Светлана Белоглазова
Программа «Удивительный мир оригами» для детей старшей группы (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Удивительный мир оригами» для детей старшей группы (5–6 лет)
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Темочки:
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем развитии личности ребенка.
Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. При этом решается и психологическая задача – чтобы воспитанники были в состоянии эмоционального комфорта, ощущали радость детства.
Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры и одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия оригами. Оригами — древнее японское искусство складывания бумаги.
Это занятие интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это — чудо! В одном листике скрыты многие образы: кораблик, самолетик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. А из простого модуля можно сложить красивые шары, героев любимых мультфильмов, роскошные цветы, животных, птиц и даже машины, корабли, замки.
Кроме того- занятия оригами несут в себе огромный коррекционный потенциал. Оригами : :
• Развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
• Способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
• Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
• Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы).
•Совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда.
• Имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
• Составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков.
• Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте, схеме способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.
Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития старших дошкольников.
Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей.
Еще одним аргументом в пользу занятий оригами служит тот факт, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.
Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами - идеальная дидактическая игра, своего рода конструктор, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект
Данная программа составлена на основе авторской программы «Оригами» Васильевой Т. А. и программы «Художественный труд» Т. Н. Просняковой, рекомендованной МО РФ, 2003г.
и является модифицированной программой художественно-эстетической направленности.
Цель данной программы :
приобщение детей к миру оригами, как эффективного средства творческого развития личности ребенка. Занятия направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников.
Задачи программы :
Обучающие
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству оригами.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Для родителей: познакомиться с программой, заинтересовать ребенка в изготовлении бумажных игрушек.
Для воспитателей: обучить детей искусству оригами, познакомить их с графическим языком оригами, развивать творческое воображение, познавательную и речевую активность, предлагать домашнее задание родителям.
Программа рассчитана на годичный курс обучения детей старшей группы детского сада. Продолжительность занятия – 25 минут.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью воспитателя каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 - 15 человек.
Занятия проводятся один раз в месяц с 1 сентября по 25 мая.
При выборе идеи занятия педагогу целесообразно использовать:
1. Дополнительную информацию об изготавливаемом объекте, поскольку она удовлетворяет детское любопытство, помогает найти разные варианты.
2. Информацию о материале (в данном случае о бумаге).
3. Информацию о технике или о ремесле. Дети с интересом узнают о древних корнях оригами.
4. Нравственная мотивация. Воспитателю можно изготавливать подарки родителям на день рождения, участвовать в конкурсах творческих работ.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы можно использовать аудио записи звуков живой природы и музыки, что влияет на эмоциональное состояние и настроение ребенка
Формы и методы обучения.
В процессе занятий используются различные формы:
• традиционные, комбинированные и практические занятия;
• лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т. д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный –дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях :
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе воспитанники :
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе
Планирование занятий
№ Название занятия Цель Сроки проведения
1 Техника безопасности
при работе с ножницами. Учить детей быть осторожными и внимательными, соблюдать правила безопасного поведения при работе с ножницами. сентябрь
2 Вводное занятие "Знакомство с оригами"
Познакомить детей с японским искусством оригами.
сентябрь
3 "Мой любимый сказочный герой. Незнайка"
развитие творческих способностей детей путем обеспечения единства решения игровых, познавательных и практических задач
октябрь
4 «Осенний натюрморт»
Совершенствовать технику вырезания симметричных предметов, развивать чувство формы. Развивать чувство цвета при оформлении работы.
ноябрь
5 «Журавлик»
Научить складывать классическую модель фигуры журавлика, на основе базовой формы «Птица».
декабрь
6 «Наши руки не для скуки»
Развивать воображение. Формировать умение вырезать изображение по сложному контуру январь
7 «Самолет»
Учить детей делать из бумаги самолёт; закрепить умение складывать бумажный лист вдвое, по диагонали ; познакомить с историей авиации ; воспитывать чувство патриотизма. февраль
8 "Бабочка, давай играть!"
повышать интерес к изготовлению поделок в стиле оригами : продолжать закреплять умение складывать квадрат по диагонали, умение соотносить по цвету; упражнять в аккуратном наклеивании, развивать фантазию. март
9 «Плетеные поделки»
Научить детей технике плетения на для создания на основе этого способа разных поделок. Развивать мелкую моторику и чувство цвета при выборе бумаги.
апрель
10 «Оригами на праздничном столе»
Учить детей применять знания, полученные на занятиях оригами, в повседневной жизни.
май
Используемая литература:
1. https://www.origami-school.narod.ru/page_04.htm
2.. Барсанова Т. А. Уроки труда в школе радости. Санкт-Петербург, «Образование», 1999
3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Санкт-Петербург, «Речь», 2003
4. Афонькин С. Ю. Афонькина Е. Ю. «Уроки оригами в школе и дома». М., «Аким», 2002
5. Долбженко Г. «100 оригами». Ярославль, 2000
6. Мейстер А. Г. Бумажная пластика, М. «Астрель», 2001
7.«Оригами и педагогика» Материалы первой Всероссийской конференции преподавателей оригами. С-Петербург, 1996
8. Петрова И. М., Волшебные полоски. Ручной труд ля самых маленьких. С-Пб, «Детство-пресс», 2002
9. Рузина М. С. Афонькин С. Ю. «Страна пальчиковых игр» СПб «Дельта», 1997
10. Соколова С. В. «Сказки из бумаги». С-Петербург, 1998