Ирина Чебанова
Программа «Трудный подросток»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа разработана для работы с трудными подростками.
Термин «трудный подросток» чаще всего употребляется в качестве синонимов терминов «педагогически запущенный» или «ученик с отклонениями в обучении и воспитании».
В категорию «трудных» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Фрустрация, которая рассматривается как одна из форм психологического стресса, может сопровождаться у подростков различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом, агрессией и т. п. Рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков среди наркоманов. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с «трудными» подростками.
Публикация «Программа „Трудный подросток“» размещена в разделах
Понятие «педагогически запущенный» характеризует историю воспитания, «трудный» - говорит о результатах такого воспитания: учащийся труден для педагогов, по отношению к нему мало- или совсем неэффективны общепринятые формы и методы педагогического воздействия. Педагогически запущенный ребенок рано или поздно становится трудным. Трудности же не всегда следствие педагогической запущенности.
Средства решения поставленных задач:
1. Диагностические процедуры с целью выявления проблем, связанных с личностными особенностями, интеллектуальным развитие, самооценкой, характером взаимоотношений, профессиональной ориентацией.
2. Индивидуально-консультативная работа с подростками, их родителями и педагогами по вопросам межличностных отношений, семейной ситуации, школьной адаптации, успешности учебной деятельности, профессиональной ориентации.
3. Консультативная работа с родителями и педагогами по активизации их воспитательного потенциала.
4. Индивидуальная работа психолога по запросам подростка, приемных родителей если такие имелись, педагогов, администрации школы.
5. Участие психологов в Совете по профилактике правонарушений среди подростков общеобразовательного учреждения.
6. Психолого-педагогическая коррекция недостатков личностного и интеллектуального развития подростков с использованием социально-психологического тренинга.
8. Организация психолого-педагогических семинаров и месячников по проблеме «трудный» подросток.
9. Работа телефона доверия с целью предоставления помощи подросткам в осознании собственных проблем, снятия тревожности, напряженности и предоставления эмоциональной поддержки.
Эффективность использования в работе различных психологических средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств, как в условиях психологической диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким средствам можно отнести аудиовизуальные, игровые материалы и т. п.
Основные направления психологической работы – обеспечение оптимального психического и личностного развития «трудных» подростков. Это предполагает проведение традиционной индивидуальной работы с ребенком в ситуации непосредственного контакта психолога и детей, когда проводится психологическое обследование и на его основе даются заключения, рекомендации и советы родителям; проводится коррекция нарушений поведения, общения, учебной деятельности ребенка. А также работа с теми, кто окружает детей в семье и непосредственно соприкасается с ними в обучении и воспитании. Это учителя, родители, сверстники. Основными формами работы психолога здесь являются лекции, консультации, тренинги. Такая деятельность дает возможность эффективно решать актуальные проблемы детей и проблемы их личностного становления в будущем, включая личностное, социальное и профессиональное самоопределение; психологическую готовность к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни.
I этап. Предварительный
Особенностью данного направления работы является особая форма сотрудничества психолога с приемными родителями если такие имелись, учениками и педагогами, в ходе которой педагог-психолог формирует мотивацию на совместную деятельность, помогает сформировать проблемы развития подростка, облегчает восприятие последующих воздействий со стороны психолога.
1. Запрос администрации на работу с подростками (формирование целей и задач с точки зрения администрации).
2. Грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогами (экспертный опрос с целью получения информации о «трудных» подростках : личностные и учебные характеристики).
3. Встреча с родителями «трудных» подростков (экспертный опрос с целью получения информации о детях и семейном воспитании). Получение их согласия на диагностическую и коррекционную работу.
4. Создание благоприятных условий и организация продуктивного общения с подростками, формирование мотивации на совместную деятельность.
5. Анализ документации (просмотр медицинских записей в карте подростка, классного журнала, дневников и ученических тетрадей).
6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов экспертных опросов, наблюдений, анализа документации.
Ожидаемые результаты:
получение первоначального представления об ограничениях, затруднениях и проблемах подростков;
выявление основных факторов, порождающих психоэмоциональные проблемы подростка в школьной среде;
получение определенного обобщения из наблюдаемого фактологического материала по классу и подростку;
констатация определенного неблагополучия в деятельности или поведении подростка, осознание возможных его причин;
постановка психологического диагноза в виде соответствующей гипотезы;
сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы)
определение уровня готовности подростка к соответствующему воздействию.
Результаты первого этапа фиксируются в индивидуальных картах подростков. Педагог-психолог подбирает методики для дальнейшего обследования «трудных» подростков, с целью уточнения психологического диагноза, выдвинутого в виде гипотезы.
Длительность первого периода не более двух недель.
II этап. Психолого-педагогическая диагностика.
Цель диагностической работы может быть определена, как получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе подростка. Это - характеристики познавательной сферы, эмоционально-волевого и мотивационного развития; система отношений подростка к миру, самому себе; особенности поведения в учебных и вне учебных школьных ситуациях.
На содержательном уровне проводимая диагностическая работа направлена на выявление уровня развития важнейших показателей психолого-педагогического статуса подростка и их соотнесение с системой требований, предъявляемых к подростку. Основные параметры психолого-педагогического статуса подростка даны в приложении.
Содержательные направления данного этапа:
1. Диагностическое наблюдения за всеми изменениями социально-психологического развития подростка :
определение уровня социально-психологической адаптации «трудных» подростков;
умственное развитие и отношение к учебной деятельности;
нравственное развитие, отношение к социальным вредностям;
волевые качества;
недостатки эмоционального развития;
проявления акцентуированности характера.
2. Выявление психологических проблем и основных ресурсных состояний:
мотивационный аспект;
уровень интеллектуального развития;
типологические особенности личности;
выявление склонности к определенному виду деятельности.
3. Диагностика социальной ситуации развития:
основные социальные и биологические факторы;
взаимоотношения в семье, стиль воспитания;
ситуация реального взаимодействия подростка в классе.
Основными способами получения информации являются:
экспертные опросы педагогов и родителей позволяют получить информацию об особенностях обучения, поведения и общения подростка от людей, имеющих возможность регулярно наблюдать за ребенком в значимых жизненных ситуациях;
психологическое обследование самих детей предполагает получение информации, которая скрыта от непосредственного наблюдения;
анализ педагогической документации покажет объективные достижения в учебной деятельности «трудного» подростка.
Диагностика с классами «кризисными» по тем или иным причинам проводится в ноябре-декабре месяце по четырем направлениям: обследование школьников, опрос родителей, опрос педагогов и наблюдение за детьми на уроках и вне урочной деятельности.
Диагностика проводится в два этапа:
1 этап - скрининг - направленное выделение «групп риска»;
2 этап - углубленная диагностика проводится с подростками из «группы риска», а также с теми, в отношении которых поступил психологический запрос со стороны родителей или педагогов.
Углубленная диагностика проводится психологом индивидуально с подростком для выяснения причин, по которым подросток был отнесен к «трудным».
Примерный перечень материалов, используемых для скрининг-обследования, углубленной психодиагностики даны в приложении. В рамках общеобразовательной школы наименее трудоемкой и быстрой диагностической процедурой является применение стандартизованных диагностических методик.
Ожидаемые результаты:
получение данных об индивидуально-психологических особенностях развития «трудных» подростков;
определение причин и характера затруднений и отклонений в развитии, поведении;
выявление специфических особенностей личности и психического статуса подростка;
обследование подтверждают поставленную гипотезу или отрицают ее;
обследование уточняет суть проблемы, и специализированная диагностика не требуется;
обследование показало, что требуется специализированная диагностика и консультации других специалистов (невропатологов, психиатров, нейропсихологов и т. п.);
оценка индивидуальной траектории развития (динамика показателей развития трудностей подростка, уровень сформированности функций, уровень сформированности ключевых социальных компетенций, уровень социальной и школьной адаптации).
По результатам диагностики проводится собеседование с родителями подростков, совместное обсуждение причин трудностей с педагогами; формируются группы подростков по однотипным нарушениям для проведения профилактической и коррекционно-развивающей работы. Подбираются программы коррекционных и тренинговых занятий с подростками, намечаются мероприятия для родителей и педагогов.
Психолог проводит компьютерную обработку данных диагностик и фиксирует результаты в индивидуальных психологических картах обследуемых подростков. Полученная психологическая информация используется при подготовке рекомендаций для родителей, педагогов администрации. По результатам обследования проводится психолого-педагогический консилиум. В обсуждении принимают участия классные руководители, педагоги, родители, социальные педагоги и др.
III этап. Профилактическая, коррекционно-развивающая работа.
Целью данного этапа является создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающую, комплексную профилактическую работу, включающую деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса.
Деятельность педагога-психолога предполагает осуществление программ, направленных на:
1. Облегчение процесса школьной адаптации:
формирование доверия к окружающим через принятия себя;
развитие познавательной деятельности и сотрудничества;
создание ситуации успеха, как в основной деятельности, так и в общении.
2. Коррекцию имеющихся недостатков в психическом и социальном развитии:
индивидуальные и групповые коррекционные занятия, тренинги, направленные на нормализацию учебной деятельности и поведения.
3. Исследование по определению развивающего эффекта применяемых форм, средств и методов воспитания и обучения «трудных» подростков.
4. Профилактику стрессовых состояний у подростков, повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса:
беседы с родителями и педагогами с целью повышения их психологической компетентности, формирование у педагогов, родителей подростков общей психологической культуры (лекции, семинары, беседы, тренинги и т. п.);
предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с неблагоприятными условиями жизни, обучения и воспитания детей (участие в составлении расписания уроков, режима роботы общеобразовательного учреждения и др.);
создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении через оптимизацию форм общения.
Данная деятельность осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или этапа работы по программе «Трудный подросток». Формирование групп и планирование работы осуществляется на основании психологической диагностики. Численность детей в группе 10-12 человек (коррекционные занятия). Занятия должны проходить регулярно 1-2 раза в неделю на протяжении 2-3 месяцев. Продолжительность одной встречи 1-2 урока, в зависимости от цели занятия и состояния участников.
Оказание помощи подросткам, испытывающим трудности в поведении, обучении, самочувствии осуществляются не только в форме групповых и индивидуальных занятий, но и в форме тренингов. Тренинги позволяют усваивать информацию легче, быстрее, так как обучение проходит интерактивно. Продолжительность тренингов зависит от целей, организационных и материальных возможностей (не менее трех дней по 2-3 часа). Оптимальным количеством участников в группе считается 14-18 человек. 20 человек - максимальное число участников, при котором возможно создание атмосферы доверия. Важнейшее условие продуктивности - систематичность и преемственность.
Систему коррекционно-профилактических мероприятий подбирают, разрабатывают и осуществляют педагоги-психологи, опираясь на результаты предварительного обследования, образование и опыт работы. В приложении настоящей программы указаны источники, помогающие в осуществлении данного этапа деятельности.
Ожидаемые результаты:
определяется уровень:
развития навыка адекватного и равноправного общения, негативного отношения к вредным для здоровья занятиям;
овладения необходимыми приемами и способами умственной деятельности;
самооценки, сглаживания акцентуированных черт личности;
сформированности положительных этических и правовых ориентиров;
средовой адаптации «трудного» подростка;
сформированности активной социальной позиции подростка и развитие его способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;
эффективности проводимой системы профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий.
После проведения профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий проводится повторная диагностика по тем же диагностическим методикам с целью сравнения полученных данных с первичными, обсуждение результатов с участниками учебно-воспитательного процесса, выявление психолого-педагогического эффекта, как результата реализации программы.
IV этап. Консультативно - просветительская работа.
На этом этапе деятельность педагога-психолога связана с важностью обеспечения психолого-педагогической поддержки «трудных» подростков, поиском индивидуального подхода к решению проблем родителей, педагогов и подростков, и направлена на оказание опосредованной помощи детям и взрослым.
Содержательные направления данного этапа:
Консультирование педагогов и родителей по проблемам обучения и воспитания подростков (проработка проблем, информирование о других специалистах города, организация сотрудничества, с целью повышения профессиональной и личностной компетенции.
Индивидуальное, групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностик.
Консультирование подростков по их запросам.
Психологическая поддержка педагогов и родителей «трудных» подростков, цель которой - помощь в переходе на позицию сотрудничества (индивидуальные и групповые занятия).
Консультирование администрации с целью совершенствования организационно-управленческой системы образовательного учреждения (конкретные мероприятия должны быть отражены в планах методической и учебно-воспитательной работы и расписании уроков).
Подведение итогов диагностической и коррекционной работы с «трудными» подростками на заседаниях Совета по профилактике правонарушений.
Участие педагога-психолога в работе педагогических советов, совещаниях (передача информации об изменениях в обследуемом классе, обсуждение особенностей возраста на конкретных поступках подростков).
Проведение месячников с целью профилактики зависимых состояний, формирование критического отношения к социальным вредностям у подростков.
Формы работы: индивидуальные и групповые консультации, тренинги, занятия, психолого-педагогические семинары, месячники, совещания, педсоветы, заседания, клубы и т. п.
Лекционно-семинарские занятия должны длится не более часа и проводиться не более 3-4 раз в учебном году. Тренинги, в зависимости от мотивации и функционального состояния группы, не менее 1,5 - 2 часов.
Ожидаемые результаты:
определение уровня заинтересованности педагогов в поиске эффективного стиля поведения с «трудными» подростками;
усиление ответственности всех участников образовательного пространства за решение проблем «трудного» подростка;
совершенствование профессиональных навыков и приемов эффективной работы педагогов;
определение уровня сотрудничества психолога с педагогами, родителями, который позволил бы наиболее успешно решать проблемы «трудных» подростков;
снятие внутренней напряженности у подростков, преодоление имеющихся трудностей, в процессе проведения консультативного цикла.
V этап. Профориентационная работа.
Основной целью данного этапа является исследование профессиональных интересов и возможностей выбора профессии; выявление профессиональных намерений подростков, формирование жизненного сценария в рамках социально-психологического факультатива; помощь в создании жизненной стратегии выбора профессии.
Содержательные направления деятельности:
Изучение качеств личности и их сопоставление с требованиями рассматриваемой профессии.
Индивидуальное собеседование с каждым подростком по результатам профдиагностики (обсуждение профессиональных склонностей, информирование о месте получения желаемой профессии).
Постепенное формирование у подростка основы для личностного и профессионального самоопределения (социально-психологический факультатив, тренинги).
Индивидуальная работа с родителями, классными руководителями (собеседование о возможностях и ограничениях трудных подростков).
Формы работы: индивидуальное и групповое консультирование, факультативы, занятия, тренинги, встречи с представителями различных профессий, педагогами средних специальных и высших учебных заведений, месячники, часы общения, интервьюирование и др.
Ожидаемые результаты:
выявление профессиональных намерений подростков, способностей и склонностей;
определение уровня притязаний, потребностей, социальной активности при стремлении к социальному одобрению;
уровень сформированности способности к последующим профессиональным выборам;
уровень снижения конформизма и постепенное формирование полноценных субъектов выбора.
VI этап. Аналитическая и прогнозирующая деятельность.
Подведение итогов, выделение функций психологического и педагогического сопровождения «трудных» подростков; направление на психоневрологическое обследование, лечение подростков нервных, психических и имеющих соматические отклонения; планирование последующей работы с опорой на полученные психолого-педагогические эффекты; совместно с педагогическим коллективом образовательного учреждения педагог-психолог осуществляет психологическую часть программы развивающей и психокоррекционной работы, вносит предложения на Совет по профилактике правонарушений по выполнению и коррекции индивидуальных программ «трудного» подростка и ориентирует в последствиях принимаемых Советом решений, оценивая соответствие этих решений целям и содержанию программы.
Ожидаемые результаты
(психолого-педагогические эффекты) :
1. Первый, высший уровень эффективности: психолого-педагогические коррекционно-развивающие приемы дали длительный, стойкий педагогический эффект:
подросток не только готов к соответствующему воздействию, но и активно взаимодействует с окружающими;
способен к объективной самооценке, эмпатии;
овладевает необходимыми приемами и способами умственной деятельности;
ликвидирует пробелы в знаниях, приобретает уверенность в свои силах и способностях;
имеет навык адекватного и равноправного общения, негативного отношения к вредным для здоровья занятиям: курению, алкоголю, наркотикам и т. п. ;
формируются положительные этические и правовые ориентиры.
2. Второй уровень эффективности: прием или комплекс приемов дали положительный эффект:
подросток готов к воздействию и положительно реагирует на него;
частично ликвидирует пробелы в знаниях, приобретает уверенность в своих силах;
отрицательно оценивает социальные вредности, пытается отказать от вредных привычек, психологически устойчив к трудным ситуациям;
идет на контакт с психологом, педагогами, родителями, высказывает свое мнение, выстраивает будущее;
самооценка имеет позитивную динамику, сглаживаются акцентуированные черты личности;
способен к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.
3. Третий уровень эффективности: слабый психолого-педагогический эффект:
подросток не идет на сотрудничество с педагогом и психологом;
психолого-педагогические приемы слабы по интенсивности;
отрицательное отношение подростка к педагогическому воздействию;
очевидность стойких отрицательных установок по отношению к педагогам и школе в целом;
влияние значительных, внешних по отношению к семье и школе сил;
не готов адекватно оценить себя и выстроить жизненный сценарий;
не способен прервать связи с асоциальными элементами.
В последнем случае необходим стадиальный прием, консультации узких специалистов города, проектирование индивидуальных программ, направленных на поиск эффективных путей решения проблем, привлечение родителей к ответственности за невыполнение родительских обязанностей согласно закону Российской Федерации.
Все этапы работы по программе «Трудный подросток», помимо их содержательной стороны, требуют соблюдения условий методического и организационно-технического обеспечения эффективной работы.
Организационно-методическое обеспечение.
Основной акцент в работе следует делать на выборе психологических средств для решения поставленных задач, связанных с диагностико-коррекционной работой педагога-психолога.
Методики, разработанные в научной психологии, при использовании педагогом-психологом требуют особой модификации, глубокого психологического анализа и грамотной интерпретации комплекса разных показателей в их динамике.
Педагог-психолог несет полную ответственность за реализацию программы коррекции и развития, и конечный результат.
Для оценки эффективности работы можно использовать специально разработанные анкеты. После опроса, проводимого регулярно по окончанию цикла коррекционных занятий, необходимо проанализировать адекватность подбора методических средств и содержания программы.