Стукалова Ольга
Рабочая программа (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1 .ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи реализации программы
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
1.4 Характеристика особенностей развития детей дошкольной группы.
1.5 Планируемые результаты освоения программы
(целевые ориентиры).
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлением развития воспитанника:
2.1.1 Образовательная область «Социально-коммуникативное
развитие»
Публикация «Рабочая программа (старшая группа)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
2.1.2 Образовательная область «Познавательное развитие»
2.1.3 Образовательная область «Речевое развитие»
2.1.4 Образовательная область «Художественно-эстетическое
развитие»
2.1.5 Образовательная область «Физическое развитие»
2.2 Формы, методы, способы и средства реализации программы
2.3Особенности взаимодействия педагогического коллектива
дошкольной группы с семьями воспитанников.
2.4 Особенности коррекционной деятельности.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Режим дня
3.2 Расписание образовательных событий (учебный план)
3.3 Комплексно-_тематическое планирование
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана на основании Основной образовательной программы дошкольного образования ГБОУ Школа №1440. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ
- Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учё том их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
-Физическому
-Социально-коммуникативному
-Познавательному
-Речевому
-Художественно–эстетическому.
Образовательная деятельность построена на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей. Образовательный процесс подразделен на темы, которые охватывают определенный временной промежуток (одну неделю). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом.
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
1.2 Цель и задачи программы
Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса; – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
Основой для построения программы является культурно-исторический и системно- деятельностный подход к развитию ребенка, являющиеся метологией федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Программа :
• Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• Сочетает принципы научной обосновании и практической применимости;
• Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
• Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей.
• Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.
• Принцип развивающего образования.
• Принцип научной обоснованности и практической применимости.
• Основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса.
• Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности.
• Предполагает построение образовательных процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
1.4 Характеристика особенностей развития детей дошкольной группы.
Списочный состав группы : 22 ребенка.
19 мальчиков и 3 девочки. В группе дети с 2016 года-16детей;
с 2017 -7 детей. В группе трое детей имеют статус ОВЗ.
У детей старшей группы нервно-психическое развитие соответствует возрастным показателям. Дети владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами, сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки.
У них наблюдается устойчивое положительное эмоциональное состояние. Дети уже спокойно играют рядом с другими детьми, моменты общей игры долгосрочны. Для них характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Кроме сюжетно-ролевых игр у детей интенсивно развиваются и другие формы игры — режиссерские, игры-фантазии, игры с правилами. активным.
Возрастные особенности детей 5 – 6 лет проявляются в совершенствовании нервной системы ребенка: улучшаются подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, при перегрузках возникает охранительное торможение. После 5 лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети обмениваются информацией, планируют, разделяют и координируют функции. В старшем дошкольном возрасте активно развивается диалогическая речь. Старших дошкольников все больше интересует природа: животные, растения, камни, различные природные явления и др. Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но и создавать ее.
1.5 Планируемые результаты освоения программы
(целевые ориентиры).
- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Обладает установкой положительного отношения к миру. К разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, учавствует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства. В том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
- Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
- Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, построение речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
- Развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями. Может контролировать свои движения и управление ими.
- Ребенок способен к волевым усилиям. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей, склонен наблюдать и экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе. О природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы. Представлениями из области живой природы. Естествознания, математики и истории. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Содержание образовательной деятельности по пяти областям
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определё нные направления развития и образования детей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
2.1.1Социально-коммуникативное развитие
Цели и задачи:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательном учреждении;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Непосредственно образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию не проводится. Задачи социально-коммуникативного развития реализуются интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
Направления образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» :
- игровая деятельность;
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- культурно-нравственное и этическое воспитание;
- гендерное, семейное, гражданское воспитание;
- трудовое воспитание;
- основы безопасной жизнедеятельности.
2.1.2 Познавательное развитие.
Цели и задачи:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как об общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Направления образовательной области «Познавательное развитие» :
- сенсорное развитие;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора (предметное окружение, социальное окружение, ознакомление с природой).
Задачи познавательного развития реализуются также интегрировано с другими образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Работа в данном направлении планируется календарно.
2.1.3 Речевое развитие
Цели и задачи:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Направления образовательной области «Речевое развитие» :
- формирование словаря;
- звуковая культура речи;
- грамматический строй речи;
- связная речь;
- знакомство с детской литературой.
К речевому направлению следует относить образовательные области «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы».
Задачи речевого развития реализуются интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Работа в данном направлении планируется календарно.
2.1.4 Художественно-эстетическое развитие
Цели и задачи:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Направления образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» :
- продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование);
- приобщение к искусству;
- музыкально-художественная деятельность (слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах).
К художественно-эстетическому направлению относятся образовательные области «Художественное творчество» и «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Труд» (подраздел «Ручной труд»).
Непосредственно образовательную деятельность по музыке планирует и осуществляет музыкальный руководитель в музыкальном зале ДОУ. Работа в данном направлении планируется календарно.
Совместная со взрослыми и самостоятельная музыкальная деятельность планируется воспитателями календарно.
2.1.5 Физическое развитие
Цели и задачи:
- способствовать приобретению детьми опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
- способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формировать начальные представления о некоторых видах спорта;
- способствовать овладению подвижными играми с правилами;
- способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Направления образовательной области «Физическое развитие» :
- двигательная активность (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, спортивные игры, подвижные игры);
- воспитание культурно-гигиенических навыков (питание, одевание-раздевание, умывание, содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати);
- формирование основ культуры здоровья.
2.2 Формы, методы, способы и средства реализации программы
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов
физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны, утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
социально-коммуникативное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения, дежурства, навыки самообслуживания; посильная помощь взрослым; формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
познавательное развитие: наблюдение, ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, обсуждения близких детям тем (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур, элементарная опытно-исследовательская деятельность;
речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультимедиа просмотров; поощрение речевой активности детей;
художественно - эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.
Самостоятельная деятельность детей
физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия;
социально-коммуникативное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
познавательное развитие: наблюдение, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, авто дидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
речевое развитие: самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры;
художественно эстетическое развитие: создание условий для самостоятельной продуктивной и художественной деятельности детей: рисование, лепка, конструирование, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, музицирование (пение, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, слушание музыки Работа проводится по календарно-перспективному плану.
Образовательная деятельность по познавательному развитию планируется по методическим пособиям (Приложение 4.7)
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников
Семья является институтом первичной социализации и образования, который
оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и
дошкольном возрасте. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как
ребёнок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о
ребенке является основой для воспитательного партнерства между
родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для
открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в
общем деле образования и воспитания детей
Одной из важнейших задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
2.4 Особенности коррекционной деятельности.
Коррекционная работа должны быть направлена на: обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
3,ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ
3.3 Календарно-тематическое планирование
Месяц Неделя Даты
Тема
сентябрь 1 01.09-10.09 Наш город. Столица Родины – Москва
2 13.09-17.09 Игрушки
3 20.09-24.09 Наша группа. Наш детский сад
4 27.09-30.09 Осень
октябрь 1 01.10.-08.10 Деревья. Грибы.
2 11.10-15.10 Фрукты. Труд людей в садах.
3 18.10-22.10 Овощи. Труд людей на полях и в огороде.
4 25.10-29.10 Овощи-фрукты. Осенняя ярмарка
ноябрь 1 01.11-05.11 Тело человека. Гигиена
2 08.11-12.11 Перелетные птицы
3 15.11-19.11 Неделя игры и игрушки
4 22.11-26.11 Одежда
5 29.11-03.12 Обувь
декабрь 1 06.12-10.12 Дикие животные
2 13.12-17.12 Детеныши диких животных
3 20.12-24.12 Зима. Изменения в природе
4 27.12-31.12 Новый год. Новогодний праздник. Елка
январь 1 01.01-09.01 Новогодние каникулы
2 10.01-14.01 Зимние забавы. Зимние виды спорта
3 17.01-21.01 Домашние животные
4 24.01-28.01 Детеныши домашних животных
5 31.01-04.02 Домашние птицы и их птенцы
февраль 1 07.02-11.02 Животные и птицы холодных стран
2 14.02-18.02 ОБЖ
3 21.02-25.02 День Защитника Отечества
4 28.02-04.03 Комнатные растения, (Птицы)
март 1 07.03-11.03 8 марта. Мамин праздник
2 14.03-18.03 Весна
3 21.03-25.03 Театральная неделя
4 28.03-01.04 Неделя детской книги
апрель 1 04.04-08.04 Транспорт
2 11.04-15.04 День космонавтики. Космос
3 18.04-22.04 Профессии
4 24.04-29.04 Семья
май 1 02.05-06.05 Цветы
2 10.05-13.05 День Победы
3 16.05-20.05 Насекомые
4 23.05-27.05 Лето
5 30.05-03.06 Летние забавы