Назначение и функции графического редактора Paint. Знакомство с интерфейсом. 1 0,5 0,5
25 Настройка инструментов для рисования. 1 0,5 0,5
26 Создание компьютерного рисунка. 1 1
27 Редактирование и сохранение рисунка. 1 0,5 0,5
28 Сборка рисунка из деталей. 1 0,5 0,5
29 Создание рисунка с помощью приема вспомогательных построений. 1 0,5 0,5
30 Работа с текстом. Оформление надписей на рисунке. 1 0,5 0,5
31 Построения геометрических фигур. 1 0,5 0,5
32 Действия с фрагментами рисунка. 1 0,5 0,5
33 Действия с фрагментами рисунка. 1 1
34 Обобщающее занятие. Подведение итогов. 1 1
ИТОГО 34 15 19