Нина Витальевна Ионина
Программа творческого объединения «Юный художник»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Акташская средняя общеобразовательная школа им. Станислава Мохова»
Согласовано: Утверждено:
Зам. Директора по ВР Директор школы:
___Н. Ю. Красных ___
Р. З. Абугалимова
Приказ от «»
___2020г. №___
Дополнительная образовательная программа
художественной направленности
«Юный художник»
Возраст детей: 1- 8 классы
Срок реализации: 3 года
составила: Ионина Н. В, учитель ИЗО
с. Акташ, 2020
Публикация «Программа творческого объединения „Юный художник“» размещена в разделах
Анализ работы за 2019-2020 учебный год творческого объединения «Юный художник».
Наше творческое объединение продолжает работу в двух группах:
1. младшая группа – 1- 2 классы, 21 человек
2. средняя группа – 3-8 классы, 7 человек
Цель курса обучения детей художественной деятельности – развитие творческих способностей с помощью различных техник изобразительного искусства.
Задачи:
1. Способствовать развитию художественного восприятия предметов, явлений окружающей действительности, формирование понимания красоты и гармонии цветового богатства;
2. Способствовать развитию цветоощущения, зрительной памяти, художественно-творческой активности, художественных способностей, фантазии;
3. Способствовать освоению основы теории и практики владения различными техниками ИЗО.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы.
Особое место в развитии личности ребёнка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы.
Занятия по изобразительной деятельности не только прививают детям необходимые умения и навыки, но и способствуют развитию художественного вкуса учащихся, учат видеть прекрасное в жизни.
Программа разработана на 5 лет года. На каждый год обучения отведено 35 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Цель курса обучения детей художественной деятельности – развитие творческих способностей с помощью различных техник изобразительного искусства.
Задачи:
4. способствовать развитию цветоощущения, зрительной памяти, художественно-творческой активности, художественных способностей, фантазии;
5. способствовать развитию художественного восприятия предметов, явлений окружающей действительности, формирование понимания красоты и гармонии цветового богатства;
6. освоить основы теории и практики владения различными техниками ИЗО.
7. Способствовать формированию навыков передачи цветом предметов с натуры и по представлению, передаче формы и объёма и цветовых отношений.
Программа включает следующие разделы:
Графика Живопись Скульптура ДПИ
Карандаш,
уголь,
восковые мелки, пастель,
тушь Акварель,
гуашь Пластилин, солёное тесто Городец,
матрёшка,
хохлома,
гжель
Методы и приё мы обучения детей:
1. Наглядные (наблюдение, рассматривание предмета, обследование, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия);
2. Словесные (беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово);
3. Игровые (упражнения, физкультминутки, соревнования).
4. Выезды на пленер, экскурсии на природу, посещение выставок местных мастеров.
5. Проблемные (постановка проблемы, решение)
6. Метод самостоятельной работы.
Оценка результативности:
1. Контрольные занятия;
2. Выставки детских работ по пройденной теме в разной технике исполнения.
В оценке детского творчества акцент делается не на результат, а на сам процесс деятельности. Самостоятельность, инициатива являются непременными составляющими детского творчества и развития талантов.
С целью формирования опыта творческого общения и чувства коллективизма в курс введены групповые занятия. Выполненные на занятиях художественные работы детей могут быть использованы как подарки для родных, друзей, оформление праздничных программ, интерьера учебной комнаты, школы и т. д.
Организация и содержание работы кружка.
Занятия кружка «Юный художник» призваны развивать интерес к изобразительному искусству, пробуждать творческие способности, воспитывать художественный вкус, формировать умения и навыки рисования.
Эти занятия должны строиться по строго продуманному плану, составленному на основе педагогических, эстетических, исторических знаний и художественных закономерностей.
Занятия должны проводиться в светлом, хорошо проветриваемом и просторном помещении. Руководитель организует работу так, чтобы создавалась творческая обстановка. Юный художник должен иметь возможность иногда оторваться от рисования, чтобы оценить свою работу, увидеть её недостатки, посоветоваться с товарищем или руководителем.
Занятия лучше проводить по 2 часа в неделю в каждой группе.
Созданы 3 группы: старшая (5-7 классы) средняя (2-3 классы) и младшая (1 классы).
Руководитель обязан следить за дисциплиной, правельной организацией рабочего места кружковца, хранением законченных и незавершённых рисунков и эскизов.
Дети должны усваивать последовательно логику выполнения заданий на основе приобретённых знаний и умений. На каждом занятии полученная ими информация должна быть строго дозированной.
В кружке обязательно должно быть достаточно подсобного материала. Это и альбомы, и открытки, а также копии ранее выполненных работ и наиболее удачные рисунки. Краски, кисти, фломастеры, карандаши, бумага, незавершенные работы должны храниться в специально отведённом месте.
Планы учебно - воспитательной работы кружка составлен на год по 2 часа в неделю для каждой возрастной группы.
Большая часть часов отводится на практическую работу. Для поддерживания эмоционального отношения к выполнению заданий руководитель кружка внимательно наблюдает за поведением каждого члена кружка и, если видит, что кто-то заскучал, выясняет причину потери интереса, поправляет неудачные места в работе или деликатно заменяет задание на посильное, всегда нацеленное на творческое развитие ребёнка.
ною используется метод проблемного изложения, где я ставлю проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В ходе проблемного изложения применяют и образ, и практический показ действия.
Методы исследовательский, эвристический и проблемного изложения — методы проблемного обучения. Их реализация в учебном процессе стимулирует кружковцев к творческому добыванию и применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания.
Как показывает мой опыт практической работы, для успешной организации дополнительных занятий по изобразительному искусству необходимо создание специальной системы педагогических условий. В русле различных концептуальных подходов они определяются по-разному. Я использую систему условий, непосредственно влияющих на развитие творческих способностей школьников, и предлагаю ее рассмотреть. Считаю, что эту группу условий составляют:
- развитие интереса к изучению изобразительного искусства;
- сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью школьников с педагогически целесообразной помощью им;
- воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;
- последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества обучающихся;
- обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств;
- целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
- отбор произведений изобразительного искусства для изучения;
- использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения и специальных наглядных пособий;
- активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти, предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;
- введение в занятие творческих, импровизационных и проблемных задач;
- применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;
- смена видов изобразительной деятельности в течение года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.);
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;
- введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-дидактических игр; использование элементов соревнования;
— систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета «Изобразительное искусство», между этой и другими школьными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе.
Развитие интереса ребёнка к изучению изобразительного искусства, к теме занятия, учебно-творческому заданию — необходимейшее условие проявления творческих способностей детей.
Практика показывает, что особое внимание нужно уделять использованию различных техник: графитные и цветные карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, тушь, цветные мелки, а также уголь, сангину, пастель.
Графитный карандаш. Он одинаково удобен как в учебных, так и в творческих работах, им можно создать рисунки линейного, линейно-штрихового и тонально-живописного плана. Из всех художественных материалов графитный карандаш самое простое и доступное средство. Графит в сочетании с другими материалами имеет огромные возможности для создания выразительных рисунков. Однако некоторые методисты считают, что работа с графитным карандашом сковывает развитие детского творчества. Мой опыт работы с детьми убедительно доказывает обратное. Я наблюдаю, большой интерес учащихся к выполнению заданий графитным карандашом, значительный подъем активности детей в процессе
их выполнения.
Обязательно надо использовать цветные карандаши и восковые мелки. Это позволяет достичь разнообразных графических или живописных эффектов, особенно это относится к акварельным карандашам, их можно размывать, рисовать ими по влажной бумаге.
Задания по рисованию пейзажа, портрета, натюрморта и сюжетной композиции можно выполнять рисовальным углем, обладающим большими выразительными возможностями.
Для выполнения набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративного оформления я рекомендую применять детям фломастеры различных цветов и размеров. Ими можно работать, используя линию, штрих или декоративные пятна.
Часто в одном рисунке мы применяем сочетание разнообразных художественные материалов. Принцип смешивания техник основан на их совместимости: акварель и цветные карандаши, акварель и фломастеры, акварель с тушью и пером и т. д. (например, нельзя рисовать пастелью по восковым мелкам, а также на взаимном дополнении одной техники другой.
Рассмотрим некоторые особенности обучения детей живописи. Теоретические основы обучения включают знания по цветоведению, то есть о спектре, цветовом круге, об основных, составных и дополнительных цветах, о хроматической и ахроматической цветовой гамме, о теплых и холодных цветах, о колорите, об основных характеристиках цвета (цветовой тон, насыщенность и светлота) и др. Кроме этого, изучаются и такие характеристики цвета, как светлотный и цветовой контрасты, локальный цвет предметов и некоторые пространственные свойства цвета.
Занятия живописью развивают чувства цвета. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета — все это обязательно входит в обучение живописи.
На дополнительных занятиях дети узнают, что цвет — это не краска из баночки, цвет предмета должен быть найден на палитре. Цветовое решение всей композиции может строиться в теплом или холодном колорите, на сочетании нежных или ярких цветов, с преобладанием цветовых контрастов или нюансов. Для достижения цветовой цельности композиции полезно предложить учащимся поработать двумя или тремя цветами. Это поможет им избежать пестроты и дробности в работе.
Характер темы определяет цветовое решение композиции — многоцветное или лаконичное. В композиции одним только цветом можно передать ощущение радости и тревоги, покоя и беспокойства, праздника и бури. Колористическое решение темы создает то или иное звучание образа.
Существует много способов нанесения красок на плоскость. обучающиеся осваивают следующие приемы: лессировка (нанесение тонких прозрачных слоев краски поверх высохшего красочного слоя, алля-прима (достижение нужного цветового решения сразу за одно покрытие, раздельные мазки.
На занятиях по живописи я использую две методические системы. В одном случае дети работают от общего к частному, постепенно нанося основной цвет предметов и следя за моделировкой объема. Затем уточняют нюансы цвета, цветовые рефлексы, общий колорит картины. На последнем этапе опять переходят к обобщению. Ради достижения цельности произведения можно убрать лишние детали, ослабить контрасты, выделить главное.
В другом случае предлагается одновременно работать над рисунком, композицией, лепкой формы, передачей пространства и колоритом. Это очень трудная задача. Надо обладать развитой зрительной памятью, композиционным мышлением, чувством цвета, чтобы успешно ее выполнить.
На занятиях кружка для обучения основам живописи используем гуашь и акварель, а используем темперу, пастель, тушь, восковые мелки, масляные краски. Это позволяет разнообразить работу учащихся.
Творческое развитие учащихся, создание композиции графическими или живописными средствами, невозможно без развития наблюдательности и восприятия. Рекомендуется обращать внимание детей на интересные события, персонажи, мотивы, ракурсы и состояния в окружающей жизни. Постоянное выполнение набросков, зарисовок и этюдов с натуры развивает не только глаз и руку, но и композиционное мышление.
Важно объяснить детям и дать им почувствовать, что движение может быть различного характера. Для этого проводятся парные работы. Например, в одной передать медленное движение, используя спокойные ритмы, гармоничные отношения, плавные линии, а в другой — передать резкое быстрое движение, основанное на столкновении, пересечении форм, используя ломаные линии и дисгармонию.
Есть еще одно средство художественной выразительности, о котором не следует забывать, это — контраст. Необходимо использовать в работе контраст форм, размеров, цветовых сочетаний, темного и светлого и т. п. Динамичность одних предметов можно подчеркнуть статичностью других.
Все эти подходы справедливы как по отношению к композиции, основанной на неизобразительных формах, так и по отношению к тематической и декоративной композиции, включающей изображения.
Основы композиционного размещения объектов на плоскости учащиеся могут освоить в процессе создания творческих работ не только с помощью карандашей, кистей и красок, но и необычным способом — соединением таких нетрадиционных материалов, как скрепки, пуговицы, цепочки, булавки, ленточки, в верёвки, монеты, значки, оловянные солдатики, колесики и т. п., а также используя всевозможные природные материалы (ракушки, перышки, веточки, (цветочки, водоросли, рыбки, морские звезды, камешки, песок и т. п.); все это может вдохновить учащихся для создания интересных картин. При выполнении заданий, связанных с размещением на плоскости букв и цифр, геометрических фигур, бабочек и стрекоз, цветов и листьев, важно обратить внимание учащихся на то, что необходимо учитывать свободное пространство, промежутки между формами, которые играют активную роль и также важны, как и предметные формы. Например, можно составить декоративную композицию из простых по форме объектов (цветов и листьев, зверей и др., желательно, чтобы промежутки между объектами также превратились в образы.
Все богатство форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы можно использовать для создания композиции. На занятиях кружка изобразительным искусством учащиеся осваивают разные выразительные возможности симметричной и асимметричной композиций, способы выделения композиционного центра.
Выполнение каждого конкретного задания не предусматривает обязательной работы над этюдами с натуры. Зрительные представления детей постоянно обогащаются. Образное решение темы может возникнуть на основе ассоциаций. Постоянное обогащение художественно-творческого опыта в процессе выполнения различных программных заданий помогает учащемуся создавать композиции.
Самостоятельные работы дети выполняют под соответствующее теме урока музыкальное сопровождение.
При подведении итогов занятий и оценке работ особенно поощряется оригинальность композиции. В каждом конкретном случае она обусловлена темой и замыслом. Необычного композиционного решения можно достигнуть, например, приемом «изоляции» — изображение главного в отрыве от остальных предметов, через его выделение размером и цветом.
В конце занятия дети организовывают выставку рисунков на доске. Оценивать работы в школе можно с использованием разнообразных игровых приёмов, введением призов, приглашением сказочных героев. Следует поощрять оценочные высказывания детей.
Лучшие творческие работы учащихся рекомендуется использовать для украшения интерьера и в школе, и дома, эти работы также могут быть хорошим подарком для близких и друзей.
«Карандаши, кисти, краски - всё это художественные материалы. И если ты научишься пользоваться ими, применять их, они помогут тебе выразить себя».