Наталья Николаевна Смирнова
Программа внеурочной деятельности «Игровое ГТО» для обучающихся с 6 до 10 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Управление народного образования
администрации городского округа город Бор
Нижегородской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1
Программа внеурочной деятельности
«Игровое ГТО»
Программа рассчитана на 4 года для обучающихся 6 -10 лет
Составитель
Смирнова Наталья Николаевна
г. о. г. Бор
2022-2023 у. г.
Пояснительная записка
Публикация «Программа внеурочной деятельности „Игровое ГТО“ для обучающихся с 6 до 10 лет» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- ГТО в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартам на основе программы «Внеурочная деятельность Подготовка к сдаче комплекса ГТО», авторы: В. С Кузнецов; Г. А. Колодницкий, рабочими программами «Физическая культура. Предметная линия учебников В. И. Ляха 1 – 4 классы» и Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Актуальность
Возрождение комплекса ГТО, призванного мотивировать школьников к систематической физической подготовке на уроке, в спортивной секции, самостоятельно. Что способствует всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности.
Направленность программы – общеразвивающая и прикладная.
Отличительные особенности программы
Программа предусматривает широкое использование на занятиях подвижных игр и эстафет, что способствует эмоциональности занятий и как следствие повышает их эффективность. Повышению мотивации школьников к занятиям по программе комплекса ГТО способствует и участие в контрольных прикидках, соревнованиях по общей физической подготовке, физкультурных праздниках и т. п.
Адресат программы
Программа внеурочной деятельности «Игровое ГТО» ориентирована на младших школьников и имеет общий объем 68 часа, 2 часа в неделю.
Объем программы
Представленная программа организации работы кружка «Игровое ГТО» реализуется в течение года в 1-4классах. Программа предусматривает работу кружка: 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Формы обучения и виды занятий по программе
Форма организации внеурочной деятельности : очное.
Основными формами образовательного процесса являются: фронтальная, групповая, станционная и индивидуальный метод.
Формы и методы контроля: текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающихся практических заданий (испытания (тесты). Итоговый контроль реализуется в форме соревнований («Мы готовы к ГТО!») с присвоением золотых, серебряных и бронзовых знаков отличия.
Методы обучения : словесный (объяснение, указания, команда, убеждение, наглядный (демонстрация, наглядные пособия, и т. д., разучивание нового материала (в целом и по частям). Подход: системно - деятельностный.
Основные виды деятельности учащихся : учебный, двигательный, игровой, соревновательный.
Срок освоения программы : 1 год.
Цель и задачи программы
Цель:
-осуществление подготовки учащихся к сдаче нормативов ГТО
-ознакомления с требованиями комплекса ГТО.
Задачи:
-знакомство с историей, задачами и структурой ГТО.
-знакомство с нормативной базой.
-обучение техники выполнения упражнений;
-рекомендации к недельному двигательному режиму учащегося -вовлечение как можно большего количество участников образовательного процесса в здоровый образ жизни.
Образовательный процесс по данной программе направлен на решение следующих задач:
*содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
*обучение основам базовых видов двигательных действий;
*дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
*формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
*выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
*углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
*воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
*выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
*формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
*воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
*содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Планируемые результаты
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Программа предусматривает достижение следующих результатов:
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе подготовка к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Метапредметные результаты отражаются в умении самостоятельно определять цели и задачи своего обучения и подготовки к сдаче нормативов, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, работать индивидуально и в группе, разрешать конфликты.
Предметные результаты отражаются в понимании роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, в приобретении опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности :
· осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
· социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Критериями эффективности разрабатываемых программ внеурочной деятельности «Игровое ГТО», помимо результатов выполнения нормативов комплекса ГТО, должны быть связанные с этим комплексом показатели сформированности культуры личности школьников:
- знание роли физкультурно-спортивной деятельности для целостного развития личности, для обеспечения здорового образа жизни,
– роли и значения комплекса ГТО, его места в системе физического воспитания, в учебной и профессиональной деятельности;
- отношение школьников к комплексу ГТО и физкультурно-спортивной деятельности в целом;
– ориентация на гуманистические идеалы, нормы, образцы поведения в соперничестве;
- личное участие в физкультурно-спортивной деятельности, в подготовке к выполнению норм комплекса ГТО, соблюдение здорового образа жизни, умение и готовность самостоятельно заниматься физкультурно-спортивной деятельностью и подготовкой к выполнению норм комплекса ГТО.
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности обучающиеся научаться :
выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
играть в подвижные игры;
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
выполнять строевые упражнения; соблюдать правила игры;
Выполнять нормативы согласно требованиям ВФСК ГТО.
Обучающиеся получат возможность сдать нормы ВФСК ГТО на золотой, серебряный или бронзовый знак.
Тематический план
№ Название раздела Общее количест во часов Часы ауди
торных занятий Часы внеауд
иторных
активных занятий
1. Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях физической культурой. 1 1
2. Телесное воспитание, ГТО и его нормативы, как ориентиры телесного воспитания. Ознакомление с нормативами ГТО. 1 1
3. Подвижные игры для развития мышц ног и подготовки к выполнению норматива «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами - 1-2 класс и для 3-4 класса - прыжок в длину с разбега». 3 3
4. Подвижные игры для развития мышц рук, брюшного пресса, спины и подготовки к выполнению норматива «Подтягивание из виса на высокой перекладине или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу». 2 2
5. Двигательная культура и физкультурно-двигательное воспитание. 1 1
6. Подвижные игры на развитие быстроты для подготовки к выполнению нормативов учащимися 1-2 классов - челночный бег или бег на 30м, 3-4 класс - бег на 60м 5 5
7. Подвижные игры на развитие выносливости для подготовки к выполнению нормативов учащимися 1-2
классов - «Бег на лыжах на 1км или на 2 км или смешанное передвижение на 1,5 км по пересеченной местности, или смешанное передвижение на 1 км»; учащимися 3-4 классов - «Бег на 1 км», «Бег на лыжах на 1 км или на 2 км или кросс на 2 км по пересеченной местности». 6 6
8. Подвижные игры на развитие скоростно-силовых качеств для подготовки к выполнению норматива учащимися 3-4 классов «Прыжок в длину с разбега». 1 1
9. Подвижные игры на развитие гибкости для подготовки к выполнению норматива «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу или на гимнастической скамье». 2 2
10. Подвижные игры на развитие скоростно-силовых качеств для подготовки к выполнению нормативов «Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м» учащимися 1-2 классов, «Метание мяча весом 150 г» - учащимися 3-4 классов. 3 3
11. Социально-ориентирующие игры: сюжетно-ролевые игры, направленные на пропаганду, популяризацию комплекса ГТО и содействующие личностному развитию школьников. 2 2
12. Инновационные игры, которые придумывают сами участники или модернизируют, видоизменяют традиционные игры для решения конкретных задач. 1 1
13. Спортивная культура и спортивное воспитание.
Спортивная тренировка и спортивные соревнования. Массовые спортивные соревнования школьников, особенности их организации и проведения (программа, система определения победителей и т. д.). 1 1
14. Массовые спортивные соревнования. «Мы готовы к ГТО» 5 5
Всего 34 4 30
Календарно-тематическое планирование ВД «Игровое ГТО»
№
п / п Содержание занятия Дата
План факт
1 Вводное занятие. Техника
безопасности на занятиях физической культурой. Красота тела, пропорции, возможность его совершенствования. Мифы и легенды о древних Олимпийских играх,
Олимпийских богах.
2 Телесное воспитание, ГТО и его нормативы, как ориентиры телесного воспитания. Ознакомление с нормативами ГТО. (презентация).
3 Разминка. Подвижные игры для развития мышц ног: «Удочка», «Волк во рву».
4 Разминка. Подвижные игры для развития мышц ног:
«Зайцы в огороде», «Челнок».
5 Разминка. Подвижные игры для развития мышц ног:
«Охотники и утки», «Парашютисты».
6 «Осенний кросс».
7 Разминка. Подвижные игры для развития мышц рук, брюшного пресса, спины: «Втяни в круг», «Кто сильнее».
8 Физкультурно-двигательная деятельность, виды, формы, разновидности. Правильная и совершенная техника движений, максимальная амплитуда, красота, легкость и свобода движений.
Нормы ГТО и их выполнение.
9 Разминка. Подвижные игры на развитие быстроты: «Вызов номеров» «Не дай палке упасть».
10 Разминка. Подвижные игры на развитие
быстроты: «День и ночь», «Ловля парами».
11 Разминка. Подвижные игры на развитие быстроты: «К своим флажкам», «Салки».
12 Разминка. Подвижные игры на развитие
быстроты: «Снайпер», «Два мороза».
13 Разминка. Подвижные игры на развитие быстроты: «Салки с выручкой», «Команда быстроногих».
14 Разминка. Подвижные игры на развитие
выносливости : «Парные гонки».
15 Разминка. Подвижные игры на развитие выносливости: «Веселые лыжники».
16 Разминка. Подвижные игры на развитие
выносливости: «Гонка с выбыванием».
17 Разминка. Подвижные игры на развитие
выносливости: «Сумей догнать».
18 Соревнования «Лыжные гонки».
19 Разминка. Подвижные игры на развитие
выносливости: «Сороконожка на лыжах».
20 Разминка. Подвижные игры на развитие
выносливости: «Выбивалы».
21 Разминка. Подвижные игры на развитие скоростно-силовых качеств: «Лисы и куры», «Прыжок за прыжком».
22 Разминка. Подвижные игры на развитие гибкости:
эстафеты «Гонка мячей», «Путаница».
23 Разминка. Подвижные игры на развитие гибкости: «Ящерицы», «Мостики», «Прокати мяч под мостиком».
24 Разминка. Подвижные игры на развитие скоростно-силовых качеств: «Толкание ядра»,
«Подвижная цель».
25 Разминка. Подвижные игры на развитие скоростно-силовых качеств: «Попади в мяч», «Кто дальше бросит».
26 Разминка. Подвижные игры на развитие скоростно-силовых качеств: «Бомбардиры», «Метко в цель».
27 Разминка. Социально-ориентирующие игры
«Вулкан».
28 Разминка. Социально-ориентирующие игры «Соседи».
29 Спортивное мероприятие «Банка весёлых затей».
30 Разминка. Подвижные игры для развития мышц рук, брюшного пресса, спины: «Перетяни за линию», «Бег на руках».
31 Инновационные игры «Один день на олимпиаде».
32 Спортивная культура и спортивное воспитание. Спортивная тренировка и спортивные соревнования. Массовые спортивные соревнования школьников, особенности их организации и проведения (программа, система определения победителей и т. д.).
33 Соревнования «Мы готовы к ГТО»(сдача нормативов ГТО)
34 Соревнования «Кругосветка.» (сдача норм ГТО)
Содержание занятий
1. Вводное занятие Красота тела, пропорции, возможность его совершенствования. Мифы и легенды о древних Олимпийских играх, Олимпийских богах и олимпиониках.
2. Телесное (соматическое) воспитание. Организм человека, основные параметры физического состояния и развития. Тело человека, пути, механизмы и средства воздействия для его формирования, коррекции и совершенствования. ГТО и его нормативы, как ориентиры телесного воспитания.
Подвижные игры для развития мышц ног и подготовки к выполнению норматива «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами» : «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Лиса и куры», «Парашютисты», «Охотники и утки», «Удочка», «Челнок».
Подвижные игры для развития мышц рук, брюшного пресса, спины и подготовки к выполнению норматива «Подтягивание из виса на высокой перекладине или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» : «Кто сильнее», «Бег на руках», «Втяни в круг», «Перетяни за линию».
Двигательная культура и физкультурно-двигательное воспитание. Физкультурно-двигательная деятельность, виды, формы, разновидности. Правильная и совершенная техника движений, максимальная амплитуда, красота, легкость и свобода движений. Нормы ГТО и их выполнение для физкультурно-двигательного воспитания.
Подвижные игры на развитие быстроты для подготовки к выполнению нормативов учащимися 1-2 классов - челночный бег или бег на 30м, 3-4 классов - бег на 60м «Вызов номеров»,
«Падающая палка», «Салки», «Ловля парами», «Снайпер», «Два мороза», «К своим флажкам», «Салки с выручкой», «День и ночь», «Команда быстроногих».
Подвижные игры на развитие выносливости для подготовки к выполнению нормативов учащимися 1-2 классов - «Бег на лыжах на 1км или на 2 км или смешанное передвижение на 1,5 км по пересеченной местности, смешанное передвижение на 1 км»; учащимися 3-4 классов - «Бег на 1 км», «Бег на лыжах на 1 км или на 2 км или кросс на 2 км по пересеченной местности) : Парные гонки, Веселые лыжники, «Перехват мяча», «Выбивалы», «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Круговые эстафеты», «Сороконожка на лыжах»
Подвижные игры на развитие скоростно-силовых качеств для подготовки к выполнению норматива учащимися 3-4 классов - «Прыжок в длину с разбега») : те же, что для учащихся 1-2 классов при подготовке к выполнению норматива «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами».
«Лиса и куры», «Прыжок за прыжком»
Подвижные игры на развитие гибкости для подготовки к выполнению норматива «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу или на гимнастической скамье) : эстафеты «Гонка мячей» (над головой, между ног, в сторону, «Прокати мяч под мостиком».
«Мостики», «Путаница», «Ящерицы».
Подвижные игры на развитие скоростно-силовых качеств для подготовки к выполнению нормативов «Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м» учащимися 1-2 классов, «Метание мяча весом 150 г» учащимися 3-4 классов: «Толкание ядра», «Бомбардиры», «Точная подача» «Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Попади в мяч», «Подвижная цель».
Социально-ориентирующие игры: сюжетно-ролевые игры, направленные на пропаганду, популяризацию комплекса ГТО и содействующие личностному развитию школьников.
Инновационные игры, которые придумывают сами участники или модернизируют, видоизменяют традиционные игры для решения конкретных задач.